Альфред Бестер — американский журналист, редактор и писатель-фантаст.
Родился 18 декабря 1913 года в Нью-Йорке в семье владельца обувного магазина. Отец Бестера, Джеймс Бестер, был мигрантом в первом поколении, его родители были евреями-переселенцами из Австрии. Мать Бестера, Белла, родилась в России, и её первым языком был идиш. Бестер учился в университете Пенсильвании, изучал точные и гуманитарные науки, в том числе психологию. Также одно время посещал Колумбийскую школу права, но оставил её в пользу литературной карьеры. Женился на Ролли Гулько в 1936, ставшей успешной актрисой на Бродвее, а также в кино и на телевидении.
Честь открытия Альфреда Бестера как писателя принадлежит редактору Морту Вейсингеру. В 1938 году первый рассказ двадцатипятилетнего дебютанта был напечатан, и на три года Бестер связывает судьбу с «Триллинг» и Вейсингером. В сорок первом он утрачивает интерес к журнальной фантастике и переходит работать сценаристом в группу авторов комиксов. На четыре года его героями становятся Бэтмэн, Капитан Марвелл и Супермэн...
В 1950 году Бестер снова начинает публиковать фантастические рассказы — на этот раз уже вооружённый богатым опытом построения сюжетов и диалогов. На протяжении десятилетия он создаёт 13 рассказов и два романа, которые стали безусловной классикой мировой фантастики.
В конце 1950-х годов Бестер получает предложение стать штатным публицистом журнала «Holiday», в котором он вскоре занял кресло редактора литературного раздела и снова отошёл от активного литературного творчества вплоть до закрытия журнала в начале 1970-х. Помимо переиздания ранее выходивших произведений, в этот период у Бестера выходит только публицистическая книга «Жизнь и смерть спутника» (The Life and Death of a Satellite, 1966).
После закрытия «Holiday» рассказы и романы Бестера (который уже приобрёл устойчивую репутация классика фантастики) снова появляются в печати. Наиболее важными произведениями этого периода становятся романы «Дьявольский интерфейс» («The Computer Connection», журнальный вариант «The Indian Giver», в Великобритании издавался под названием «Extro»; 1974), «Голем100» («Golem100», 1980) и «Обманщики» («The Deceivers», 1981). Последний роман прошёл совершенно незамеченным, что, возможно, и привело к тому, что Бестер прекратил систематически публиковаться до конца жизни.
В начале 1987 года Американская ассоциация писателей-фантастов удостоила А. Бестера почётного титула «Великий мастер». Однако получить награду он не успел…
Альфред Бестер скончался 30 сентября 1987 года.
После его смерти были изданы написанный в конце 1950-х реалистический роман «Нежное насилие страсти» («Tender Loving Rage», 1991) и законченный Роджером Желязны по черновикам Бестера постмодернистско-фантастический роман «Психолавка» («Psychoshop», 1998).
Альфред Бестер — американский журналист, редактор и писатель-фантаст. Родился 18 декабря 1913 года в Нью-Йорке в семье владельца обувного магазина. Отец Бестера, Джеймс… Развернуть
Дэвид Роуленд Лэнгфорд родился 10 апреля 1953 года в Ньюпорте, Уэльс (Великобритания). младший брат Дэвида — Джон Лэнгфорд (англ. Jon Langford), является известным музыкантом.
Лэнгфорд окончил Брейсноуз колледж при Оксфордском университете (англ. Brasenose College), где получил степень по физике (что примечательно, именно в колледже Дэвид впервые попал в фэндом). После колледжа Лэнгфорд работал в Научно-исследовательском институте атомного оружия (AWRE, от англ. Atomic Weapons Research Establishment, после 1987 года — переименован в AWE) в Олдермастоне (англ. Aldermaston).
Первым опубликованным научно-фантастическим произведением Лэнгфорда стал рассказ «Волна жара» 1975 года. Однако, как автор фантастики Лэнгфорд известен своими пародиями. Так в 1979 году под псевдонимом Уильям Роберт Лузли (англ. William Robert Loosley), от лица которого и ведется повествование, вышла книга «Описание встречи с обитателями иного мира, 1871», рукопись викторианской эпохи о контакте с НЛО, воспринятая некоторыми уфологами как документальная (писатель Уитли Стрибер ссылается на описываемые события в своём романе «Majestic»). В 1982 году Лэнгфорд публикует свой первый серьёзный НФ-роман «Space Eater». Затем в идут снова юмористический роман «The Leaky Establishment» (1984 год) и Футурологический сценарий в соавторстве с Брайаном Стейблфордом (англ. Brian Stableford) — «Третье тысячелетие: История мира с 2000 по 3000» (англ. The Third Millennium: A History of the World AD 2000-3000), 1985 год.
В 1987 году выходит «Earthdoom!» (в соавторстве с Джоном Грантом (англ. John Grant)), а через год авторский сборник Лэнгфорда фэнтези и НФ-пародий «The Dragonhiker's Guide to Battlefield Covenant at Dune's Edge: Odyssey Two».
В 1996 году выходят сборник «The Silence of the Langford», из 30 эмористических эссе на тему НФ и фэндома и 2 рассказов, и первый сборник вопросов и ответов (книга-викторина) по Плоскому миру Терри Пратчетта — «Задачи от Незримого Университета» (англ. The Unseen University Challenge: Terry Pratchett's Discworld Quizbook). Вторая книга по Пратчетту, «Самое вещее звено» (англ. The Wyrdest Link: The Second Discworld Quizbook), выходит в 2002 году.
В дальнейшем у Дэвида Лэнгфорда выходит ещё ряд сборников (сборник рассказов «Different Kinds of Darkness» в 2004 году, сборники эссе и обзоров «Up Through an Empty House of Stars 1984-2002» в 2003) и книг. В частности, в книге «Конец Гарри Поттера?» (англ. The End of Harry Potter?), выпущенной в 2006 году, Лэнгфорд пытается проанализировать опубликованные романы Джоан Роулинг и раскрыть тайны последней книги[2].
В настоящее время Дэйв Лэнгфорд со своей женой Хэйзел (англ. Hazel) проживают в Рединге.
По материалам Википедии
Дэвид Роуленд Лэнгфорд родился 10 апреля 1953 года в Ньюпорте, Уэльс (Великобритания). младший брат Дэвида — Джон Лэнгфорд (англ. Jon Langford), является известным музыкантом.… Развернуть
Майк Резник — один из самых плодовитых и талантливых американских фантастов, родился 5 марта 1942 года в Чикаго (США). Его отец — писатель Уильям Резник, а предки были выходцами из России.
