Абу́ль-Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад аль-Куртуби, известен как Ибн Рушд (араб. ابن رشد; 1126, Кордова — 10 декабря 1198, Марракеш) — западноарабский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверро́эс.
Автор трудов по логике, аристотелевской и исламской философии, богословию, религиозному праву маликитского мазхаба, географии, математике, физике, астрономии, небесной механике, медицине, психологии и политике. Перипатетик, видный представитель восточного аристотелизма, основоположник аверроизма; переводы его трудов на латынь способствовали популяризации Аристотеля в Европе.
Отец Ибн Рушда был главным судьей и муфтием Кордовы. Ибн Рушд обучался у крупнейших учёных своего века и был в дружеских отношениях со знаменитым суфийским мыслителем Ибн Араби и известными учёными Ибн Туфайлем и Ибн Зухром. При альмохадском султане Юсуфе (1163—1184) достиг высших почётных должностей и жил то в Марокко, то в Севилье или Кордове. При его наследнике Аль-Мансуре Ибн Рушд как придворный лекарь и друг халифа находился вначале в большой милости. Однако затем его строго рационалистические воззрения стали входить в противоречие с более ортодоксальными взглядами султана; в итоге, Ибн Рушд был обвинён завистниками в несоблюдении учения Корана и, попав в немилость, был смещён с должностей и жил в изгнании близ Кордовы, а его произведения были сожжены. Через несколько лет, когда сам султан стал заниматься и интересоваться философией, Ибн Рушд в 1197 году был опять призван ко двору в Марракеш (Марокко) и осыпан доказательствами благосклонности, но вскоре после этого он умер в 1198 году в Марокко. Его тело было отправлено в Кордову, где и было предано земле.
Ибн Рушд перевёл с сирийского и прокомментировал ряд сочинений Аристотеля (отсюда его поименование в философии средневековья и Возрождения — «Комментатор»). Одно из его основных философских сочинений это «Непоследовательность непоследовательности» (Tahāfut al-Tahāfut), в котором он отстаивает аристотельянство, полемизируя с аль-Газали и его работой «Непоследовательность философов» (Tahāfut al-Falāsifa).
Его причисляют к представителям восточного перипатетизма, замечая, что он был сторонником наиболее аутентичного аристотельянства, очищенного от примесей неоплатонического учения о эманации. В работах Ибн Рушда заметно влияние александрийских комментариев Аммония, Фемистия и др. В спорах с Аль-Газали он выступал как рационалистический защитник философии.
В западноевропейской средневековой философии существовало направление, сторонники которого продолжили начатую Ибн Рушдом интерпретацию учения Аристотеля. Направление получило название аверроизма. Его сторонники не заботились о согласовании философии Аристотеля с христианским вероучением (ими была выдвинута концепция «двойственной истины», обосновывавшая независимость истин разума от истин религии).
Он написал также книгу по медицине «Colliget» (арабское «Куллийят» — «система»), которая была переведена на латинский язык и несколько раз перепечатывалась. Многие его произведения переведены также на иврит.
Абу́ль-Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад аль-Куртуби, известен как Ибн Рушд (араб. ابن رشد; 1126, Кордова — 10 декабря 1198, Марракеш) — западноарабский философ. В Западной Европе… Развернуть
Мухйидди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Али́ аль-Андалу́си — исламский богослов из Мусульманской Испании, крупнейший представитель и теоретик суфизма. Известен как «Величайший шейх» суфизма. Ибн Араби разработал учение о единстве бытия, отрицающее различия Бога и мира.
Мухйидди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Али́ аль-Андалу́си — исламский богослов из Мусульманской Испании, крупнейший представитель и теоретик суфизма. Известен как «Величайший… Развернуть
Писал на иврите. Путешествовал по Провансу, Египту, Палестине, Сирии и Месопотамии, где во многом содействовал ознакомлению местных еврейских общин с культурой евреев Испании. Наиболее известное произведение Алхаризи «Тахкемони» («Ты умудряешь меня», создано после 1220 г.) написано рифмованной прозой в стиле арабских макам (Алхаризи — один из зачинателей этого жанра в еврейской литературе). Блестящая по стилю книга не только является лучшим образцом жанра макамы в средневековой еврейской литературе, но и содержит ценные сведения о еврейской жизни и культуре того времени.
