Опубликовано: 16 августа 2018 г., 13:37 Обновлено: 17 августа 2018 г., 15:53
11K
Памяти Говарда Филлипса Лавкрафта

В понедельник, 20 августа, исполняется 128 лет со дня рождения классика литературы ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта. В московской библиотеке имени Некрасова годовщину отпразднуют лекцией, посвященной писателю, и чтением его произведений в темноте. Накануне вечера разбираемся, почему Лавкрафт – плохой писатель, и почему это совсем не мешает нам считать его гением жанра.
Однозначного и исключительного списка критериев, по которым мы можем считать писателя хорошим или плохим не существует. В художественной литературе исключения из правил часто оказываются талантливее и выразительнее самих правил.
Но даже не составляя такой список, обратившись к нескольким очевидным признакам, можно прийти к выводу: Говард Филлипс Лавкрафт – писатель возмутительно плохой.
В первую очередь литератора определяет язык.
В одном из сетевых сообществ, посвященных писателю, есть ироничный пост: «Тебе не придется описывать монстров, если ты назовешь их "неописуемыми"». Фирменная черта Лавкрафта – делегировать задачи рассказчика читателю:
«Ужас, навсегда отпечатавшийся в его сознании, не мог быть описан, потому что, наподобие немецкой книги, упомянутой однажды Эдгаром По, "es laesst sich nicht lesen" – он не позволял себя прочесть.» («Кошмар в Ред-Хуке», 1925)
«Я не могу даже намеком поведать о тех кошмарных космических тварях, которых описывал этот сиплый голос.» («Шепчущий из тьмы», 1930)
«Неожиданно на Блейка нахлынул щемящий неясный панический ужас, и чары рассеялись.» («Скиталец тьмы», 1935)
Почти в любом его произведении читатель столкнется с перегруженными предложениями и бесконечными рядами повторяющихся из рассказа в рассказ прилагательных: кладка древней постройки будет скорее всего «циклопической», культ – непременно «порочным», книга «Некрономикон» – окажется «зловещей», а ее автор – араб Абдул Альхазред – «безумным», не иначе.
После языка можно обратить внимание на формулу построения фабулы.
Не «формулы», а именно «формулу» – в единственном числе: большинство текстов писателя построено на одном сюжетном принципе.
Итак, канонический рассказ Лавкрафта начинается с предостерегающей завязки – экспозиции местности, в которой произошло нечто жуткое, полицейской сводки, газетной статьи или туманного вступления о том, что человечество живет «на безмятежном островке неведения» в мире полном ужасных тайн (ужас какой? – «леденящий душу» и никакой другой).
Но чаще всего – с того, что существуют тысячи причин, по которым предстоящая история никогда не должна была стать достоянием широкой общественности, но страх/научный интерес/желание объяснить что-то или предупредить потомков заставляет героя все таки ее рассказать:
«Нижеследующий рассказ я публикую вынужденно, поскольку представители науки отвергли мой совет, сочтя его бездоказательным.» («Хребты безумия», 1931)
«Верно, что я всадил шесть пуль в голову своему лучшему другу, но все же надеюсь настоящим заявлением доказать, что я не убийца.» («Тварь на пороге», 1933)
«…Ни один здравомыслящий человек не стал бы цепляться за подобные воспоминания, а, напротив, постарался бы как можно скорее от них избавиться или, в крайнем случае, убедить себя в их нереальности. И все же мне придется поведать миру о своем недолгом знакомстве с таинственным домом на Бенефит-стрит и о причине панического бегства из его стен, ибо я считаю своим долгом спасти невинного человека, оказавшегося на подозрении у полиции…» («Единственный наследник», опубликован в 1957)
Рассказ ведется от лица мужчины, нередко – от первого лица.
Герой – студент/молодой ученый/детектив – почти всегда образованный, интеллигентный, с точным складом ума и развитой интуицией – получает наследство/начинает расследование/проездом оказывается в «объятом мглой» Аркхэме/Данвиче/Инсмуте.