Майк учился в Чикагском Университете с 1959 по 1961 год, где встретил свою будущую жену Кэрол. В 1961-ом они поженились. Их дочка Лаура, родилась в 1962-ом, и теперь она сама стала писательницей, завоевала две премии за любовные романы и в 1993 году получила «Hugo Award» в номинации «Best New Science Fiction Writer». Окончив университет, Резник работал клерком в управлении железных дорог, кинологом, редактором в издательстве.
Собственное авторское кредо Резник формулирует так: «Я баснописец и пишу о взрослой вселенной, герои в которой отвечают за свои поступки, — и каждый их поступок влечет за собой последствия».
Он продал свою первую статью в 1957 году, первый рассказ — в 1959-ом, а первый роман — в 1962-ом.
Еще подростком Майк написал романы из цикла «Ганимед», и когда они вышли, смог увидеть, насколько далеки они от совершенства. Поэтому для себя он решил сначала хорошенько изучить писательское ремесло, а уже потом обратиться к фантастике.
Ярый поклонник творчества Эдгара Райса Берроуза, он дебютировал в литературе романом «Forgotten Sea of Mars» (1965), представлявшим собой откровенное подражание кумиру. Признание получил только в 80-ые годы, когда увидели свет такие романы, как «Вальпургия III» (1982), «Сантьяго» (1986), «Слон Килиманджаро» (1988).
В период с 1964 по 1976 Майк трудился анонимно, продав более двухсот романов, трехсот рассказов и 2-х тысяч статей. Почти все из них написаны под псевдонимом, а многие были «взрослой» направленности. В это время — шестидесятые-семидесятые — самым быстрым и легким способом подзаработать была эротическая литература. Ее писал сам Майк, ее писал Роберт Силверберг, Барри Молзберг, даже Мэрион Зиммер Брэдли. Он этим ничуть не гордился — и уж тем более не заботился о том, чтобы кто-то, кроме парня, который выписывал ему чеки, знал настоящее имя человека, скрывавшегося под псевдонимами. Еще Майк редактировал 7 разных бульварных газет и пару мужских журналов.
«До 1986 года меня никогда не прельщали рассказы. Кажется, к тому моменту я продал всего 7 или 8 рассказов. Потом я стал замечать, что работаю над ними все с большим наслаждением, и когда в 1987 году я написал «Кириньягу», вдруг ощутил, что могу сделать важную работу в малой форме. С тех пор я пишу рассказы и повести всякий раз, когда подворачивается свободная минутка. Так с 1986 года я продал около 175 рассказов. Какой же из них мой лучший? Пожалуй, «Семь видов ущелья Олдувай», «Ибо я коснулась неба», «The 43 Antarean Dynasties», «Слоны на планете Нептун», «Travels with My Cats». Но я уверен, что у моих читателей иные предпочтения».
Резник восемь раз становился лауреатом премии «Хьюго» (из них три премии в номинации «Лучший профессиональный редактор») и по одному разу завоевывал премии «Небьюла» и «Skylark» (имени Эдуарда «Дока» Смита), не говоря о двух десятках наград рангом пониже.
Кроме того, известность Резнику принесла серия составленных им оригинальных антологий на темы альтернативной истории: «Alternate Presidents», «Alternate Warriors», «Alternate Worldcons» и другие.
Работы Майка переведены на французский, итальянский, немецкий, испанский, японский, корейский, болгарский, венгерский, иврит, русский, латышский, литовский, польский, чешский, нидерландский, шведский, румынский, финский, китайский, и хорватский языки.
Майк Резник — один из самых плодовитых и талантливых американских фантастов, родился 5 марта 1942 года в Чикаго (США). Его отец — писатель Уильям Резник, а предки были выходцами… Развернуть
Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился 18 декабря 1939 года маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон и жил там до 1993 года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период — распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, — еще вчера жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве — идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой.
Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок еще подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути — он участвовал в деятельности группы «Hawkwind» («Ястребиный ветер»), в репертуаре которой много его собственных песен и композиций, организовал группу Deep Fix, с которой выпустил альбом «New World Fair». Увлекался Муркок и политикой. В начале 1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал «Current Topics». Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу «Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии».
В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз — в 1983-м) — на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа «Хоквинд» выпустила около 50 альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) еще с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар — он оказался талантливым редактором.
Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался «Приключения Тарзана», и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре «героической фэнтези», начатая в майском номере за 1957 г. рассказом «Соджан-меченосец» (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике «Соджан»). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы).
Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождём и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища — ведущего английского фантастического журнала «Новые миры» (New Worlds), основанного еще в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, — «SF Adventures» и «Science Fantasy», и быстро добился определенного успеха у читателей, — сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома «марсианской» трилогии, созданной в подражание Э. Р. Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П. Брэдбери). А в 1964 г. журнал «Новые миры» неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором — двадцатичетырёхлетним Майклом Джоном Муркоком.
После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, «Новые миры» стали рупором целого литературного движения — т.н. «Новой Волны». Еще в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также «человеческого измерения». Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой «Новой Волны» было резко-агрессивное неприятие «классической» научной фантастики. Поэтому писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали: британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы).
Все годы, пока Муркок редактировал «Новые миры», он не переставал писать. Но лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели «обнаружили» нового писателя — очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически «экипированного» на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах — тут и «твердая» НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и «космическая опера», и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему нимало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений). [Все это превращает составление библиографии книг Муркока в адский труд!]
Муркок создал несколько сериалов довольно специфической «героической фэнтези». Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания «на плаву» своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям — в отличие от лишённых сомнений суперменов Берроуза, Говарда и других основоположников «героической фэнтези», герои Муркока обычно — мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они — люди безо всяких приставок «супер» (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной «героики»).
Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, — «Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy» (1989). В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX — начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом «Небьюлы», Всемирной премии фэнтези и трижды — Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр.
Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился 18 декабря 1939 года маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон и жил… Развернуть
Август (Огэст, Огюст) Уильям Дерлет
Писал также под псевдонимами Стивен Грендон (Stephen Grendon), Кеньон Холмс (Kenyon Holmes) и Талли Мейсон (Tally Mason). На русском языке издавался также как Август Дерлет и Огаст Дерлет.
Родился в Соук-Сити, штат Висконсин. Окончил университет штата Висконсин. Много лет проработал в различных периодических изданиях и издательствах. Дерлет был современником и другом Г. Ф. Лавкрафта. Он придумал термин «Мифы Ктулху» для наименования вселенной, описанной в серии рассказов Лавкрафта и других писателей его круга. Когда Лавкрафт умер в 1937 году, Дерлет и Дональд Уондрей попытались издать рассказы автора отдельным сборником. Они основали издательство «Arkham House» в 1939 году, название для которого было взято из рассказов Лавкрафта, где часто упоминался город Аркхем, штат Массачусетс. Дерлет также “приложил руку” и к творчеству Лавкрафта: он дописал многие из оставшихся неоконченными произведений мэтра.
