Опубликовано: 15 сентября 2017 г., 17:17 Обновлено: 15 сентября 2017 г., 21:46
22K
ММКВЯ-2017. Фоторепортаж, часть четвертая — день фантастики и не только
9 сентября в субботу была самая интересная программа. Ведь этот день был заявлен как день фантастики на ММКВЯ. И организаторы действительно постарались и пригласили известных и популярных российских авторов, работающих в этом жанре. Организаторы подготовили встречи с Верой Камшой, Ником Перумовым, Вадимом Пановым, Романом Папсуевым, Романом Злотниковым и другими.
Но и про любителей других жанров тоже не забыли. Как и про детскую литературу. Как и про нон-фикшн. В субботу также проводились мастер-классы и викторины. Прошел открытый урок по шахматам, а потом состоялся и шахматный турнир.
Но вернемся к книгам. Стенд «ЭКСМО» начал субботнюю программу с презентации книги «Национальные парки России от А до Я».
Участники встречи говорили о том, что раньше заповедники выполняли природоохранную функцию и были закрытыми зонами, сейчас же многие из них получили статус национальных парков, где создаются специальные туристические маршруты и куда приглашаются туристы, в том числе и иностранные. Выход книги приурочен к 100-летнему юбилею первого заповедника. Сто лет назад произошли такие разные события: с одной стороны революция, а с другой – создание Баргузинского заповедника.
В книге представлены сорок семь заповедников, многие из которых привлекательны для экотуризма. И каждый из них имеет свою особенность. Это та палитра природы, та палитра животных, которые расположены на территории нашей страны. Каждый из национальных парков по-своему уникален.
Литературная кухня представила книги «Славянский разлом» и «Антискрепа». На встрече-презентации историк Пыжиков Александр Владимирович и экономист Кричевский Никита Александрович рассматривали неоднозначные вопросы истории России, связанные с царскими династиями, церковным разломом, идеологией.
Они отметили, что в истории любой страны есть сложные периоды. Это этапы развития, как этапы становления личности человека. Ведь и у каждого человека в жизни случаются трудные периоды. Вся жизнь – это чередование белой и черной полосы, и это нормально. Не бывает, чтобы постоянно становилось все лучше и лучше. Так и с историей страны. Провалы чередуются с подъемами. Участники встречи привели в пример Китай, где был провал, теперь идёт подъем. Так и у нас. Они отметили, что у нас очень сложная история: провалы – подъемы, подъемы – провалы. А где мы сейчас находимся – вот о чем надо думать. И обращаться к прошлому, осмысляя сегодняшний день.
На стенде «АСТ Non-Fiction» свою лекцию «Астрология для жизни» прочитал астролог Павел Андреев.
На детской сцене состоялась встреча с любимой многими детьми писательницей Холли Вебб. Холли – автор нескольких серий детских книг, которые полюбили наши юные читатели. Это прежде всего серия «Добрые истории о зверятах».
Холли Вебб первый раз посетила Россию, и пока она прогуливалась по выставке, ведущая встречи пообщалась с её юными поклонниками на предмет их любимых книг и впечатлений от творчества английской писательницы. Дети рассказали, какие книжки у них есть, какие они уже прочитали. Девочка Настя рассказала, что у неё есть много книг, что она прочитала несколько книжек про зверей и что ей больше всего понравились книжки о девочке-детективе, потому что они очень увлекательные и очень добрые.
А потом появилась и сама Холли Вебб, которую очень тепло встретили громкими аплодисментами. Холли поприветствовала своих читателей и сказала, что она очень рада побывать в Москве и увидеть так много детей, которые читают её книги.
Она рассказала, что в последнее время она получала очень много писем от детей из России и наконец-то она здесь, где может пообщаться со своими читателями и ответить на их вопросы.
Начала Холли с рассказа о том, как она стала писательницей. Когда она была ребенком, ей безумно нравились книги, и она очень любила читать, особенно про животных и различные истории о волшебных пиратах. После того, как она окончила университет, Холли попала на работу в детское издательство в качестве редактора. Ей очень нравилась эта работа, потому что она могла читать много новых книг и, как ей тогда казалось, так будет всегда.
