Опубликовано: 9 ноября 2020 г., 22:08
595
Обсуждение детективного сборника Агаты Кристи "Партнеры по преступлению"

Сборник "Партнеры по преступлению" - вторая книга из цикла о приключениях Томми и Таппенс.
Сама Агата Кристи любила этих героев, некоторые исследователи даже утверждают, что книги о Томми и Таппенс в какой-то мере автобиографичны и полностью отражают ее представления о супружестве.
"Кроме Пуаро и мисс Марпл у Агаты Кристи было еще несколько постоянных персонажей.
Некоторые из них играют вспомогательную роль – это Гастингс, инспектор Джепп и мисс Лемон, которые обычно выступают в качестве "свиты" Пуаро. Но суперинтендант Баттл, полковник Рейс, супруги Бересфорды (Томми и Таппенс) и в какой-то степени миссис Оливер – вполне самостоятельные детективы.
Все они, кроме миссис Оливер, были придуманы очень рано.
Первыми появились Томми и Таппенс, ставшие героями второго написанного Агатой Кристи романа "Тайный враг". Время от времени Агата Кристи к ним возвращалась, и последняя книга с ними вышла за три года до ее смерти. Томми и Таппенс не оставались неизменными как Пуаро и мисс Марпл, они были ее ровесниками и вместе с ней взрослели, рожали детей, а потом старели". ( Екатерина Мишаненкова - Я - Агата Кристи )
Некоторые же критики отнеслись к этой паре сыщиков весьма прохладно:
"Четыре романа о Томми и Таппенс Бересфорд разделены такими огромными временными промежутками, что воспринимаются как единый цикл лишь в ретроспективе, а в их пору супруги-детективы, безусловно, забывались от книги к книге" ( Екатерина Цимбаева - Агата Кристи. ЖЗЛ )
"...в это с трудом можно поверить, когда читаешь мрачных «Партнеров по преступлению». Томми и Таппенс возвращаются еще более жизнерадостными, чем прежде, и изумительно изображают пародии на других авторов детективного жанра: тогда, в 1929-м, это был своего рода прорыв, но, как и в большинстве ранних рассказов Агаты, в этих произведениях не было почти ничего от ее истинной сущности" ( Лора Томпсон - Агата Кристи: Английская тайна ).
А Вам понравился данный сборник? Понравились ли сюжетные линии? Главные герои? Чем? Интересно ли было следить за их приключениями и распутыванием загадок? Удалось ли узнать, кто злодей? Какие из рассказов больше всего запомнились и почему? Согласны ли вы с высказываниями критиков о сборнике? Делитесь впечатлениями, рецензиями, оценками и мнениями)
Читайте также
Комментарии 69
Показать все

Помню когда-то, еще в доинтернетные времена, прочитал этот сборник, выписал имена всех пародируемых авторов (если их пародировала сама Кристи, то их интересно прочитать), а потом тщетно пытался отыскать эти фамилии на полках магазинов или хотя бы библиотеки.
P.S. Такая же история была со списком книг из "Трех гробов" Карра

Кстати, пару лет назад я попытался перевести повесть одного из авторов, пародируемых в "Партнерах" Клинтон Стэгг - "Беззвучные клавиши"

Alex_Smith, Спасибо за информацию, взяла на заметку и добавила в виш-лист: интересно же узнать, кого там изображал в рассказе "Игра в жмурки" Томми)

N_V_Madigozhina, Если честно, я ожидал большего - все-таки автор злоупотребляет сверхспособностями героя, вроде очень хорошего слуха, осязания и т.п. В детективе читатель должен знать то же, что и сыщик, и здесь получается нечестная игра - что-то сродни способности Шерлока Холмса определить по цвету грязи на какой окраине Лондона испачкался персонаж

Alex_Smith, Главное, чтобы автор не забывал об этом сообщать читателям, тогда точно нечестная игра получится

Alex_Smith, Спасибо! Прямо сейчас прочитала повесть "Беззвучные клавиши", благо, она небольшая. И мне понравилось! И рассказ Кристи "Жмурки" заиграл новыми красками - подсчёт шагов, узнавание времени пальцами по стрелкам, пустотелая трость, Таппенс в роли Сидни Темза и Алберт в роли Креветки - всё это теперь воспринимается совсем по-другому. Сцена в ресторане - "великолепный дубль" мистера Стэгга! Мне всегда нравилось чувство юмора у леди Агаты, а теперь я просто в восторге.

OlgaZadvornova, Своим комментарием Вы и меня очень сильно вдохновили на прочтение "Клавиш") Постараюсь добраться до них в ближайшее время)

Очень интересный подбор авторов.
Из известных - Р. Остин Фримен, Валентайн Уильямс, Артур Конан Дойл, Честертон, Эдгар Уоллес, баронесса Орци, А. Э. В. Мейсон, Фримен Уиллс Крофтс, Энтони Беркли, Г. К. Бейли.
Из неизвестных - Герберт Джордж Дженкинс, Изабель Острандер, Клинтон Стэгг.
Получается 10 против 3. Свидетельство того как мало мы знаем об истоках классического детектива.
Если учесть, что рассказы, позднее вошедшие в сборник были впервые опубликованы в журнальном варианте в 1923-24 годах, возникает интересная закономерность. Кристи пародировала стиль других авторов, сильной стороной ее рассказов был увлекательный сюжет. Но в свою очередь ей вторили другие авторы. В 1928 году в сборнике "Mr Fortune, Please" появляется рассказ "Фиолетовая ферма" Генри Кристофера Бейли, сюжетные детали, которого напоминают рассказ Кристи, а сюжет рассказа "Смерть, живущая в доме" предвосхитил роман Дороти Сэйерс "Смертельный яд", опубликованный в 1930 году.