Сам Дерлет написал два сборника подражаний Лавкрафту: «Маска Ктулху» (1958) и «След Ктулху» (1962). Многие критики негативно отзываются о творчестве автора, указывая на многочисленные противоречия концепции Лакрафта и также заметном упрощении лавкрафтовской мифологии.
В литературе дебютировал в 16 лет рассказом “Балкон нетопыря”, создал несколько произведений о британском сыщике, прототипом которого явился Шерлок Холмс, — Соларе Понсе (Solar Pons). Дерлет написал более 150 рассказов и выпустил более 100 книг в течение жизни, активно печатался в знаменитом журнале “Weird Tales”; собрание его рассказов и повестей составляет 11 томов. Из всего этого многообразия к собственно фантастике могут быть отнесены лишь полтора десятка произведений из сборника “Досье Харригана” (1975).
В 1972 году учреждена ежегодная премия имени Огюста Дерлета, вручаемая за лучший роман.
Август (Огэст, Огюст) Уильям Дерлет
Писал также под псевдонимами Стивен Грендон (Stephen Grendon), Кеньон Холмс (Kenyon Holmes) и Талли Мейсон (Tally Mason). На русском языке… Развернуть
Уильям Фрэнсис Нолан - американский прозаик, критик, фэн-редактор и художник, известный также произведениям других жанров.
Родился в Канзас-Сити (штат Миссури), окончил гор. Институт искусств и колледжи в Сан-Диего и Лос-Анджелесе (оба в Калифорнии), работал графиком и художником-карикатуристом, инспектором на авиапредприятии, клерком, сотрудником Службы занятости штата Калифорния; работал в редакции многих журналов (не НФ); с 1956 года - профессиональный писатель.
Первая НФ публикация «Радость жизни» (1954). Почетный доктор литературы колледжа в Сакраменто (Калифорния). Живет в Агуре (Калифорния).
Псевдонимы: Фрэнк Анмар (Frank Anmar), Ф. Э. Эдвардс (F. E. Edwards).
Уильям Фрэнсис Нолан - американский прозаик, критик, фэн-редактор и художник, известный также произведениям других жанров. Родился в Канзас-Сити (штат Миссури), окончил гор.… Развернуть
Ричард А. Лупофф - американский писатель-фантаст и литературовед, эксперт по творчеству Э.Р.Берроуза.
Лупофф всегда экспериментирует. Его увлечение произведениями автора «Тарзана» привело к созданию первой книги «Эдгар Райс Берроуз: знаток по части авантюр» (1965). Впоследствии Люпофф переключился на фантастику в духе Герберта Уэллса — «Нибоуджифел в период Апокалипсиса» (1979); Жюля Верна — «В Ифер» (1974); Конан Дойла — «Дело непрактикующего врача» (1966).
Пишет он и произведения, которые не подходят ни под одну из этих категорий, — такие как «Полеты священного локомотива» (1971) и «Меч дьявола» (1976); последнее — из разряда японских фэнтези.
Также в соавторстве с другим писателем-фантастом Майклом Курландом выпустил практическое руководство "Как улучшить память".
Ричард А. Лупофф - американский писатель-фантаст и литературовед, эксперт по творчеству Э.Р.Берроуза. Лупофф всегда экспериментирует. Его увлечение произведениями автора… Развернуть
Рэй Нельсон — псевдоним американского фэн-художника и писателя, работающего в жанрах фантастики и детектива, Рэделла Фарадея Нельсона (Radell Faraday Nelson).
Писал также как Р.Ф. Нельсон, Р. Фарадей Нельсон, Рэй Фарадей Нельсон, Фрэнк Эмитэйдж, Калифорния Рэй, Олд Битник, Джеффри Лорд (издательский псевдоним для серии о Ричарде Блейде) и Р.Н. Эльсон (для ряда порнографических романов).
Родился в 1931 году в городе Скенектеди, штат Нью-Йорк. Учился в Чикагском институте искусств, Университете Альянс Франсез и Сорбоннском университете (оба в Париже, Франция), колледже Перальта в Беркли (штат Калифорния). Работал техником на аэродроме и на автозаводе, картографом, печатником в типографии, художником по рекламе, переводчиком, программистом. С 1962 года — профессиональный писатель и художник-иллюстратор. Президент Калифорнийского клуба писателей. Его произведения в основном публиковались в Канаде. Живет в Эль-Серрито, штат Калифорния.
С юных лет Рэй увлекался фантастикой и активно участвовал в фэн-движении, по его словам — «впервые ощутил себя фэном в возрасте 8 лет на Всемирной выставке в Нью-Йорке». Сотрудничал с фэнзинами (в том числе в 1950 году со «Space Warp»), писал в журнал «Imagination», сочинял шутки для карикатуриста Гранта Кэнфилда. Помимо литературных произведений Нельсон пробовал себя в самых разных областях нф-творчества, проявил свой талант (и весьма преуспел) и в карикатуре — в частности ввел в обиход «шапочку с пропеллером» (propeller beanie), на долгие годы ставшую отличительным признаком изображения фэнов и всяких упертых чудиков. Он даже сказал как-то впоследствии: «Спустя века после того как вся моя писанина будет забыта — где-то в далеком уголке Галактики пропеллеры на головах все еще будут вращаться...»
В 50-х годах Нельсон направился в Париж, где помимо учебы вел довольно насыщенную и интересную жизнь: писал стихи, тусовался с битниками — Алленом Гинзбергом, Уильямом Берроузом, Грегори Корсо; какое-то время был соиздателем «Miscellaneous Man», одного из первых вестников с рецензиями на бит-литературу. И даже помогал Майклу Муркоку заниматься контрабандой: нелегально вывозить книги Генри Миллера из Франции в Англию. Последнее, впрочем, окончилось не слишком хорошо — Муркок был пойман, а его сообщника вынудили завязать. Там же во Франции Рэй встретил и свою будущую жену — норвежку Кирстен Энге. В 1957 году они поженились, а в начале 60-х вместе с маленьким сыном переехали в США, где Нельсон и начал писать фантастику.
Первая нф-публикация — рассказ «Выключите небо» («Turn Off the Sky»), состоялась в апреле 1963 года в «Журнале фэнтези и научной фантастики». Харлан Эллисон назвал эту вещь «первым рассказом Новой Волны». Дебютный роман — «Восстание на Ганимеде» («The Ganymede Takeover», 1967) — был написан вместе с Филипом Диком.