Другая книга Алхаризи «Сефер ха-‘анак» («Книга ожерелья») состоит из 257 коротких стихотворений на нравственные и религиозные темы. Большинство из них представляет собой рифмованные каламбуры, состоящие из двух строф. Алхаризи перевел на иврит, под названием «Махбарот Итиэль» («Тетради Итиэля», не позднее 1218 г.) макамы арабского писателя ал-Харири.
Написанный на арабском языке трактат Маймонида «Далалат ал-хаирин» («Наставник колеблющихся») переведен Алхаризи на иврит под названием «Море невухим». Этот перевод лег в основу латинской и испанской версий трактата, хотя еврейский читатель на протяжении веков предпочитал более точный одноименный перевод Шмуэля Ибн Тиббона. Алхаризи перевел также введение в Мишну Маймонида и его комментарии к первым трактатам мишнаитского раздела Зра‘им.
Писал на иврите. Путешествовал по Провансу, Египту, Палестине, Сирии и Месопотамии, где во многом содействовал ознакомлению местных еврейских общин с культурой евреев Испании.… Развернуть
Корё Ким Бу Сик — корейский историк, философ, писатель и государственный деятель. Автор хроники «Самгук саги» («Исторические записи трёх государств»).
Ким Бусик был прямым потомком короля Муёля. В 1096 году в возрасте 22-х лет он начал свою службу при дворе. В 1116 году король Ечжон отправил его в Китай, где он познакомился с трудами китайских историков. Именно они натолкнули его на мысль написать собственную книгу по древней истории Кореи, но этот замысел удалось осуществить много лет спустя. Серьезным испытанием в его политической карьере стало восстание Мё Чхона. В 1126 году этот буддийский монах стал идеологом переноса столицы государства из Кэгёна в Согён (современный Пхеньян). Мё Чхон и его сторонники утверждали, что если перенести столицу в более достойное место, то не только дела в государстве пойдут лучше, но и чжурчжэньское государство Цзинь само покорится Корё. Король Инчжон прислушался к словам Мё Чхона, и в окрестностях Согёна был построен новый дворец, в котором король стал часто бывать. Новые чиновники во главе с Мё Чхоном добивались усиления своего влияния в государстве, против чего решительно выступала старая столичная аристократия. Чтобы сломить её сопротивление, в 1135 году Мё Чхон организовал мятеж, подчинив себе военный гарнизон Согёна.
На подавление восставших выдвинулись правительственные войска, которыми командовал Ким Бу Сик. Но покорить осаждённый Согён удалось только спустя год. Победа вознесла Ким Бу Сика на вершину политической карьеры, однако дальнейшее обострение борьбы за власть между придворными группировками привело в 1142 году к его отставке. Но уход с государственной службы дал Ким Бу Сику возможность завершить главный труд всей его жизни - «Самгуксаги». Заслуга в появлении «Самгуксаги» принадлежит не только Ким Бу Сику. Этот труд – итог огромной работы коллектива 11-ти историков, возглавляемых Ким Бу Сиком. Сам он лично написал предисловие к каждой главе, комментарии ко многим историческим событиям, сверил фактический материал и сформулировал выводы.
«Самгуксаги» насчитывает 50 томов, посвящённых истории Трех государств – Силла, Когурё и Пэкче. В последних 10 томах обобщён фактический материал на более чем 80 исторических личностей. В этих биографиях просматривается яркий своеобразный почерк Ким Бу Сика как историка и литератора. Особое место среди них занимает «Сказание об Ондале», повествующее о генерале Ондале, который, благодаря его преданной жене, принцессе Пхёнган, стал одним из самых прославленных военачальников государства Когурё. Это сочинение считается непревзойдённым литературным шедевром в истории Кореи. «Самгуксаги» выделяется ещё и тем, что при описании событий в трёх государствах воссоздается многоплановая картина, отображающая не только жизнь наших предков в разных сферах – политической, общественной и культурной, но и отношения древней Кореи с её ближайшими соседями – Китаем и Японией. Впечатляет и временной охват исторического труда, в котором предстает тысячелетняя история Трех государств – от их зарождения до заката.
