Больше цитат
1. При прочих равных... «Память человека и ее воспитание»
1. При прочих равных обстоятельствах, ассоциация или следовали друг за другом соответствующие представления (11).
2. Ассоциация оказывается тем прочнее, чем больше сосредоточивалось внимание на данных представлениях в период их сосуществования или следования друг за другом (12).
3. Сила образованных ассоциаций (поскольку она может быть измерена при помощи описанных выше
методов) с течением времени ослабевает с уменьшающейся скоростью, причем обнаруживаются
большие индивидуальные различия. Если две ассоциации обладают одинаковой силой, но разной давностью, то более ранняя ассоциация слабеет медленнее, чем
более поздняя (11, 12).
4. Одно и то же число повторений может оказывать неодинаковое влияние на прочность ассоциации, в зависимости от того, как эти повторения распределя
ются во времени. Ассоциация оказывается более прочной и слабеющей с меньшей скоростью, если повторения не сосредоточиваются на одном определенном промежутке времени, а распределяются на более продолжительный период. Чем больше период времени, на который распределены повторения, тем прочнее (до известной границы) образованные ассоциации. Так например 24 повторения одного и того же ряда бессмысленных слогов дадут лучшие результаты, если мы
распределим их (группами по 4 повторения) на 6 дней,
чем если сосредоточим все повторения (группами по 8 повторений) в трех днях. Но еще более благоприятные результаты получатся, если мы распределим эти повторения (группами по 2 повторения) на 12
дней (28)
5. Если в состав ассоциации входят два представления, которые, будучи взяты сами по себе, воспроизводятся не с одинаковой легкостью, то данная ассо
сте окажется более сильное представление. Так например при заучивании ряда слогов получается
более прочная ассоциация, когда ударный или напечатанный более жирным шрифтом слог стоит на первом, а не на втором месте (12).
6. Е с л и
непосредственно вслед за многократным повторением какого-нибудь ряда впечатлений (например слогов) мы переходим к работе, требующей значительного напряжения внимания, то ассоциации, образованные этими повторениями, оказываются впоследствии более слабыми, чем это было бы при отсутствии последующей напряженней работы. Следовательно интенсивная умственная работа вредно отражается на прочности ассоциаций, образованных в период времени,
непосредственно предшествующий ей
(о б р а т н а я задержка).
7. Если между представлениями (а-\-Ъ) была уже установлена ассоциация, то в случае повторения одного из этих представлений (а) в связи с каким-нибудь третьим представлением (с), у с т а н о в к а новой ассоциации (а-[-с)тормозится наличием прежней ассоциации. Это явление известно под именем ассоциативной задержки. Все знают, что „переучиваться" чему-нибудь бывает труднее, чем выучиваться заново.
8. Если представление а часто вызывает ассоцированное с ним представление Ъ, которое в свою очередь вызывает представление с, причем внимание сосредоточено главным образом на представлениях а и с, представления Ь становится все более мимолетным и
наконец совсем исчезает. Таким образом вместо ряда а-\-Ь-\-с мы сознаем только ряд a - j - c . Так например при начале изучения иностранного языка, представле
ние предмета, обозначаемого иностранным словом, связывается при помощи слова родной речи. Но постепенно эта посредствующая связь слабеет, и мы прямо ассоциируем с данным иностранным словом то представление, которое им обозначается. Закон памяти, опреде-
деляющий подобного рода явление, известен под именем закона выпадения.
9. Когда при заучивании какого-нибудь ряда мы
устанавливаем ассоциацию между его отдельными чле
нами, то наряду с этим образуются побочные ассоциации между членами данного ряда и другими
{сосуществующими и последующими) представлениями.
Из таких побочных ассоциаций особенное значение имеют те, которые определяют м е с т о каждого члена
в данном ряду или среди других рядов образованных нами ассоциаций. Воспроизводя свои прежние впечатления, мы замечаем, что они группируются по годам, временам года, месяцам и неделям. Припоминая содержание книги, мы часто относим те или другие положения к определенным страницам. Приводя какие-нибудь доказательства, мы нередко перечисляем (т. е.
считаем) соответствующие аргументы.
10. Количество повторений, требуемых для запоминания какого-нибудь ряда впечатлений (например ряда слогов) быстро возрастает но мере
увеличения длины заучиваемого ряда.
П. Более быстрый темп заучивания содействует скорейшему запоминанию, но при медленном темпе заучивания данные впечатления дольше хранятся в памяти (12, 21).