Определенную популярность писателю принес роман «Прогресс Блейка» («Blake's Progress», 1975), в котором в качестве главного героя выступает жена известного английского поэта и художника XVIII века Уильяма Блейка. Вместе с Кейт он путешествует во времени и пространстве, посещает разные эпохи и страны, что и дает поэту богатый материал для творчества. Что же касается живописи, то оказывается, на самом деле все работы Блейка были написаны его женой. По мнению некоторых критиков, это главное произведение Нельсона — поэтичное, сложное и философское. Десять лет спустя под названием «Timequest» вышла его сильно переработанная версия.
Часть последующих работ имеет сильный социальный аспект и затрагивает вопросы экологии. Так, в романе «Тогда нищие смогут ездить верхом» («Then Beggars Could Ride», 1976) автор строит оригинальную экологическую утопию. Продолжением этой книги стало «Восстание безработных» («The Revolt of Unemployables», 1978). А в «Прометеевском человеке» («The Prometheus Man», 1982), написанном для предполагавшейся серии «Timebinder» и номинировавшемся на Philip K. Dick Award, Нельсон предлагает антиутопию, в которой власть «меритократии» (работоспособных и имеющих наивысший коэффициент интеллекта) приводит к тому, что значительное большинство нации остается без работы. В романе «Эколог» («The Ecolog», 1977) рассказывается об аварии звездолета на прекрасной и неизвестной раньше планете. Капитан корабля надеется починить его и улететь на Землю, но у Эколога, странной женщины в маске, которая правит этой феодальной империей, иные планы...
В рассказе Нельсона «Путешествие во времени для пешеходов» («Time Travel for Pedestrians»), попавшем во вторую часть «Опасных видений» Харлана Эллисона, был описан, наверное, самый неожиданный способ перемещения во времени — при помощи мастурбации. Но наибольшую известность получила миниатюра писателя «В восемь утра» («Eight O'Clock in the Morning»), в которой инопланетяне завоевали Землю с помощью гипноза. Она неоднократно переводилась на русский язык. По словам А.Ю.Сорочана, «рассказ о нашествии замаскированных пришельцев и о их разоблачении героем, обретшим способность разглядеть захватчиков, достаточно динамичен и увлекателен...» Но в картину по нему, под названием «Они живы» («They Live»), «был внесен политический («охота на ведьм») и даже сатирический подтекст, отсутствующий в оригинале». История была переделана в комикс «Nada», а в 1988 году экранизирована известным режиссером Джоном Карпентером.
На рубеже 80-х — 90-х годов писатель попытался изменить и освежить тематику своих книг. Роман «Песьеголовая смерть» («Dogheaded Death», 1989) — историческая мистерия/детектив с действием в Египте начала новой эры. «Виртуальный дзен» («Virtual Zen», 1996) рассказывает о сыне поп-звезды, живущем в Японии близкого будущего. Он пытается противостоять тем силам, что привели его отца к самоубийству, но следует по такому же гибельному пути...
«The Devil's Tune», один из недавних рассказов Нельсона, был написан для специального проекта — псевдо-репринтного издания номера несуществовавшего никогда журнала «Weird Trails». На обложке стоял апрель 1933 года, подзаголовок гласил — «журнал сверхъестественных историй о ковбоях».
Часть работ Рэя Нельсона в качестве карикатуриста и оформителя можно увидеть на его сайте.
Рэй Нельсон — псевдоним американского фэн-художника и писателя, работающего в жанрах фантастики и детектива, Рэделла Фарадея Нельсона (Radell Faraday Nelson). Писал также… Развернуть
Боб Шоу родился в Белфасте (Северная Ирландия), с 1973 г. поселился в Великобритании. Перепробовал много профессий: был инженером, дизайнером, специалистом по связям с общественностью, журналистом; с 1975 г. — профессиональный писатель. Публиковаться начал очень рано: сначала — в любительской прессе. Первый опубликованный рассказ — «Аспект» (1954, «Nebula Science Fiction»). В 1954 г. вышла в свет книга «Зачарованный дупликатор» написанная в соавторстве. Напечатав в 50-е годы ряд произведений, Боб Шоу возвратился к творчеству лишь несколько лет спустя. Опубликованная в 1966 г. новелла «Свет былого» выдвигалась на премию «Небьюла». С этого времени о нем заговорили как о серьезном писателе, а «Свет былого» впоследствии стал составной частью одноименного романа (1972). Первый опубликованный после перерыва роман — «Ночная прогулка» (1967). За ним последовали книги «В двух временах» (1968), «Дворец вечности» (1969), «Миллион завтра» (1970), трилогия «Орбитсвилль» (1975-1990; первый роман удостоен Британской премии НФ), «Обломки времени» (1976), «Дети медузы» (1977) и многие другие. Боб Шоу был дважды удостоен премии «Хьюго» за фэн-деятельность — в 1979 и 1980 г.г.
Боб Шоу родился в Белфасте (Северная Ирландия), с 1973 г. поселился в Великобритании. Перепробовал много профессий: был инженером, дизайнером, специалистом по связям с… Развернуть
Джеймс Уайт — британский писатель-фантаст, один из представителей «новой волны».
Джеймс Уайт родился 7 апреля 1928 года в Белфасте (Северная Ирландия). Там же, в столице мятежной провинции Соединенного Королевства, он закончил сначала начальную, а затем среднюю (с техническим уклоном) школу, после чего пошел работать. Сначала простым продавцом, затем вырос до старшего менеджера в магазинах одежды и швейных ателье. С 1966 года по 1984-й служил в местной авиастроительной фирме, занимаясь, в основном, рекламой.
Первый рассказ Уайта — «Assisted Passage» — был опубликован в 1953 году. Но славу ему принес, конечно, цикл произведений о гигантском космическом госпитале, объединенных одним героем, доктором Конвеем. Это циклопическое сооружение в космосе, разделенное на 384 «палубы», висит где-то на окраине галактики и в определенном смысле само представляет собой обитаемую галактику, поскольку более экзотических пациентов не встречал еще ни один врач в истории литературы!
Хотя врачебный персонал космического госпиталя вооружен самой современной медицинской техникой, собранной со всех планет, которым есть чем похвастать в этой области; и хотя произведения серии пронизывает дух всесилия «техно-медицины», все же техника-то раз за разом подводит. Врачи-люди (и нелюди) себе этого позволить не могут. Потому что с допотопных времен и, видимо, в далеком галактическом будущем лечение не сводится к технологической операции. Это еще и психология, и этика, и сострадание — недаром в произведениях Уайта так часто слово «медицина» заменяется другим, архаичным, — «целительство».
«Не навреди» — принцип, подходящий одновременно и для человека, и для «гуманной» машины. Но как часто жизнь ставит врача перед выбором неожиданным, парадоксальным, когда холодная логика профессионала должна отступить, а все решают эмоции, доброта, сострадание… (Между прочим, Уайт женат на бывшей медсестре!)
Писатель убежден, что, если когда-либо человечество и встанет перед проблемой контакта, самыми эффективными «контактерами» по определению окажутся не политики, а врачи, целители, следующие той самой профессиональной заповеди — «не навреди».