В отличие от другого широко известного исторического источника, «Самгук юса» (Забытых деяний Трех государств), в котором много историй из жизни простых людей, в «Самгуксаги» в основном повествуется о событиях, связанных с деятельностью королевского двора и аристократии. Однако общепризнанно, что нет более достоверного источника по истории Трех государств, чем «Самгуксаги».
Корё Ким Бу Сик — корейский историк, философ, писатель и государственный деятель. Автор хроники «Самгук саги» («Исторические записи трёх государств»). Ким Бусик… Развернуть
Галл Аноним (лат. Gallus Anonymus, польск. Gall Anonim; конец XI — начало XII века) — автор древнейшей польской хроники, написанной на латинском языке, под названием Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, в русском переводе известной как «Хроника или деяния князей и правителей польских». Происхождение Галла Анонима продолжает быть предметом научных споров (в частности, неясно, указывает ли имя Галл на французское происхождение, работал ли он раньше в Венгрии).
Хроника Галла Анонима состоит из 3 книг и охватывает историю Польши до 1113 (период, практически синхронный описываемому в русской Повести временных лет и «Чешской хронике» Козьмы Пражского), даёт в целом достоверное её изложение, является наиболее богатым и ценным источником.
Хроника послужила источником для дальнейшей польской средневековой и новой историографии. В частности, на историографической концепции Галла основывалась польская идеология «золотой вольности».
Впервые издана в 1749 году.
Галл Аноним (лат. Gallus Anonymus, польск. Gall Anonim; конец XI — начало XII века) — автор древнейшей польской хроники, написанной на латинском языке, под названием Cronicae… Развернуть
Рашид ад-Дин Мухаммед ибн Мухаммед ибн Абд аль-Джалиль аль-Умари по прозвищу Ватват - персидский поэт, писатель, филолог, государственный деятель.
Авраам бен Меир ибн Эзра (ивр. אברהם אבן עזרא, исп. Abraham ben Meir ibn Ezra); также Абен-Езра (1089, Тудела, тайфа Худидов — 1164, Калаорра, Королевство Наварра) — средневековый наваррский (испанский) и еврейский учёный раввин-философ, занимался математикой, богословием, астрономией, астрологией и особенно библейской экзегетикой, также поэт и лингвист, знал многие восточные языки. Автор простого и ясного толкования в буквальном смысле почти всех книг Ветхого Завета (за исключением Паралипоменона). Автор сборника гимнов, песен, шуток и загадок (немецкий перевод 1885—1892). Один из основополагателей грамматики ивритa. Среди математических достижений, ему принадлежат вычисления и свойства биномиальныx коэффициентов. Автор многих книг по астрономии и астрологии.
Современником именуется арабским именем Абу-Исхак (Ибрагим) ибн-аль-Маджид ибн-Эзра. В средневековых сочинениях именовался Abraham Judaeus (Авраам Иудей), Avenara, Avenare (Авенара; Ебенара; Евенара).
Кроме написания самостоятельных трудов, делал классические переводы с арабского, и может быть назван «главой переводной литературы» (ראש המעתיקים) с большим правом, чем переводчик с арабского Иуда ибн-Тиббон (1120—1190) из Люнеля, который начал свою деятельность на 20 лет позже и который оценивал по достоинству значение ибн Эзры для еврейства Средней Европы, называя его своим предшественником в деле «пробуждения интереса к светским наукам на еврейском языке», единственно доступном для евреев тех стран, где отсутствовало знакомство с арабским, научным языком того времени
В первый, более длинный из этих двух периодов, ибн Эзра известен на своей родине, главным образом, как поэт и мыслитель. Его восхваляют как религиозного философа («мутекаллим»; «говорящий») и как человека, одарённого большим красноречием. Авраам ибн-Дауд говорит о нём в конце своего «Sefer ha-Kabbalah» («Книга традиции») как о «последнем в цепи тех великих людей, которые составляли гордость испанского еврейства, подкрепляя руки Израиля песнями и словами утешения». К первому периоду относят большую часть его религиозных и других стихотворений. Сам ибн Эзра имеет обыкновение называть себя «певцом» (השר) или «отцом песней» (אבי שירות). Гейне высоко ценил ибн Эзру как поэта: он поставил его рядом с такими величинами, как рабби Иехуда Галеви и Соломон ибн-Гебироль, назвав их «трёхзвездием» еврейско-испанской поэзии.
