Больше цитат

AnnaYurievna

27 декабря 2020 г., 16:28

«Расчитали». Что дальше? *... «Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение»

«Расчитали». Что дальше?
* * *
Итак, вы прошли с ребенком непростой путь. Вы окружили его домашними книгами, плакатами и книжками-картинками, вы читали ему вслух при каждом удобном случае, вы сами на глазах у ребенка прочли такое количество книг, что они могут составить небольшую библиотеку. И ребенок наконец-то, пользуясь термином, предложенным Женей Кац, «расчитался». То есть разогнался и читает с увлечением самостоятельно. Что делать теперь?

Продолжать читать вслух
Многие родители совершают большую ошибку, переставая читать ребенку вслух, как только он начинает с увлечением читать самостоятельно. Происходит это по разным причинам. Кто-то считает, что сделал свое дело, и теперь, если ребенок хочет узнать о чем-то интересном, пусть погружается в чтение самостоятельно. Кто-то боится избаловать ребенка чтением вслух, переживает, что привычка слушать отобьет привычку читать, и так далее. К сожалению, происходит обратная история: ребенок, которому перестают читать вслух, потихоньку перестает читать и сам. Дело в том, что как бы бегло ни читал ребенок, все равно при чтении ему вслух взрослым образы пока рождаются ярче, их больше, читательский опыт становится все богаче и богаче. Когда ты слышишь историю в исполнении папы и мамы, то она оживает на глазах, ее можно прочувствовать, не заботясь о том, какие непонятные слова попадаются в тексте. А еще ее можно обсудить и потом долго проигрывать внутри. И совершенно точно можно не бояться избаловать ребенка чтением вслух. Моей подруге, поэту Анне Игнатовой, папа читал книги вслух до первого курса института! Чтение взрослыми детям — это не только передача информации из книги. Это еще и совместное времяпрепровождение, которое так ценят дети в наш век, когда все торопятся и спешат.

Если вы почувствуете, что настал новый этап в жизни маленького читателя, можно подумать о том, чтобы сменить подход к детскому чтению. В 5–7 лет дети только открывают мир вокруг себя. Им интересны книги о работе родителей, о музеях, зоопарках, городах и странах, которые они посетили, о проблемах с экологией или трудностях в отношениях между людьми. В 7–9 лет интерес к окружающему миру растет, и детей интересует уже то, что они сами могут сделать в этом мире и какие шаги стоит для этого предпринимать. Многие на данном этапе начинают проявлять интерес к истории.

ПОДСКАЗКИ
Если ваш ребенок заинтересовался историей, можно делать домашние книги, посвященные историческим личностям или событиям, а можно создать «Историю нашей семьи», где будет рассказано о прапрабабушках и прапрадедушках.

«Подружить» детей с писателями
Кроме того, в жизни 7–9-летнего ребенка появляется такая штука, как школьная программа по чтению, которая обсуждалась выше, и нам, родителям, очень важно донести до ребенка следующее: нужно не пытаться угадать, что там имел в виду автор, когда писал книгу, а сформировать собственное ощущение от книги. Не стоит заставлять детей анализировать тексты, предложенные в школьных учебниках.

САМОЕ ВАЖНОЕ НА ДАННОМ ЭТАПЕ — познакомить их с классиками русской литературы и создать у детей благоприятное впечатление о знакомстве.

Почитайте биографии писателей (например, книгу «Жизнь замечательных детей» Валерия Воскобойникова или «Рассказы о русских писателях» Надежды Шер), съездите вместе по пушкинским местам или в Ясную Поляну. Писатели должны предстать перед детьми как друзья, а не взирать с укором с портретов, развешанных в классе.

ЗАДАНИЕ
Составьте план чтения на месяц. Он может состоять из трех пунктов:

1) книги, которые вы читаете ребенку вслух (2–3);

2) книги, которые вы планируете купить или взять в библиотеке и предложить ребенку прочесть (4–5);

3) произведения русской классической литературы, которые ребенку предстоит одолеть по программе и о которых вы сможете поведать так, что юному читателю станет интересно (сюда можно добавить прослушивание аудиокниг с рассказами классиков и план поездки в дома-музеи) (1–2).

Читать по очереди
Очень важно поддерживать «костер» чтения в семье даже в период сильной загруженности. Пусть в это время дети и взрослые не читают сами себе, но останется традиция совместного чтения хотя бы по выходным.

Ребенок, конечно, не может читать без перерыва — бывают разные дни. Иногда хочется уединиться с книгой на несколько часов. А иногда — отдать все свободное время играм. Все как у взрослых.

Однако если вы чувствуете, что период нечтения затянулся, а ребенок забыл дорогу к книжному шкафу, есть смысл предложить читать какую-нибудь книгу по очереди. Возьмите книгу, которую не читали ни вы, ни ребенок. И начните читать. Покончив с первой главой, передайте эстафету ребенку.

ПОДСКАЗКИ
Договоритесь, что, прочитав, вы будете отвечать по очереди на один-единственный вопрос.

Например:

— Что мне показалось интересным?

— Что меня зацепило?

— Что смешного/грустного в тексте?

Отвечая по очереди на тот самый единственный вопрос, не экзаменуйте ребенка, требуя от него знания деталей текста, лучше поделитесь собственным искренним впечатлением от главы.

Книга для совместного чтения должна отвечать НЕКОТОРЫМ ТРЕБОВАНИЯМ:
• не быть слишком сложной для понимания;

• состоять из нескольких глав или рассказов;

• содержать посыл, который можно обсуждать с разных точек зрения.

То есть по возможности нужно выбирать такую книгу, которая волновала бы читателя и подталкивала его обсудить сюжет и героев вслух. Первой такой книгой для нас с дочерью стала повесть Анны Игнатовой «Верю — не верю». В ней рассказывается о мальчике, который попал в город, где никто не врет. Проблематика книги затрагивает важные вопросы: есть ли ситуации, когда нам необходимо прибегать к обману, и стоят ли они того, чтобы врать?

Можно по очереди читать книгу целиком, но, когда ребенку не читается, ему трудно долго фокусироваться на сюжете. Лучше разбить книгу на главы. И обязательно сообщайте ребенку, что вы хотели прочесть главу сегодня вечером, но не хватило времени. Покажите, что эта книга — часть не только его жизни, но и вашей.

ГЛАВНОЕ, чтобы ребенок ощущал не ваше грозное, как у классиков с портрета, нависание, а ПОНИМАНИЕ и ЛЮБОВЬ.
ЗАДАНИЕ
Составьте список из 3–4 книг, которые могут пригодиться для совместного чтения (можно ориентироваться на книжные обзоры на сайтах «Папмамбук», «Библиогид», журнала «Переплет» или интернет-магазина «Лабиринт»).

Итак, конечно, когда ребенок уже «расчитался», можно оставить его в покое: пусть сам выбирает книги для чтения, пусть перестает читать на какое-то время, пусть игнорирует одни книги по программе и выбирает другие.

Но если вам хочется подкидывать дровишки в костер чтения, не отказывайте себе в этой радости — предложите ребенку читать вместе любым способом.