И еще одной: «врачу, исцелися сам»… Не случайно среди всех героев Уайта медики явно перебирают среднестатистическую квоту: кроме произведений цикла о космическом госпитале, врачи играют важную роль и в раннем романе «The Secret Visitors» (1957), и во «The Watch Below», и в романе о странных «разумных деревьях» — «All Judgement Fled» (1968), за который писатель в 1972 году получил премию Еврокона, и в рассказах из сборника «Monstors and Medics» (1977)… И, наверное, не случайно один из последних романов писателя назван программно — «Врач-убийца» (1992).
Взаимодействия людей с представителями иных космических рас присутствуют в подавляющем большинстве произведений Уайта. И какие же они разные — эти существа, с которыми, хочешь — не хочешь, а надо устанавливать добрые и взаимовыгодные отношения! Они могут ничем не отличаться от землян («The Secret Visitors»), или представлять собой существ водоплавающих («The Watch Below»), или дышать хлором, как в романе «Open Prison» (1965)… Но людям в уайтовской вселенной необходимо поддерживать мир и атмосферу сотрудничества со всеми.
Единственным исключением в его творчестве служат инопланетяне, описанные в романе «Underkill» (1979) и напоминающие хорошо знакомых уроженцу Северной Ирландии религиозных фундаменталистов. В этой мрачной сатире в духе великого предшественника Уайта, Джонатана Свифта (тот тоже, помнится, предлагал британскому правительству радикальное «окончательное решение» ирландского вопроса), пришельцы берут на себя роль ветхозаветного Яхве-Саваофа. Они считают, что искупить грехи землян — в частности, их этническую и религиозную непримиримость, ведущую к крови и насилию, может только полное уничтожение их «вредоносной» цивилизации!
Кстати, это постоянное стремление к миролюбию, к сглаживанию конфликтов порой мешает Уайту как писателю. Ему во что бы то ни стало нужно, чтобы в «его» галактике царили мир и благодать, и поскольку все проблемы, как считают Уайт и его герои, разрешимы, то и оппонентов своим землянам писатель часто подбрасывает легких. Американский критик Патрик Макгуайр, анализируя творчество Уайта, заметил, что — какими бы экзотичными внешне (и по своей физиологии) ни оказывались и пациенты космического госпиталя, и инопланетные «чужаки» из других романов писателя, — по своей психологии они ничем, в сущности, не отличаются от жителей Земли. Точнее сказать, от носителей западной психологии…
Было бы ошибкой считать, что все творчество писателя сводится к «врачам» и «контактам» (что часто одно и то же). Например, в романе «Second Ending» (1962) роботы заново пытаются создать человека — естественно, по своему образу и подобию! А один из лучших романов Уайта, «The Watch Below» (1966), повествует о странной колонии землян, почти столетие обитающей на дне океана в затопленном во время второй мировой войны танкере. Спасшиеся тогда в пустом герметическом нефтехранилище трое мужчин и две женщины выжили, сумели наладить жизнь и обзавестись потомством. Они смогли даже не одичать, сохранить культурную преемственность, причем, достигли этого весьма своеобразно: пересказывая друг другу когда-либо прочитанные книги! Один из первых «подводных колонистов» успел приобщиться даже к сравнительно новому литературному жанру — science fiction — и с упоением пересказывает другим о похождениях героев «Дока» Смита, даже не ведая, что его потомкам в четвертом поколении придется воочию контактировать с инопланетянами. Потому что, вдобавок к первой сюжетной линии, Уайт сочиняет и вторую. «Водоплавающие» представители иной высокоразвитой цивилизации в своих поисках возможного нового дома для сородичей случайно натыкаются на Землю, в изобилии покрытую океанами. И, конечно же, первым делом устанавливают контакт с колонией затворников… Эти две параллельные и, на первый взгляд, не связанные между собой истории — выживание землян в их подводной «камере» и поиски инопланетянами новой среды обитания — в финале органически «стыкуются».
В другом романе — «The Dream Millenium» (1974) — пассажиры «звездного ковчега» большую часть пути проводят в анабиозе. Чтобы не одичать, они во сне продолжают подпитываться фактами земной истории. Последняя в данном случае оказывается скорее «мифологией», ибо посещающие спящих образы представляют собой юнговские архетипы (проявления «коллективного бессознательного»)…
Последние годы своей жизни Уайт прожил в северо-ирландском городке Порт-Стюарте, с гордостью нося титул Патрона («покровителя») Ирландской национальной ассоциации научной фантастики. И продолжал писать, хотя и разменял восьмой десяток… Потому что, вероятно, относился к своему делу жизни так же, как настоящий врач: это не заработок, не служба, но скорее — долг, призвание. Благо «пациентов» хватает: в наше циничное, безумное и подлое время не падает спрос на таких, как Уайт, — психотерапевтов, целителей, врачевателей душ. Хватает, конечно, и жуликов, и проходимцев, но он-то не из таких. Он лечит по-настоящему.
(с) fantlab.ru
Джеймс Уайт — британский писатель-фантаст, один из представителей «новой волны». Джеймс Уайт родился 7 апреля 1928 года в Белфасте (Северная Ирландия). Там же, в столице… Развернуть
Роберт Силверберг (англ. Robert Silverberg) - плодовитый американский автор, наиболее известный своими научно-фантастическими произведениями, получавшими премии "Хьюго" и "Небьюла".
Силверберг, сам ненасытный читатель с детства, стал печатать свои рассказы в научно-фантастических журналах очень рано. Он окончил Колумбийский Университет, получив степень бакалавра английской литературы в 1956, но продолжил писать фантастику. Его первым изданным романом была детская книга "Восстание на Альфе-С" (1956), а уже в следующем году он получил свою первую премию "Хьюго", как "лучший начинающий автор". В следующие четыре года Силверберг по его собственным подсчётам написал по миллиону слов за год для различных журналов. В 1959 рынок научной фантастики потерпел крах, и Силверберг направил свой писательский талант в другие направления, от серьёзной исторической литературы до лёгкой порнографии.
В середине 1960-х авторы научной фантастики становились всё более литературно амбициозными. Фредерик Пол, бывший в то время редактором трёх научно-фантастических журналов, предложил Силвербергу писать для одного из них. Благодаря этому Силверберг вернулся к фантастике, уделяя теперь больше внимания глубине и социальному окружению персонажей, чем это было раньше в его творчестве, а также добавляя элементы модернистской литературы, которую он изучал в университете.