Там он сталкивается с необъяснимыми явлениями и поначалу трактует их скептически. По мере нагнетания саспенса Лавкрафт убеждает героя в иррациональности происходящего, дает ему победить зло, но чаще – сводит с ума или бросает в приступе параноидального психоза.
Кульминация как таковая размыта, а самое эмоциональное событие писатель почти всегда помещает в последний абзац.
Эта однообразная формула подразумевает редкие исключения, но обычно остается неизменной.
Лавкрафтовский стиль предоставляет новому читателю возможность угадать, чем кончится очередной рассказ уже после нескольких страниц, эпигонам и поклонникам – бесчисленные возможности для подражания, а журналистам и литературным критикам – пространство для лобовой атаки. Типичный пример – Эдмунд Уилсон, журнал «Нью-Йоркер»: «Единственный настоящий ужас, таящийся в этих рассказах – ужас дурновкусия…»
Может быть, если дело не в языке и не в фабуле, интерес к писателю обусловлен привлекательностью его личности?
Лавкрафт вырос в семье психопатов: его мать и отец умерли в одной и той же клинике для душевнобольных с разницей в 23 года. Он не окончил школу, неудачно женился, за всю жизнь не издал ни одной книги. Писатель мучился кошмарами, боялся больших городов (поселившись в Нью-Йорке, не выдержал и бежал обратно в провинцию), ненавидел иммигрантов (читайте «Кошмар в Ред-Хуке», «Улицу» или «Старого сумасброда»).
Неудачник, затворник, ксенофоб и ретроград – его биография пугает не меньше, чем его литература.
Скупой язык, сюжетные повторы, беспомощная жизнь – этот список можно продолжить.
Но ни количество, ни качество аргументов не влияют на факты: Лавкрафт обрел славу одного из родоначальников литературы ужасов, его книги читают и издают, множество талантливых людей (от Роберта Блоха и Борхеса – до Нила Геймана и Гильермо дель Торо) признают влияние мифологии Ктулху на свое творчество.
Объясняя это, многие журналисты ссылаются на звучную и удобную, но при этом ничего толком не значащую формулировку: «Он опередил свое время».
Постараемся ее уточнить и дополнить.
«Я нахожу больше удовольствия в барьерах между мной и современным миром, нежели в связях, соединяющих меня с ним. Я хочу оставаться абстрактным, обособленным, безучастным, безразличным, объективным, беспристрастным, всесторонним и вне времени...» (Лайон Спрэг де Камп, «Лавкрафт», 1975)
Первое: не думаю, что Говард Филлипс Лавкрафт бегал наперегонки со временем. Он, полностью понимая, что делает, работал вне его – и на то, чтобы общественность это поняла ушло чуть больше лет, чем продлилась жизнь писателя.
Не уничтожь его рак кишечника так рано, Лавкрафт бы успел познать прижизненную славу.
Второе: правильный психологический акцент. Написанного в двадцатых годах XIX века «Франкенштейна, или Современного Прометея» Мэри Шелли современный читатель не может воспринимать серьезно. Написанного полвека спустя «Дракулу» Стокера – может, но не боится.
Зло в этих книгах овеществлено, тьма представлена конкретным физическим воплощением.
Но люди боятся не тьмы, а того, что в этой тьме скрыто: Лавкрафт не был первым, кто понял, что необъяснимое – главная шестеренка в механизме человеческого страха, но ужас мучительной неизвестности он освоил во всю силу своего таланта.
Третье: то, что в литературной вселенной Лавкрафта противоречит литературности, помогает внутреннему устройству этой вселенной. Самоцитирование, одни и те же туманные города и проклятые семьи, перекрестные ссылки между рассказами – все эти приемы еще крепче сколачивают разрозненные элементы в единое пространство.
И, если добавить сюда еще то, как умело Лавкрафт примешивает к вымышленным местам и событиям настоящих людей, улицы и книги – получим эффект реалистичности, усиливающий чувство страха. Читая его рассказы, человек оказывается не просто в каком-то герметичном вымышленном мире, а в таком, который один в один напоминает мир за окном.