Но как-то раз в издательстве произошла рабочая встреча, на которой была поставлена задача придумать идею для новой серии детских книг. И она её придумала. Это была идея написать книги о близнецах, которые выглядели совершенно одинаково, но их внутренним мир был абсолютно разным. Сначала предполагалось, что эту книгу будут писать приглашенные авторы, а не она сама. Но в итоге эта идея настолько поглотила Холли, что она придумала, какими будут эти девочки, какие у них будут имена, и она очень захотела написать эту историю сама. Так она начала писать свою первую книгу.
Холли Вебб призналась, что ей было немного страшно. Но вышло так, что эта книга родилась по пути на работу, на которую она добиралась на поезде, заполненном людьми. Ей приходилось сидеть на полу, но у неё с собой всегда была тетрадь, в которую она постепенно записывала свою историю. Так и написалась первая книга. Но показать её было страшновато, ведь книгу будут оценивать, поэтому Холли распечатала текст и оставила его на стуле.
Этот текст прочитали и действительно оценили. Начинающему автору сказали, что она будет опубликована. Это было четырнадцать лет назад. Вот так Холли Вебб из редактора превратилась в писательницу. Кстати, в процессе своего рассказа Холли призналась, что эта её первая серия книг выйдет у нас в России в следующем году.
Писательница сказала, что она очень рада, что её книги публикуются в России. Особенно серия о животных, так как её всегда вдохновляла эта тема. У неё было много домашних животных, как в детстве, так и в настоящее время. Сейчас у Холли живут три кошки, которые вдохновляют её на написание этих историй.
На главной сцене с утра прошла презентация «Антологии современной поэзии народов России». В этой книге собраны произведения авторов со всех уголков России. Двести двадцать девять поэтов, пятьдесят семь языков – эта антология является проектом, представленным Фестивалем национальных литератур народов России, и в ней показано всё разнообразие этнических культур нашей страны.
Круглый стол, посвященный 100-летию Октябрьской революции, на площадке «Литературной кухни».
Ну а тем временем начинался День Фантастики. Издательство Fanzon представило свои новые проекты. Особо были выделены графические романы.
Этот пласт литературы – особенная история. Если комиксы тянутся на протяжении целых десятилетий, например Человек-паук, который с шестидесятых годов живет и никак не умирает, то графический роман – это цельное литературное произведение, где есть начало и конец. И есть такие графические романы, которые несут в себе любопытные идеи. Как мысль о том, что «красота передается половым путем». Это в несколько провокационном графическом романе «Прелесть».
Некоторые книжные сети даже отказались брать его в продажу. Но, как сказал издатель, это удивительно, так как на самом деле там нет ничего такого криминального. Его причисляют к хоррору. Хоррор там присутствует. Но главная цель этого романа – задуматься о том, почему и зачем человечество придает внешности так много значения. И когда людям предлагают способ стать красивыми, они начинают к этому стремиться, этим способом пользоваться, несмотря на то, к чему это в итоге приводит. Роман «Прелесть» — хорошая вещь для подумать над тем, в том ли направлении мы движемся. И куда мы в итоге придем.
Также были презентованы графический роман «Метабароны», роман Уэджерса «В тени трона» и новый сборник Мьевиля «Три момента взрыва».
В заключении был проведен конкурс, в котором были разыграны три презентованные книги. Предлагалось придумать новую сверхспособность, которая раньше никогда не встречалась в комиксах. Победили «Человек – черная дыра», получивший «В тени трона», «Человек, генерирующий своими ноздрями биологические ракеты», забравший себе «Прелесть», и «Человек, вяжущий свитера усилием воли», которому достался сборник Мьевиля. Конкурс был веселый!)
Далее состоялась встреча с Романом Папсуевым, который представил свой арт-бук «Сказки старой Руси. Начало».