Книги, которые он писал в этот период, считались квантовым скачком по сравнению с его предыдущими работами. Первая книга "нового Силверберга" - "Открытое небо", сборник рассказов, опубликованных Полом в журнале "Галактика". В книге новая религия позволяет людям достичь звёзд. Далее следовал роман "Вниз на Землю", пожалуй, первая постколониальная научно-фантастическая книга, в которой бывшая земная администрация инопланетного мира возвращается на Землю после того, как чужой планете дали свободу. Другие популярные работы того периода: романы "Прожить заново", в котором личность умерших можно было переносить; "Мир изнутри", взгляд на перенаселенный мир будущего; а также "Умирая изнутри", история телепата, чей дар неотвратимо слабеет.
В 1969 его "Ночные крылья" получили премию "Хьюго" за лучшую повесть. В 1970 он получил премию "Небьюла" за рассказ "Пассажиры", две в 1971 - за роман "Время перемен" и рассказ "Добрые вести из Ватикана". В 1975 и 1986 премию "Небьюла" за лучшую повесть получили его "Рождённый с мёртвым" и "Плаванье в Византию". В 1990 Силверберг получил премию "Хьюго" за короткую повесть "Стать солдатом", а в 2004 Американская Ассоциация Фантастов назвала его Великим Мастером (Grand Master). В 1970 он был почётным гостем на Мировом Съезде Научной Фантастики (Мирконе).
В 1975 Силверберг отошёл от фантастики, мотивировав это усталостью после нескольких лет тяжёлой и плодотворной работы. Но в 1980 он вернулся со своим романом "Замок лорда Валентина", действие в котором происходит на планете Маджипур. Автор продолжает писать научно-фантастические романы и поныне, проживая в Окленде, штат Калифорния. По общей численности написанных им произведений среди фантастов он уступает лишь Айзеку Азимову, написав более 100 научно-фантастических и более 60-ти научно-популярных книг.
Роберт Силверберг (англ. Robert Silverberg ) - плодовитый американский автор, наиболее известный своими научно-фантастическими произведениями, получавшими премии "Хьюго" и… Развернуть
Псевдоним: Oксфорд Уильямс (Oxford Williams)
Американский прозаик и редактор, известный также произведениями научно-популярной литературы, общественной деятельностью, сотрудничеством с НАСА и многолетним популяризаторством космической тематики. Один из ведущих авторов «твердой» научной фантастики.
Родился в Филадельфии (штат Пенсильвания), там же окончил университет Темпла с дипломом журналиста (в 1982 году университет присвоил ему звание «почетного выпускника»). Много лет работал журналистом и редактором; пик его профессиональной карьеры пришелся на 1971 год, когда встал вопрос о преемнике бессменного редактора американского журнала научной фантастики «Аналог» Джона Кэмпбелла. Блестящий журналист и писатель-популяризатор, технократ до мозга костей, некоторое время проработавший научным редактором в НАСА, Бон Бова был признан лучшей кандидатурой и руководил журналом целых восемь лет. После этого он ещё 15 лет работал редактором другого фантастического журнала «Омни».
Кроме того, его статьи по различным вопросам, касающимся космоса, печатались «Scientific American», «Nature», «The New York Times», «The Wall Street Journal», других газетах и журналах. Следует отметить, что Бен Бова работал в большом количестве научных проектов, связанных с вопросами создания высокомощных лазеров и искусственного сердца, физики плазмы и других.
В научной фантастике он дебютировал в 1959 году романом «Звёздные завоеватели» и с тех пор выпустил несколько десятков романов и сборников рассказов. Главное его литературное достижение — цикл об астронавте Чете Кинсмене, объединенный под одной обложкой как «Сага о Кинсмене» (1987), а также серии «Частники» и «Путешественники». По своим политическим воззрениям «правый технократ», Бова верит в возможности новых технологий предотвратить сползание к ядерной катастрофе; его активная защита планов СОИ и космической программы (как нового символа свободы и частного предпринимательства) открыто выражена во многих книгах, действие которых развертывается в близком будущем. В романе «The Duelling Machine» войны сведены к «более цивилизованным» комплексным компьютерным играм между государствами; неприятности начинаются, когда программа выходит из-под контроля. Герой «Каперов» (Privateers) (1985) на свои деньги строит небольшую космическую флотилию, чтобы вернуть Америке утраченное лидерство в Солнечной системе, в которой всем заправляет СССР; «несовершенство закона» вынуждает защитников свободы прибегать к тактике морских пиратов. Будущее космических поселений, гарантирующих выживание человечества, нарисовано в остросюжетных НФ триллерах — «Колония» (Colony) (1978) и «Миротворцы» (The Peacekeepers) (1988). В романе «Когда небо вспыхнуло» (When the Sky Burned) (1973) глобальная катастрофа все-таки происходит (к ядерной войне добавилась смертоносная вспышка на Солнце), и с сохранившейся лунной колонии на Землю прибывают эмиссары, чтобы помочь уцелевшим. Вклад Бовы в фэнтези ограничивается серией «Орион».
В последнее время автор был занят разработкой цикла «Большое путешествие» (один из романов, «Титан» получил John W. Campbell Award в 2007 году).
В России автор наиболее известен переведенными в 70-е годы «Властелины погоды» и «Ветры Альтаира», а также переведенным фэнтезийным цилом «Орион».
Длительное время Бен Бова вел курс по научной фантастике (как литературной, так и кинематографической) в Гарвардском Университете и Hayden Planetarium в Нью-Йорке. Опыт его редакторской и писательской работы нашел выражение в сборнике статей «Notes to a Science Fiction Writer».
В 1987 году Бен Бова получил степень магистра искусств в State University of New York at Albany, а в 1996 году получил докторскую степень в California Coast University.
Имеет большое количество наград как профессиональный писатель, как редактор и как общественный деятель. Профессиональная его деятельность была отмечена премиями Edward E. Smith Memorial Award (1974 Skylark Award), Inkpot Award 1985 (за выдающиеся достижения в научной фантастике), Isaac Asimov Memorial Award 1996 и John W. Campbell Award 2007. За работу редактором в журнале «Аналог» он был удостоен премии «Хьюго» в номинации «лучший редактор» в 1973-1977 и 1979 годах. Являлся президентом National Space Society и Ассоциации американских писателей-фантастов в 1990-92 годах.
Как истовому популяризатору науки ему были вручены премии:
— 2000 «Аналог» премия (лучшая статья на основе научных фактов — Slowboat to the Stars!)
— 2005 Lifetime Achievement Award of the Arthur C. Clarke Foundation (за направление человеческих помыслов к проблемам исследования космоса).
— 2005 Lifetime Achievement Award from the Lee County (FL) Reading Festival
Последние годы жизни проживал в Нью-Йорке.
Скончался на 89 году жизни 29 ноября 2020 года в Нейплсе (Флорида) от осложнений (пневмония и инсульт). вызванных коронавирусной инфекцией.