Ежегодный кинофестиваль H.P. Lovecraft Film Festival & CthulhuCon, десятки экранизаций, переиздания, комиксы, концептуальные аудиоальбомы, компьютерные и настольные игры – мрачный мир, созданный Говардом Филлипсом Лавкрафтом, продолжает осваиваться массовой культурой.
Спустя восемьдесят лет после смерти затворник из Провиденса по-прежнему пугает и удивляет, не смотря на все недостатки своего стиля, вопреки логике и здравому смыслу.
Не это ли черты гения?
Текст: Андрей Орловский
Приведенные отрывки из произведений даны в переводах: С. Лихачевой, О. Алякринского, И. Богданова, Л. Бриловой, Е. Мусихиной
Изображения: Paul Carrick
Читайте также
Комментарии 12
Только корневые

По мне так, его сложно критиковать. Там, где критик увидит жирный минус, читатель видит только плюс. Фабула, язык и т.д. - разве это не почерк писателя? Очень даже. Своими рассказами он создал мир, от которого мурашки по коже бегают. Поэтому Лавкрафта никак нельзя называть плохим автором. Далеко не каждому писателю хватит таланта и фломастеров, чтобы встать на одну ступень с навевающим жуть Говардом)

Родоначальник культа Ктулху, который позже стали использовать очень многие писатели, дополнять описывать и даже вести сюжетные линии. Это впечатляет. И "неописуемый ужас" вызывает заинтересованность и осторожность, если не страх. Иногда читаю описания "ужасных сцен, оброзов"других писателей и чувствуешь, что описанное мерзко, противно, опасно, но не страшно. Но как говорится "На вкус и цвет..."

То, что вы называете "талантом", на самом деле является шизофренией. Именно в этом и секрет успеха, а не в умелости. Он описывает общий человеческий ужас перед чем-то, что не имеет формы. Потому его описания столь скудны. Глубокая собственная убеждённость в подобном устройстве мира, придаёт ему убедительности. Ксенофобия, страх перед большими городами - его мозг не справлялся с новой информацией и отвергал её. Его мир внутренне нелогичен: тёмные боги изначально злы и не могут подчиняться человеку в силу разницы их сознания, но с какого-то перепуга дают силы тёмным магам.
Его писанина крайне примитивна. Его хвалят только потому, что его хвалят все, хотя по примитивным схемам он даже хуже уровня Стефани Майер.
Единственное его достоинство - его реальное безумие было почти архетипическим. Он сошёл с ума так, как сошёл бы с ума любой обыватель: отсутствие чётких форм и ясного мышления, страх перед щупальцами и куда же без родной паранойи. Убеждение в существовании неких непобедимых тёмных сил, их приспешников (как всякий параноик, он не в состоянии построить логичной связи между ними, но это и часть успеха, так как повторяет способ мышления любого читателя, которого бы поразило это заболевание) и все они, разумеется, атакуют героя.
Да, посмотреть, как мозги растекаются при шизофрении - это забавно. Но называть это всё талантом...
Вроде и психические заболевания Лавкрафта никем не оспариваются, но почему-то никто не хочет сознаваться, что никакого таланта там нет в помине, интерес к его книге - это интерес к "Цирку уродов", где жуток не сюжет или режиссёрские приёмы, а шок от созерцания персонажей.
Лавкрафт является одним из уникальнейших авторов мистической прозы. Наряду с Эдгаром По, Стокером и Ле Фаню, и у Лавкрафта есть почетная ниша среди писателей, описывавших мрачные стороны мироздания. Возможно, его произведения "не пугают" сегодняшнего читателя, но у них и нет такой миссии. Когда-то Лед Зеппелин и Дип Перпл назывались "тяжелым роком", сегодня это одни из самых мягких по своему звучанию групп. Так же надо подходить и к произведениям Лавкрафта. Учитывать то, когда они были написаны. И потом, влияние, оказанное этим писателем, на различных музыкантов, актеров и писателей так велико, что назвать его "слабым автором" язык не повернется. Говард Филлипс Лавкрафт являлся настоящим генератором таинственных историй. Роль его в развитии жанра ужасов, мистики и триллеров огромна.