Сразу хочу донести информацию, полученную непосредственно от автора на этой встрече – сейчас, во второй половине сентября в продаже появится первый тираж в количестве двух тысяч экземпляров, которые все будут подписаны непосредственно рукой автора. Он сказал, что 18 сентября издание выйдет из типографии, и автор проведет несколько часов на складе издательства, чтобы поставить свой автограф на каждой книге. Больше такого не будет. Обещали, что в продаже книга появится 21 сентября. Ну а теперь непосредственно к беседе.
На встречу с Романом пришло много читателей, что стало приятной неожиданностью для автора. Так как к выставке книгу выпустить не успели, Роман Папсуев пришел с муляжом книги, чтобы хотя бы показать, как она будет в итоге выглядеть, и принес небольшие подарки в виде открыток с картинками из книги, которые подписал и подарил всем желающим на автограф-сессии после встречи.
Роман Папсуев рассказал, что на данный момент эта книга – его самый тяжелый труд. Это фактически два года жизни.
Роман Папсуев – личность для поклонников российского фэнтези известная давно. И большинство его знает, как Амока. Амок – его псевдоним, под которым он рисовал первые иллюстрации к книгам Веры Камши и других авторов. И вот теперь выходит в свет его первый арт-бук уже под настоящим именем. Роман рассказал о работе над ним, о некоторых секретах. Например, автор признался, что свою Аленушку он рисовал с Натальи Водяновой. Портреты – это всегда непросто. Есть типажи, которые художник выбирает, когда собирается рисовать героев. Так он и рисовал других героев – выбирался типаж, находились картинки и фотографии, подходящие под него, и уже потом на их базе вырисовывался образ и рождался портрет. Но Аленушка-Водянова – иной случай. Роман Папсуев считает, и многие с ним согласятся, что у Водяновой очень необычная внешность, какая-то инопланетная, не вписывающаяся ни в один типаж. У неё уникальные черты лица. И так как Аленушка у Романа персонаж неоднозначный, ему очень захотелось придать необычную внешность. Поэтому Водянова.
От творчества автор перешел к другому. Он рассказал, что недавно в Санкт-Петербурге он встретился с Джорджем Мартином и показал ему свой макет. И Мартин сказал, что очень здорово.
Роман заметил, что мы и иностранцы по-разному реагируем на картинки. Иностранцы больше любят цвет, они реагируют на цветные картинки более заинтересовано, чем на черно-белые. У нас же совсем наоборот, черно-белые рисунки и сепия вызывают куда больший интерес, чем уже разукрашенные цветные.
Также он поделился, что планирует выход второй версии арт-бука, где будет не только история, но и моменты работы над книгой. В нем автор хочет приоткрыть двери в рабочий процесс.
Вслед за Романом Папсуевым на сцену вышла писательница, к книгам которой художник рисовал иллюстрации. Этакая преемственность получилась. Вера Камша представила посетителям выставки свой последний роман из серии «Отблески Этерны» «Синий взгляд Смерти. Рассвет», а точнее уже вышедшие его первые две части.
Сначала Вера Викторовна всех поприветствовала и поздравила Москву с праздником.
Первый же вопрос ведущего был о том, что верна ли инсайдерская информация о том, что прошло пять лет, прежде чем писательница решила вернуться к этому циклу. Вера Камша ответила, что она не уходила и ничего не бросала. А перерыв был обусловлен необходимостью.
Она объяснила, что по ряду причин, не зависящих от неё, она поняла, что текст надо переделать. Она убрала то, что сейчас вызвало бы неприятные и неконтролируемые ассоциации. Ну и сам мир изменился. Вере Викторовне кажется, что в мире стало больше злобы, нетерпимости, недоверия, гадости какой-то, к этому тоже надо было привыкнуть и просмотреть текст на предмет чего-то подобного, чтобы не добавлять ещё больше копоти.
На вопрос о том, что она ждет от этой книге, хочет ли повторения успеха первых произведений цикла, когда их приходилось переиздавать, чтобы все могли купить себе заветный экземпляр, Вера Камша сказала, что она никогда не смотрит и не думает насчет того, будут ли переиздания, насколько ошеломительным будет успех и будет ли. Если бы её все это волновало, она не вязла бы этот тайм-аут, а продолжала выдавать на гора текст за текстом в соответствии с рекомендациями маркетолога. Но думала ли она, начиная писать первые книги «Отблесков», что это всё будет продолжаться 13 лет? Не думала. Мы тоже.