Личными друзьями ибн Эзры в испанский период были Йосиф ибн-Цаддик и Иехуда Галеви, который был лишь несколькими годами старше ибн Эзры. В его комментарии к Библии встречаются некоторые толкования, которые он мог позаимствовать только из бесед с р. Иехудой Галеви. Что ибн Эзра часто дискутировал с различными представителями караимского учения ещё в Испании, где это учение было тогда сильно распространено, и что он хорошо был знаком с литературой караимов, об этом свидетельствуют многие места того же комментария к Библии.
Во второй период деятельности, не будучи связан семейными узами, ибн Эзра ведёт жизнь скитальца, оставаясь в некоторых местах по нескольку лет. Его путешествие по Северной Африке и Египту могло быть совершено в промежуток времени между отъездом из Испании и прибытием в Рим (1140). Возможно, что пребывание ибн Эзры в Африке совпало с пребыванием там Иехуды Галеви. Одно место у Соломона ибн-Пархона, по-видимому, намекает на эту встречу, хотя замечание автора может быть истолковано и иначе. Возможно также, что путешествие ибн Эзры по Востоку — поездка в Палестину и Багдад (предание гласит, что ибн Эзра добрался даже до Индии) — должно быть отнесено ко времени между двумя его пребываниями в Италии или же имело место после его жизни в Италии и перед его поездкой в Прованс.
Уже в первый год жизни в Риме (1140) он разработывает некоторые задуманные им темы. За два поколения до него, в 1080 году Моисей ибн-Гикатилла (Джикатилла) сделал два перевода грамматических трудов Хайюджа, но неточных и неудовлетворительных, поэтому ибн Эзра взялся за новый перевод тех же самых произведений[18]. Этими своими переводами он становится классическим предшественником семьи Тиббонитов.
Вплоть до 1155 года преподаёт грамматику и языки в среде итальянских евреев. В Риме его учеником был Вениамин бен-Иоаб, для которого ибн Эзра составил комментарий к Иову. Позже ибн Эзра останавливался в Лукке (1145), Мантуе (1145—1146) и Вероне (1146—1147). В Мантуе закончил (1145) грамматический труд «Zachot»; снова находился в этом городе в 1153 году. Плодом его пребывания в Италии явился целый ряд произведений по библейской экзегетике и грамматике.
В Прованс ибн Эзра отправился до 1155 году. Там он остановился в городе Безье, где написал книгу об именах и атрибутах Бога, посвятив её своим покровителям, Аврааму бар-Хаим и Исааку бен-Иегуда.
Затем ибн Эзра пребывал некоторое время в Северной Франции, в городе Дрё (Dreux). Ho вследствие описки долгое время думали, что ибн Эзра писал некоторые из своих произведений на острове Родосе, так как еврейское «דרוס» (Dreux) превратилось у переписчиков в «רדוס»; и с лёгкой руки Греца впоследствии под этим стали подразумевать город Родез (Rhodez) в Южной Франции[20]. В Дрё ибн Эзра завершил некоторые из своих трудов экзегетического характера и там же приступил к составлению нового комментария к Пятикнижию. Там же общался с двумя знаменитыми внуками Раши, р. Яковом Там и р. Самуилом б.-Меир; сохранилось даже стихотворение, составленное ибн Эзрой в честь последнего.
В 1156 г. он посетил Лондон, где написал свое религиозно-философское произведение «Jesod Моrа» (ימוד מורא) для своего ученика Иосифа бен-Яков, а также небольшой трактат о субботе (אגרת שבת).
В 1160 году поселился в Нарбонне.
Авраам бен Меир ибн Эзра (ивр. אברהם אבן עזרא, исп. Abraham ben Meir ibn Ezra); также Абен-Езра (1089, Тудела, тайфа Худидов — 1164, Калаорра, Королевство Наварра) —… Развернуть
Абу-ль-Маджд Махмуд ибн Адам Санаи (1080, Газни, Афганистан — между 1131 и 1141, Газни, Афганистан) — персидский поэт, один из крупнейших суфийских поэтов.