Псевдоним: Oксфорд Уильямс (Oxford Williams) Американский прозаик и редактор, известный также произведениями научно-популярной литературы, общественной деятельностью,… Развернуть
Джулиан Мэй - известная американская писательница.
Псевдонимы: Йен Торн (Ian Thorne), Ли Н. Фалконер (Lee N. Falconer).
Джулиан Мэй росла в Чикаго, в общество любителей фантастики она была вовлечена в подростковом возрасте. Первое свое фантастическое произведение, короткий рассказ «Dune Roller», она продала в 1951 году Джону Кэмпбеллу, редактору журнала «Astounding Science Fiction». Своего будущего мужа, Тэда Дикти, известного редактора, она встретила спустя год, когда он попросил ее разрешения на опубликование рассказа в его серии антологий. Они поженились в 1952 году. В том же году она возглавляла «Tenth World Science Fiction Convention» в Чикаго. После опубликования еще одного рассказа, «Star of Wonder», в 1953 году, она перестала писать в жанре научной фантастики.
В 50-е годы Мэй написала тысячи статей для энциклопедии «World Book». В 1957 году вместе со своим мужем она организовала издательство для писателей, специализирующихся в научной литературе для детей. Между 1957 и 1981 годами она написала больше сотни книг для детей и молодежи, как под своим собственным именем, так и под самыми разными псевдонимами.
В 1981 году Мей вернулась к научной фантастике со своим знаменитым циклом — «Saga of Pliocene Exile».
Писательница умерла 17 октября 2017 года.
Джулиан Мэй - известная американская писательница. Псевдонимы: Йен Торн (Ian Thorne), Ли Н. Фалконер (Lee N. Falconer). Джулиан Мэй росла в Чикаго, в общество любителей… Развернуть
Майкл Эшли - британский библиограф, автор и редактор научной фантастики, мистики и фэнтези. Он редактирует многолетнюю серию сборников рассказов Mammoth Book, каждая из которых выстроена вокруг определенной темы в мистике, фэнтези или научной фантастике.
Майкл Эшли - британский библиограф, автор и редактор научной фантастики, мистики и фэнтези. Он редактирует многолетнюю серию сборников рассказов Mammoth Book, каждая из которых… Развернуть
"Я не думаю о смерти, потому что я-то буду здесь всегда. Этот ящик с моими фильмами и полки с моими книгами убеждают, что сотня-другая лет у меня в запасе есть. Смерть — это форма расплаты с космосом за чудесную роскошь побыть живым".
("Правила жизни Рэя Брэдбери")
РЭЙМОНД ДУГЛАС «РЭЙ» БРЭДБЕРИ — американский писатель-фантаст. Критики относят некоторые его произведения к магическому реализму.
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя — Дуглас — он получил в честь знаменитого актёра того времени Дугласа Фэрбенкса. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (потомок англичан-первопоселенцев). Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению.
В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй и прожил всю свою жизнь. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» и публикации в первых номерах журнала «Playboy» его слава разрослась до всемирной.
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы неразвлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев. Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала страстей. Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в 99% произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.
И если от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его «язык», то есть способы изложения образов, мыслей, практически никогда не менялся. Характерные черты его языка — это «акварельность», минимум деталей, описаний, подробностей, действий. Имеет место даже не столько фантастичность (отсутствие реалистичности), сколько пренебрежение значением правдоподобия. Эта черта касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью, детектив с мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает описаниями мест действий, внешности героев, именами, датами, цифрами. Естественно, в его произведениях не встретить технических подробностей и вымысла в технической сфере.
Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и фэнтези, и исторические зарисовки и т. д.
Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий.
В молодости он однажды сжёг все свои неудачные слабые рассказы, устроив грандиозный костёр у себя на участке. «Сжёг два миллиона слов», — говорил он грустно. Это зрелище легло потом в основу его дебютного романа «451 градус по Фаренгейту» о сжигании книг и рассказа на эту же тему.
Творчество Брэдбери противоположно классической сюжетной короткой прозе с интригой и ударной концовкой. Если читатель ждёт развлечений и интриги, он, скорее всего, будет разочарован. Интересно, что такие рассказы настроения, чувства-зарисовки, в которых живёт и сам автор, более близки зрелому читателю. Большинство поклонников Брэдбери — люди среднего и пожилого возраста. Сам мэтр слывет в кругу своих коллег, американских писателей-фантастов, «старым добрым сказочником», отношение к которому очень уважительное.
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством.
Также в своих произведениях сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше — его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной.
" Я не думаю о смерти, потому что я-то буду здесь всегда. Этот ящик с моими фильмами и полки с моими книгами убеждают, что сотня-другая лет у меня в запасе есть. Смерть — это… Развернуть
Американский инженер и писатель.
Рэй Каммингс родился 30 августа 1887 года в Нью-Йорке. Один курс отучился в Принстонском Университете, работал секретарем на предприятии Томаса Алвы Эдисона.
Начал публиковаться в 1919 году, дебютная публикация — рассказ «Девушка в золотом атоме» («The Girl in the Golden Atom») в журнале «All-Story» (выпуск от 15 марта). На протяжении 1920—1930-х годов Каммингс оставался одним из наиболее популярных авторов журнала «Argosy» и нескольких других, в которых напечатал множество рассказов и ряд романов в разных жанрах, но наибольшую популярность приобрели его произведения в жанре приключенческой фантастики. Считается, что он способствовал значительному росту популярности этого жанра до появления специализированных журналов фантастики.
Основные произведения Каммингса — цикл «Материя, Пространство и Время»: романы «Люди огня» («The Fire People», 1922), «Человек, который повелевал временем» («The Man Who Mastered Time», 1924), «Принцесса атома» («Princess of the Atom», 1929), «Теневая девушка» («The Shadow Girl», 1929), «Бегство из времени» («The Excile of Time», 1931). Дилогия «Тама» написана в подражание «марсианской» серии Э. Р. Берроуза: земную девушку похищают жители Меркурия и она постепенно становится их повелительницей: «Тама из Страны Света» («Tama of the Light Country», 1930), «Тама, принцесса Меркурия» («Tama, Princess of Mercury», 1931).
Помимо романов, Каммингс написал множество повестей и рассказов — фантастических, детективных и приключенческих, — для разных тематических pulp-журналов. Его произведения на протяжении 1920—1940-х годов часто появлялись в специализированных журналах фантастики «Amazing Stories», «Astounding Science Fiction», «Wonder Stories» и других.
Иногда Рэй Каммингс публиковался также под псевдонимами «Рэй Кинг», «Габриэль Каммингс» и «Гэбриэл Уилсон».
К началу 1940-х годов популярность Каммингса постепенно сошла на нет и к 1950 году он практически перестал публиковаться.
Рэй Каммингс скончался в Маунт Вернон 23 января 1957 года.