Про падение тиражей Вера Викторовна заметила, что это, к сожалению, тенденция всей нашей литературы. И затрагивает все жанры.
Насчет правки текста и переписывание каких-то моментов из книг Вера Камша ответила, что из-за того, что создание цикла растянулось на такой долгий период, есть кое-какие нестыковки. И если будет переиздание цикла, то тогда надо будет как-то переигрывать и делить текст на тома немного по-другому, как и убирать огрехи, допущенные редакторами и ей самой. Но будет ли переиздание – неизвестно. И, если честно, то хоть бы последние уже выпустили! Сил нет уже никаких ждать!
В конце встречи Вера Викторовна раздала автографы. Я взяла.
После Веры Камши на сцене издательства «ЭКСМО» свою новую книгу «Арвендейл. Дерзкий рейс» представил Роман Злотников.
Роман – большой любитель рассказывать. Я помню свое интервью с ним на РосКоне – мы проболтали почти час. Ну, как мы… Он. Но, признаюсь, слушать его можно бесконечно, так как рассказывает он очень интересно, с душой. Как книгу пишет. И каждый раз в его рассказе есть какая-то новая история, какой-то новый эпизод. Вот здесь – с Путиным.
В этот раз Роман рассказывал о новой книге. Он признался, что совсем не хотел её писать. Но грозный редактор сказал: «Надо!» Не, не так. Вот так сказал: «НАДО!!!» И пришлось писать. Автор поведал, что так как это роман был не продуман, не придуман, то шел очень тяжело. Местами и просто мучительно. Поэтому он получился неровным и сейчас Роман пытается это сгладить, что-то добавить, а что-то вовсе выкинуть к чертовой бабушке, вдруг ей пригодится. И теперь вроде получается прилично. Но, конечно, когда книга обдумана, когда собран материал, когда уже накиданы какие-то эпизоды, всё пишется быстрее и лучше.
Злотников сказал, что основное, что заставляет его писать – это «хотелка» или просьба редактора. Когда писать хочется самому, когда осуществляется своя идея, то писать легко, всё как будто само собой пишется. А вот когда задание идёт от редактора, то тут уже приходится проявлять магические способности, чтобы вызвать ту самую «хотелку», без которой работается ну очень тяжко.
И снова возвращаясь к циклу. «Арвендейл» появился на свет в 2004 году, а книга, предшествующая «Дерзкому рейду», была выпущена в 2007 году. То есть прошло целых десять лет. Роман Злотников рассказал, что это тоже здорово повлияло на процесс работы. Пришлось восстанавливать события, вспоминать. И настраиваться на работу с такими провалами во времени сложно. Приходится перечитывать свои книги.
Хотя, Злотников признался, что себя любимого он перечитывать любит. Иногда берет книгу с полки и читает. Он вообще пишет книги для себя. И свои книги он любит. Все. И иногда недоумевает, почему они нравятся и другим. Более того, их даже Путин читает. Злотников рассказал, что во время встречи Владимира Владимировича с писателями в 2007 году, он подарил Путину четыре своих книги. И он уверен, что хотя бы одну он прочитал, так как чуть позже, когда он как-то раз приехал в «АСТ», его вызвал к себе руководивший в то время издательством Лев Михайлович Хиленский и спросил: «Ты своего «Генерала-адмирала Путины всучил?». На что Злотников ответил, что не было такого, среди книг, которые он подарил на встрече этой не было. И поинтересовался, а в чем, собственно, дело. Хиленский ответил: «Вчера звонили из администрации Президента, спрашивали, когда второй том "Генерала-адмирала" выходит».
Ну и в конце, по традиции, были автографы.