Родился в городе Газни (Афганистан). Сочинять стихи начал в годы правления газневида Мас’уда III (1099—1115). Некоторое время жил в городе Балхе, где занимался религиозными науками и суфизмом. В 1124 году вновь возвратился в Газну. Его, уже ставшего известным поэтом, пригласил к своему двору султан Бахрам-шах (1118—1152), которому Санаи посвятил одно из наиболее значительных своих произведений — дидактическую поэму «Сад истин» («Хадикат аль-хакаик», 1131).
Перу Санаи принадлежит ряд крупных произведений, среди которых «Книга подвигов Балха», «Книга любви», «Книга разума». Наибольшей популярностью пользуются поэмы «Сад истин» (в подражание которой через несколько десятилетий Низами напишет свою «Сокровищницу тайн») и «Путешествие рабов божьих к месту возврата».
В лирике малых форм представлены все жанры ближневосточной поэзии; её принято классифицировать по тематическому принципу, выделяя аскетические, хвалебные, элегические, сатирические и др. стихотворения. Обращают на себя внимание своей социальной направленностью рубаи Санаи; по форме и содержанию они близки к народным четверостишиям. Произведения Санаи сыграли большую роль в развитии дидактической линии в поэзии, долго служа образцом для поэтов последующих веков.
Абу-ль-Маджд Махмуд ибн Адам Санаи (1080, Газни, Афганистан — между 1131 и 1141, Газни, Афганистан) — персидский поэт, один из крупнейших суфийских поэтов.
Родился в городе… Развернуть
Хильдегарда фон Бинген - аббатесса бенедиктинского монастыря, редкостный многопрофильный талант – писатель, поэт, лингвист, художник, композитор, ученая, философ, врач, натуралист, ясновидящая, христианский мистик, эрудит и, наконец, просто красавица. Эту удивительную женщину внимательно слушала и церковная элита, и императоры.
Хильдегарда родилась десятым, очень слабым, болезненным ребенком в семье дворян Хильдеберта и Мехтильды, служивших графам фон Шпонхайм. С трехлетнего возраста ее начали посещать видения, в 8 лет она была отдана на воспитание монахине Ютте фон Шпонхайм, сестре графа. Когда девочке исполнилось 14, они с Юттой переселились в женский скит при мужском бенедиктинском монастыре. Хильдегарда изучала Библию, песнопения и молитвы бенедиктинцев, латинскую патристику и свободные искусства. В 1136 году после смерти Ютты Хильдегарда приняла руководство женской монашеской общиной в составе десятка монахинь. К 1152 году при ее содействии для общины был построен монастырь Рупертсберг под Бингеном, на перекрестке торговых и паломнических путей, где неподалеку находилась штаб-квартира влиятельного архиепископства, ближе к миру, где была возможность получать последние новости из области различных наук, где был лучший доступ к интеллектуальным богатствам эпохи.
В 1165 году в Айбингене был создан филиал ее монастыря, принимавший послушниц любого происхождения и сохранившийся по сей день. Под ее началом в монастыре сформировалась жизнерадостная девичья коммуна. Хильдегарда говорила, что в раю не было уродства, поэтому «девственницы с правом на райскую прописку могут наслаждаться своей красотой». Хильдегарда отвергала установку бенедиктинского ордена на строгий аскетизм и самобичевание. Черпать и радость в религии позволяла другая, жизнеутверждающая установка. Хильдегарда – автор жизнеописания святых, трактатов по медицине и траволечению, по истории, по космологии. Она писала о том, что человек – это микрокосмос, о временных циклах вселенной. Задолго до Ньютона средневековая монахиня изложила закон всемирного тяготения, за полвека до Галилея описала нашу планету как вращающийся шар, за 700 лет до Эрстеда и Ампера заговорила о магнитных полях. И иллюстрировала свои трактаты Хильдегарда тоже сама – например, изобразила карту вселенной и необыкновенно филигранные сложные мандалы, не уступающие тибетским. На одной из них – человек в сердце Космоса. Через 300 лет появился очень похожий на него знаменитый Витрувианский человек Леонардо да Винчи – рисунок канонических пропорций вписанного в круг и квадрат тела.
