Игна́тий (Игнасио, Иньиго) де Лойо́ла (исп. Ignacio (Íñigo) López de Loyola, баск. Ignazio Loiolakoa; не ранее 24 сентября 1491 и не позднее 1 ноября 1491, Святой дом Игнатия Лойолы, Королевство Кастилия и Леон — 31 июля 1556, Camere di San Ignazio, Папская область) — римо-католический святой, основатель ордена иезуитов, видный деятель контрреформации, в молодости был офицером на испанской военной службе.
Родился около 1491 года в замке Лойола в басконской провинции Гипускоа. При крещении получил имя И́ньиго (баск. Iñigo). После обращения принял имя Игнатий (исп. Ignacio), избрав себе небесным покровителем святого Игнатия Антиохийского. Возможно, послужил прообразом Дон Кихота в одноимённом романе Сервантеса. День памяти — 31 июля.
Происходил из древнего баскского рода. Назван в честь святого Игнатия (Иньиго) из Оньи. Был младшим из 13 детей. В 14 лет Иньиго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревало, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иньиго служил пажом. Достигнув совершеннолетия,
«Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»
«Приступ длился уже порядочное время, когда я был задет снарядом, который проскочил между моими ногами и ранил одну и сломал другую»,— рассказывал он через много лет о. Гонсалесу де Камара. После этого тяжелого ранения в течение последующих десяти дней он находился в Памплоне.
Французы с уважением отнеслись к его храбрости, Иньиго лечили французские врачи, а затем его на носилках перенесли в отцовский замок, в Лойолу.
Вскоре стало ясно, что тряска во время пути сказалась на его здоровье, и врачи вынуждены были провести ещё одну — очень тяжёлую — операцию, после которой ему с каждым днём становилось всё хуже и хуже. 24 июня, в день Св. Иоанна Крестителя, врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Иньиго исповедаться. Накануне дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, Иньиго причастили и соборовали. Ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности. Но кость срослась неправильно, и пришлось снова делать операцию, ещё более долгую и мучительную, чем все предыдущие. В последовавший затем период выздоровления Иньиго попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось — в семейной библиотеке хранились только «Жизнь Иисуса Христа» картезианца Рудольфа и один том «Жития святых».
Пришлось читать то, что есть. После чтения нескольких страниц из «Жития святых» его душой овладевал непостижимый мир, в то время как мечты о славе и любви оставляли ощущение опустошённости. Он отправляет слугу в Бургос, чтобы тот принёс картезианский устав, и внимательно изучает этот документ.
В марте 1522 года Игнатий собрался совершить паломничество в Иерусалим. Но сначала отправился в Монтсеррат (исп. Montserrat) — горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны, где хранится чудотворная статуя Богородицы. В пути он принёс обет целомудрия. В городе Игуалада, недалеко от аббатства, он купил одежду из грубой ткани, посох, флягу и полотняные туфли на верёвочной подошве. 21 марта 1522 года он пришёл в Монтсеррат и три дня готовился к полной исповеди. 24 марта (в день перед Благовещением) исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему и
Отныне он считал себя посвящённым в рыцари Царицы Небесной.
С восходом солнца он спустился из Монтсеррата и
«Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретённые мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Всё это продолжалось самое большее три минуты».Зиму 1522 года, которая оказалась для него очень тяжёлой, он провёл в Манресе.
28 февраля 1523 года Игнатий направился в Барселону, чтобы оттуда отплыть в Италию и
«Отче, я хотел бы остаток моих дней провести в вашем монастыре».Настоятель согласился, но францисканский провинциал (руководитель провинции) в просьбе отказал, и Игнатий вновь вернулся в Барселону.
Игнатий понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык. Жером Ардевол, преподаватель латыни, бесплатно давал ему дополнительные уроки, и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 года Игнатий пешком отправился в Алькалу (там находился университет), расположенную в пятистах километрах от Барселоны.
В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке. Однако и в Саламанке почти сразу после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях, которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж.
В 1528 году, когда Игнатий
В 1535 году Игнатий тяжело заболел. Он был вынужден покинуть Париж и вернуться в Испанию. Почувствовав себя лучше, он пешком отправился в Венецию и пришёл туда в конце 1535 года. Здесь, в ожидании товарищей, он продолжил изучение теологии. 24 июня 1537 года Игнатий и его товарищи были рукоположены́ во священники.
Поскольку из-за начавшейся войны Венеции с Турцией отплыть в Палестину было невозможно, обет, данный на Монмартре, обязывал их отправиться в Рим. В 1537 году, после аудиенции, папа Павел III поручил Лаинесу и Петру Фавру преподавать богословские дисциплины в Римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия начали против них гонение. Игнатий добился личной встречи с папой Павлом III, и после беседы, продолжавшейся час, Папа принял решение поддержать Игнатия и его товарищей.
На Рождество 1538 года в церкви Святой Марии Великой в Риме Игнатий отслужил свою первую мессу.
В 1539 году перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: «что дальше?» Решено было официально образовать сообщество — новый монашеский орден. В том же году Игнатий представил папе Павлу III Установления — проект будущего Устава, где в дополнение к трём стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания был добавлен четвёртый: обет непосредственного послушания Святому Отцу. 27 сентября 1540 года устав нового ордена — Общества Иисуса — был утверждён папской буллой «Regimini militantis ecclesiae». Название Ордену предложил сам Лойола. Ему же приписывается и авторство девиза Ордена — «Ad Maiorem Dei Gloriam» («К вящей славе Божией»).
На Великий пост 1541 года Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена (сокращённо — «генералом»).
Трудился над повышением образования священников и простых верующих. Лойола выразил идеологию Ордена такими словами — служение вере и распространение справедливости. При этом руководимый им Орден стал одной из основных интеллектуальных сил католицизма в борьбе с Реформацией. Генералом Ордена были введены обет беспрекословного послушания Папе Римскому и жесткая дисциплина внутри Ордена. Лойола организовал несколько религиозных благотворительных обществ, при нем открыты 33 иезуитские коллегии по всему миру. Лойола стремился, чтобы члены его ордена очистили церковь от порчи при сохранении традиций.
Написал несколько книг по духовным практикам.
3.12.1609 года причислен к лику блаженных Папой Павлом V.
12 марта 1622 года канонизирован вместе с Франциском Ксаверием Папой Григорием XV.
Обновлено: 17 октября 2024 г., 12:00