Американский инженер и писатель. Рэй Каммингс родился 30 августа 1887 года в Нью-Йорке. Один курс отучился в Принстонском Университете, работал секретарем на предприятии Томаса… Развернуть
Джеймс Эдвин Ганн, писатель-фантаст, ученый-литературовед, преподаватель и критик родился в Канзас-Сити (штат Миссури) в 1923 году. После трех лет службы на флоте окончил в 1947 году Канзасский университет со степенью по журналистике, а в 1951 году защитил диссертацию по английской литературе. Работал редактором, преподавателем (с 1973 года является профессором Университета штата Канзас). Основатель и директор Центра по изучению фантастики при Канзасском университете, инициатор создания мемориальных премий Кэмпбелла и Старджона.
Джеймс Ганн многое сделал для популяризации научной фантастики. Был редактором антологий «The Road to Science Fiction», в которых была предпринята попытка проследить историю развития фантастической литературы от древнего мира до наших дней. По иронии судьбы, его вклад в развитие научной фантастики как критика и исследователя в результате оказался больше, чем вклад как писателя. Прозе самого Ганна чаще всего были чужды инновации.
Джеймс Ганн в основном известен как мастер короткой формы. Научную фантастику он начал писать в 1948 году, первые его рассказы были опубликованы под псевдонимом Эдвин Джеймс. Несмотря на то, что Ганн опубликовал более 10 романов, большая их часть эпизодична по своему характеру и легко разбивается на отдельные истории. И уже в первых произведениях Ганна заметно внимание автора к психологии человека и к социальным аспектам человеческой жизни.
C выходом романа «Бессмертные» в 1962 году Ганн заявляет о себе как о мастере социальной фантастики. Популярность этого романа привела к созданию в 1969 году телефильма «Бессмертный». Другой знаменитый роман писателя — «Слушающие» (1972), посвященный проблеме Контакта.
На сегодняшний день опубликовано около сотни его рассказов и повестей, большая часть которых впоследствии не раз переиздавалась, а также множество эссе и статей. Книги Джеймса Ганна переведены на многие языки мира, в том числе и на русский.
Джеймс Эдвин Ганн, писатель-фантаст, ученый-литературовед, преподаватель и критик родился в Канзас-Сити (штат Миссури) в 1923 году. После трех лет службы на флоте окончил в 1947… Развернуть
Айзек Азимов (имя при рождении Исаак Юдович Озимов) — американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла.
Некоторые термины из его произведений — robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.
Азимов родился (по документам) 2 января 1920 года в местечке Петровичи Климовичского уезда Гомельской губернии, РСФСР (с 1929 года — Шумячский район Смоленской области) в еврейской семье. Его родители, Анна-Рахиль Исааковна Берман (Anna Rachel Berman-Asimov, 1895—1973) и Юда Аронович Азимов (Judah Asimov, 1896—1969), были мельниками по профессии. Назвали его в честь покойного деда по матери, Исаака Бермана (1850—1901). Вопреки поздним утверждениям Айзека Азимова, будто первоначальной семейной фамилией была «Озимов», все оставшиеся в СССР родственники носят фамилию «Азимов».
Как сам Азимов указывает в автобиографиях («In Memory Yet Green», «It’s Been A Good Life»), его родным и единственным языком в детстве был идиш; по-русски с ним в семье не говорили. Из художественной же литературы в ранние годы он рос в основном на рассказах Шолом-Алейхема. В 1923 родители увезли его в США («в чемодане», как он сам выражался), где поселились в Бруклине и через несколько лет открыли кондитерский магазин.
В 5 лет Айзек Азимов пошёл в школу. (Ему полагалось пойти в школу в 6 лет, но мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать его в школу на год раньше.) Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке, но потом забросил книгу. Но при этом произошёл интересный случай. Написав 2 главы, Айзек пересказал их своему другу. Тот потребовал продолжение. Когда Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента Айзек понял, что он обладает писательским даром, и стал серьёзно относиться к своей литературной деятельности.
После окончания десятого класса в 1935 году 15-летний Азимов поступил в Seth Low Junior College, но через год этот колледж закрылся. Азимов поступил на химический факультет Колумбийского университета в Нью-Йорке, где получил в 1939 году степень бакалавра (B. S.), а в 1941 году — магистра (M. Sc.) по химии и поступил в аспирантуру. Впервые Азимов опубликовался в 1939 году. Это был рассказ «В плену у Весты» (англ. Marooned Off Vesta), принятый к публикации в октябре 1938 года журналом Amazing Stories и опубликованный 10 января 1939. Однако в 1942 году он уехал в Филадельфию, чтобы работать химиком на Филадельфийской судоверфи для армии. Вместе с ним там же работал и другой писатель-фантаст Роберт Хайнлайн.
В 1941 году был опубликован рассказ «Приход ночи» o планете, вращающейся в системе шести звёзд, где ночь наступает раз в 2049 лет. Рассказ получил огромную известность. В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов объявила «Приход ночи» лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Рассказ более 20 раз попадал в антологии, дважды был экранизирован, и сам Азимов впоследствии назвал его «водоразделом в моей профессиональной карьере».
В феврале 1942 года, в Валентинов день, Азимов встретился на «свидании вслепую» с Гертруд Блюгерман (англ. Gerthrude Blugerman). 26 июля они поженились. От этого брака родился сын Дэйвид (англ. David) (1951) и дочь Робин Джоэн (англ. Robyn Joan) (1955).
С октября 1945 года по июль 1946 Азимов служил в армии. Затем вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование. В 1948 году закончил аспирантуру, получил степень PhD (доктора философии), и поступил в постдокторат как биохимик. В 1949 году он устроился преподавателем на медицинский факультет Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом (англ. assistant professor), а в 1955 году — доцентом (англ. associate professor). В 1958 году университет перестал ему платить зарплату, но формально оставил в прежней должности. К этому моменту доходы Азимова как писателя уже превышали его университетскую зарплату. В 1979 году ему было присвоено звание профессора (англ. full professor).
В 1970 году Азимов расстался с женой и почти немедленно стал жить с Джэнет Опал Джеппсон (англ. Janet Opal Jeppson), с которой познакомился на банкете 1 мая 1959 года. (До этого они встречались в 1956 году, когда он дал ей автограф. Азимов вообще не запомнил ту встречу, а Джеппсон сочла его неприятным человеком.) Развод вступил в силу 16 ноября 1973 года, а 30 ноября Азимов и Джеппсон поженились. От этого брака не было детей.
Умер 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности на фоне ВИЧ инфекции (приведшей к СПИДу), которой заразился при операции на сердце в 1983.
Айзек Азимов (имя при рождении Исаак Юдович Озимов) — американский писатель-фантаст, популяризатор науки, по профессии биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных… Развернуть