Опубликовано: 28 мая 2020 г., 17:47 Обновлено: 28 мая 2020 г., 17:56
4K
Дочитать не значит запомнить: как понимать, критически оценивать и обсуждать нон-фикшн

Автор: Лена Николаева
Чтение сложного нон-фикшна — навык, который можно тренировать.
Попробуйте вспомнить нон-фикшн, который вы читали несколько лет назад и спросить себя: «А о чем книга? Как она тебе?» Если вы сможете восстановить хотя бы основную идею — это уже будет подвиг. Бред ДеЛонг — профессор Калифорнийского университета, разработал свой метод чтения и запоминания. ДеЛонг — преподаватель курса «История экономической мысли». Его студенты в течение обучения должны прочитать всего лишь три текста: «Богатство народов» Адама Смита, «Капитал» Карла Маркса и «Общую теорию занятости» Джона Кейнса. Неплохой список для легкого летнего чтения.
Список рекомендаций ДеЛонга состоит из 10 шагов, благодаря которым вы сможете освоить процесс активного чтения, который предполагает гораздо большее вовлечение:
1. Заранее попробуйте понять, зачем автор написал эту книгу. В этом могут помочь предисловие книги (или первая глава) и рецензии. Если вы видите отзывы в духе «это можно было уместить в один хороший лонгрид, но никак не на 800 страниц», стоит задуматься, нужно ли тратить свое время.
2. Станьте целевой аудиторией книги — это позволит аргументам автора отвечать на ваши вопросы и пробуждать еще больше любопытства.
3. Делайте заметки. Это не только сделает ваше чтение активным, но и упростит процесс перечитывания — вам не нужно будет долго искать информацию, которую вы намеренно обвели маркером и поставили над этим три восклицательных знака.
4. Проверяйте аргументы автора до того момента, пока они не будут казаться вам максимально убедительными и ясными. Важно не запомнить факт, а доказать его самому себе
5. Сведите с ума потрясающими фактами и аргументами своих друзей — пусть им будет сниться разница между базисом и надстройкой.
6. Вернитесь к книге снова: перечитайте ее, пройдитесь по своим заметкам, но теперь более хладнокровно и без излишней доверчивости.
7. Со второго прочтения вы сможете выделить слабые моменты даже самого хорошего аргумента автора (и снова закреплять это на своих друзьях).
8. Сделайте реалити-чек основных утверждений книги — насколько они вообще могут существовать в контексте современного мира.
9. Спросите себя, что вы в целом думаете о тексте.
10. Наконец, закрепите свою собственную интерпретацию идей из книги. Именно это станет вашим оружием перед вопросами о том, как вам книга — только теперь вы сможете ответить не только в общих словах, но и провести небольшую лекцию и устроить воображаемые дебаты с автором.
Читать сложный нон-фикшн — это навык, который можно тренировать. Он позволит не только пробираться через страницы статистической информации и исследований, но и проверять их, и ставить под сомнение.
Комментарии 8
Показать все

По-моему, очень разумный список пунктов. Разумеется, если читаешь книгу для роста в интересующем вопросе, а не для просто прочтения. Попробую этот вопросник использовать.

EkaterinaSavitskaya, Для роста читают специальную литературу, а не нон-фикш. Нон-фикшн как раз для поверхностного ознакомления с темой и создаётся

razoscreen, Не соглашусь. Все-таки специальная литература предназначена для профессионалов. А нон-фикшн рассчитан на более широкий круг читателей. Нельзя ВСЕ знать на уровне профессионала. А вот иметь чуть более глубокие знания, чем лежащие на поверхности, вполне можно.
Художнику нужно знать строение тела, принцип его работы, но анатомический справочник для врачей для него не будет полезен. А вот облегченная его версия будет в самый раз.

1. Заранее попробуйте понять, зачем автор написал эту книгу.
Тут 2 варианта ; или ради гонорара или ради тщеславия. Третьего не дано и к гадалке ходить не обязательно
2. Станьте целевой аудиторией книги
Из анекдота: «он бегал по бабам, не разбирая ни внешности ни возраста ни пола» . Ну серьезно , у многих жевать получается лучше, чем думать.
4. 4. Проверяйте аргументы автора до того момента, пока они не будут казаться вам максимально убедительными…
Да неплохо бы. Только где и как ? В этом то и загвоздка, кэп.
Спросите себя, что вы в целом думаете о тексте.
Вот я себя и спрашиваю о этом тексте. И есть у меня твёрдое убеждение, что дураков как бы вроде бы не следовало допускать к размещению своих опусов, но .... для того соц сети и существуют.
Хорошие советы.
Но с
я совсем не согласна. Понять аргументы автора я еще могу, но соглашаться с ними в обязательном порядке я не буду.
OksanaPeder, Я думаю, что и не стоит соглашаться с каждым пунктом