Но, как говорится, не фантастикой единой. Встречи с авторами-фантастами продолжались позже, и о них я дальше обязательно расскажу. А сейчас немного о том, что ещё происходило в первой половине субботнего для на ММКВЯ-2017.
Очень приятно, что несмотря на то, что молодые авторы ещё не слишком известны и популярны, о них не забыли. На стенда АСТ прошла презентация первого сборника «Лицей 2017. Первый выпуск», куда вошли произведения победителей премии «Лицей» им. Александра Пушкина.
Эта совсем новая премия, которая была учреждена в этом году. Цель премии – найти молодых и талантливых авторов от 15 до 35 лет, способных создавать действительно качественные литературные произведения. Премия присуждалась в двух номинациях: поэзия и проза. Первые лауреаты новой премии были объявлены 6 июня в день рождения А. С. Пушкина. На ММКВЯ 9 сентября уже был представлен первый сборник работ лауреатов, которые сами о нем рассказали и зачитали некоторые свои произведения, в основном поэтические, с прозой здесь было бы сложней. Лауреаты премии «Лицей 2017», с которыми смогли познакомиться посетители выставки: Дана Курская, Владимир Косогов, Григорий Медведев, Кристина Гептинг, Андрей Грачев, Евгения Некрасова.
На детской сцене бывший учитель музыки, а ныне детский писатель Артур Гиваргизов презентовал две свои новые книги «Записки выдающегося двоечника» и «Дима, Дима и Дима», которые вышли в издательстве «Время».
На стенде издательства «АСТ Non-Fiction» состоялась встреча с автором Никитой Жуковым, на котором презентовали его новую книгу «Модицина: читай, просвещайся и не болей!»
Литературная гостиная принимала известную корейскую писательницу Чо Хэчжин. На встрече говорили о корейской литературе, о её традициях, о том, что во всем мире привыкли, что традиционный корейский роман – это скорее всего драма.
Что герои пассивные, они проходят через какие-то перипетии, испытания, но воспринимают все, как посланное небом. А потом в конце добро торжествовало, зло наказывалось и всё становилось хорошо. Но в двадцатом веке произошли многие исторические события, трагические события. Корея 35 лет находилась под игом Японии. И, конечно, в то время создавались произведения так называемой категории ахан — «неизбывная горечь потерь» — и они преобладали. И те, кто знакомился с корейской литературой с рассказов тех времен, говорили о том, что это чернуха какая-то, которую читать невозможно. И это сохранилось и в современном корейском романе. Много есть книг, где все страдают, где герой в конце умирает, когда закрываешь книгу и хочется плакать. Книга Чо Хеджин «Я встретила Ро Кивана» отличается тем, что все находят покой, в ней счастливый конец, несмотря на то, что рассказывает она о беженце из Северной Кореи, который случайно оказался в Бельгии.
Ведущая встречи также рассказала краткую биографию писательницы и перечислила все её многочисленные регалии.
На главной сцене издательство «Время» презентовало книгу «Танго нашей жизни: пара, в которой трое».
Это не обычная книга. В ней рассказывается о судьбе и любви великих советских фигуристов, многократных чемпионов мира и олимпийских чемпионов Натальи Бестемьяновой, Андрея Букина и Игоря Бобрина.
Герои книги приняли участие в презентации книги, где рассказали о многих моментах из своей как спортивной, так и личной жизни. Говорилось и о становлении одной из самых ярких пар советского фигурного катания, о развитии, о трудностях, о выборе. Рассказывались разные истории: и грустные, и забавные. Например, как Игорь Бобрин один раз вышел на лед в нижнем белье.
Андрей Букин рассказал, что до сих пор их с Наташей селят в один номер, так как воспринимают их не только как спортивную пару, но и семейную.
Всю жизнь герои книги проводят втроем. Вместе тренируются, ездят на гастроли. И раньше было также. Было рассказано достаточно много личного. И мне кажется, что и книга такая же – откровенная и искренняя.
Вот такой была первая часть субботней ММКВЯ. Продолжение следует! Точнее, уже заключение.
Предыдущие репортажи:
часть первая,
часть вторая,
часть третья.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!