Хильдегарда написала «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum), известную в двух частях: «Книга о простой медицине» (Liber simplicis medicinae), или «Физика», и «Книга об искусстве исцеления» (Liber compositae medicinae, или Causae et curae), где есть информация и советы, не потерявшие своей актуальности даже сегодня. Хильдегарда проповедовала целостный подход к лечению человека, согласно которому его необходимо рассматривать в совокупности физической, психической и душевной сфер. Девиз такой концепции: «Сначала выздоравливает душа, за ней и тело». Кроме того, Хильдегарда предостерегала, что природа (в тогдашней лексике – «элементы») может направить свою силу против человека, вплоть до его уничтожения, в случае если человек не перестанет систематически ее разрушать.
Лечебна и музыка Хильдегарды, «таинственно изукрашенная многими чудесами». Слушать ее особенно рекомендуется людям с расстройствами психики, страдающим бессонницей. В книге «Жизнь после смерти» Роберт А. Уилсон написал, что «Хильдегарда Бингенская написала больше первоклассной музыки, чем Моцарт, Бах и Скотт Джоплин, вместе взяты». Хильдегарда – автор и кулинарных рецептов. Как целитель и знахарь она использовала наговоренный хлеб и овсянку, школьникам рекомендовала «вразумляющее печенье», улучшающее работу головного мозга, а своим послушницам – хорошее пиво. Современник Хильдегарды Гибер из Жанблу писал, что она первая после Девы Марии смогла возвеличить женщину своими трудами. Хильдегарду называли «сияющий блеск священной религии». При том что смелая женщина открыто критиковала существующую политику за излишнюю жестокость, абсурдность, инквизицию, общением с ней гордились самые знаменитые люди – например, вел переписку сам Фридрих Барбаросса, император Священной Римской Империи, соратник короля Ричарда Львиное Сердце. Переписывалась она и с несколькими Римскими Папами.
Прожила Хильдегарда 81 год. После смерти тремя Папами и Церковным собором ее откровения были признаны достоверными. В октябре 2012 года Папа Бенедикт XVI официально канонизировал Хильдегарду Бингенскую и присвоил ей титул Учитель Церкви.
Хильдегарда фон Бинген - аббатесса бенедиктинского монастыря, редкостный многопрофильный талант – писатель, поэт, лингвист, художник, композитор, ученая, философ, врач,… Развернуть
Фудзивара Тэйка или Фудзивара-но Тэйка (яп. 藤原定家, известный также под именем Фудзивара Садаиэ; 1162, Киото, Япония - 26 сентября 1241 г., Киото, Япония) - японский поэт,филолог и теоретик поэтического искусства.
Сын поэта Фудзивары Тосинари (Сюндзэй). Отец поэта Фудзивары Тамэиэ. Наставник в поэтическом искусстве сёгуна Минамото-но Санэтомо.
В правление императора Го-Тобы Фудзивара-но Тэйка руководил составлением антологии «Синкокинвакасю» («Вновь созданное собрание японских песен»). Также он составил антологию «Хякунин иссю» («Сто стихотворений ста поэтов») в 1235 году.
Раннее творчество Тэйки, в частности, «тёмный» стиль его поэзии вызвали противоречивые отзывы современников, однако спустя недолгое время из его произведений родилось новое направление японской поэзии. «В зрелые годы Тэйка становится центральной фигурой литературной жизни Японии. В его теоретических сочинениях с классической полнотой изложены основы японского понимания сути поэтического слова, понимания прекрасного».
Его стихи считают непревзойдёнными по чувству югэн.
В старости принял монашество.
Фудзивара Тэйка или Фудзивара-но Тэйка (яп. 藤原定家, известный также под именем Фудзивара Садаиэ ; 1162, Киото, Япония - 26 сентября 1241 г., Киото, Япония) - японский… Развернуть
Родился в 1153г.
Архиепископ Тарса Киликийского, родственник армянского католикоса Нерсеса IV Шнорали (Благодатного), поэт, ученый и проповедник, крупнейший общественный и церковный деятель Киликийской Армении.
Будучи отпрыском княжеского рода, он избрал себе духовное поприще и очень молодым получил сан вардапета. Был широко образован, знал языки, его перу принадлежит ряд богословских трудов, которые перечисляет Киракос Гандзакеци в своей «Краткой Истории». Особенно известны его «Синодальные речи». Нерсес Ламбронаци был известен свободомыслием в церковных делах, активно боролся за сближение Армянской церкви с римской и греческой.
Когда в 1179 г. в Киликии, в Рум-Кла (Рум-Кале), на берегу реки Евфрат, был созван собор, рассмотревший вопрос церковного объединения, Нерсес, по поручению патриарха армянского Григория IV (1173-1193), произнес замечательное слово, и только смерть греческого императора Мануила Комнена помешала осуществлению постановлений собора. После этого против Нерсеса был воздвигнут ряд обвинений в измене интересам церкви.
Умер в 1198г.
Родился в 1153г.
Архиепископ Тарса Киликийского, родственник армянского католикоса Нерсеса IV Шнорали (Благодатного), поэт, ученый и проповедник, крупнейший общественный и… Развернуть
Родился предположительно в 1120 или 1130 (по другим данным – в 1140) в Гандзаке (ныне Гянджа, Азербайджан), где получил первоначальное образование, а затем решил посвятить себя духовному призванию и принял монашеский сан.
Стремясь обрести новые знания, он отправился искать ученых-вардапетов, учился у Ованнеса Тавушеци и других ученых, получил звание вардапета.
Однако и это не удовлетворило его, он переселился из Восточной Армении в Киликию, где, скрыв, что уже имеет ученую степень вардапета, продолжал учиться у виднейших ученых Черной горы.
Умер в 1213 в монастыре Нор Гетик (ныне - село Гош в Армении).
Мхитар Гош основал монастырь Нор Гетик, который после его смерти стал называться Гошаванк (то есть монастырь Гоша - арм.).
Родился предположительно в 1120 или 1130 (по другим данным – в 1140) в Гандзаке (ныне Гянджа, Азербайджан), где получил первоначальное образование, а затем решил посвятить себя… Развернуть
Камаладдин Исфахани (1172-1237) - выдающийся персидсикй поэт, сын Джамаладдина Исфахани, ученый и философ (последователь Сухраварди, казненного за свои еретические учения).
Посвящал касыды-панегирики хорезмшахам Текешу и Джалаладдину Манкубарни, оказавшему упорное сопротивление полчищам Чингисхана.
В конце жизни отошел от мирских дел и поселился в келье; был убит монгольскими воинами.
Поэт получил прозвище "халлак ал-маани" - творца глубокомысленных образов. Его рубаи тематически делятся на любовные, панегирические и философские.
Камаладдин Исфахани (1172-1237) - выдающийся персидсикй поэт, сын Джамаладдина Исфахани, ученый и философ (последователь Сухраварди, казненного за свои еретические учения).… Развернуть
Архиепископ Савва I Сербский (серб. Свети Сава, в миру Растко Неманич, серб. Растко Немањић) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, религиозный, культурный и политический деятель. Основатель автокефальной Сербской православной церкви и её первый архиепископ с 1219 года. Возможный автор Законоправила святого Саввы, сербского Номоканона, первого сербского сборника церковных правил и светских законов.
Архиепископ Савва I Сербский (серб. Свети Сава , в миру Растко Неманич, серб. Растко Немањић) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви, религиозный,… Развернуть
Иуда бен Саул ибн Тиббон родился в 1120 году в Гранаде.
В 1150 году Иуда ибн Тиббон оставил Гранаду, вероятно вследствие преследований Альмохадов, и переехал в Люнель, Южная Франция.
Как переводчик Иуда ибн Тиббон составил себе память передачей на иврит крупнейших арабских произведений средневековых еврейских философов.
Иуда бен Саул ибн Тиббон родился в 1120 году в Гранаде.
В 1150 году Иуда ибн Тиббон оставил Гранаду, вероятно вследствие преследований Альмохадов, и переехал в Люнель, Южная… Развернуть
Герлах, аббат Милевский (чешск. Opat Jarloch) - чешский летописец и первый настоятель Милевского монастыря.
Вильгельм Тирский (лат. Willelmus Tyrensis, также Гийом или Гильом; около 1130, Иерусалим — не ранее 29 сентября 1186, Рим) — видный церковный и общественный деятель Иерусалимского королевства, придворный историк короля Амори I, один из важнейших летописцев крестовых походов.
Вильгельм Тирский (лат. Willelmus Tyrensis, также Гийом или Гильом; около 1130, Иерусалим — не ранее 29 сентября 1186, Рим) — видный церковный и общественный деятель… Развернуть