Vldmrvch, Спасибо за познавательный комментарий) Для меня известными были только Конан Дойл и Честертон, который не особо понравился в свое время(
как мало мы знаем об истоках классического детектива
мой случай)
Кристи пародировала стиль других авторов
и саму себя, кстати. Не зря же она упоминает там про серые клеточки, которые явно отсылают нас к Пуаро.

ChydoSandra, Да, серые клеточки - это 100% фишка Пуаро) его фирменный знак и, наверное, девиз по жизни)

Vldmrvch, У Сэйерс Дороти Сэйерс - Неприятности в клубе Беллона упоминаются книги Остина Фримена и Изабель Острандер, как суперпопулярные. Упоминаются вскользь, просто там героиня, увлекшись детективами, читала этих авторов. Я потом пробовала найти что-то по этим авторам, Остина Фримена кое-что нашла, а Изабель Острандер, кажется, забыта напрочь.

N_V_Madigozhina, Серию о "Старике в углу" (в каком-то смысле прототип Ниро Вульфа) и "Леди Молли из Скотланд-Ярда" (Но здесь я почти ничего не читал, и не знаю о чем она). А еще Орци известна как создательница "Алого первоцвета", но это приключения, а не детектив.

Alex_Smith, А что, он тоже гурман и любит орхидеи? Что общего с Ниро Вульфом?

N_V_Madigozhina, Я тоже за Алый Первоцвет. Пытался вспомнить сюжеты ее детективов, они все довольно блеклые, точнее, писательница долго рассказывает о преступлении и неловкости полиции, а потом, ОП, и готовое решение на блюдечке.

Vldmrvch, Что касается меня, то прям совсем-совсем мало знаю. Только недавно начала вообще классические детективы читать. За время, пока состою в группе Ситтафорд, прочитала больше, чем за всю предыдущую жизнь))

Доброе утро, партнеры по преступлениям!) Благодаря вашей наводке, я познакомилась с Томми и Таппенс - и они мне понравились. Удивляюсь, что кому-то из критиков этот цикл рассказов показался мрачным. Я его восприняла как в целом веселый, ведь молодая супружеская пара откровенно развлекается. В некоторых случаях я угадывала раньше этих доморощенных сыщиков, но это потому, что приемчики Агаты Кристи использовали потом многие авторы, которых я читала. Уверена, что почти все из присутствующих здесь почти мгновенно поняли про сестру - БЛИЗНЕЦА в рассказе о девушке, которая находилась одновременно в двух местах. Мне не понравился только страшный русский из Москвы, тот, что №16, а остальные злодеи хороши и своеобычны. Планирую теперь прочитать того автора, который с ладушками - оладушками... Который "милый, милый. милый мой"!)

Anastasia246, Мрачноват для меня был только один момент: когда беременную Таппенс накачали наркотиком... Сразу думаешь, будут ли последствия для ребенка?

ChydoSandra, Так может, в том и была задумка автора? Чтобы все читатели думали: ну нет, это слишком банально, должна быть более сложная разгадка, и искали другие варианты. А в конце выясняется: да, действительно, все так просто) Как вариант)

Anastasia246, Это как раз тот случай, когда для жизни годится, а для произведения - не очень. Я имею в виду "простоту". Для художественного мира это банальность. Но, надо отметить, что близнецами нас перекормили все-таки в основном после Агаты Кристи.

ChydoSandra, Мне кажется надо учесть дату написания этих рассказов, это 23-24 годы, т.е. Кристи к этому времени опубликовала только 3 романа и один сборник рассказов. А значит - перед нами начинающая писательница, еще только перебирающая все базовые решения детективных загадок

Anastasia246, Совершено верно, 29 - это год выхода книги, но рассказы были напечатаны в журнале еще в 23 и 24 годах

Anastasia246, Загляните в английскую версию это самой статьи, там указаны точные даты первой публикации каждого рассказа.

Anastasia246, Дело о розовой жемчужине - 1 октября 1924
Визит мрачного незнакомца - 22 октября 1924
Избавиться от короля и Джентльмену одетый в газету - 8 октября 1924
Дело об исчезнувшей леди - 15 октября 1924
Человек в тумане - 3 декабря 1924
Тайна Саннингдейла - 29 октября 1924
и т.д.
Единственный рассказ написанный в 1928 - Железное алиби

Anastasia246, Да, получается Кристи написала роман "Таинственный противник" и сразу после этого рассказы о Томми и Таппенс. А еще восхищаюсь ее производительностью.

N_V_Madigozhina, А мне этот русский понравился. Автор описывает этого персонажа, как невероятно ловкого, сильного, опытного и умелого игрока.
По сравнению с Ле Шифром из Казино Рояль вообще небо и земля.

Возможно, русский перевод сборника, действительно, звучит двусмысленно – Партнёры по преступлению, но как понять оригинал – Partners in crime? Наверное, есть тут какая-то двусмысленность – партнёры не только Томми и Таппенс, но в литературном смысле – коллеги – детективщики, популярные современники леди Агаты и их герои становятся как бы «напарниками, партнёрами» наших молодых авантюристов, четы Бересфорд. Кстати, я читала сборник, в котором название по-русски дали такое – «Соучастники». Тоже не идеал, не передаёт всей литературной игры слов Агаты Кристи.
Приключения Томми и Таппенс разные. Мрачноватые туманные, обманные – Джентльмен в костюме из газет, Человек в тумане. Шпионский экшн – История со зловещим незнакомцем, , Человек, который был номером 16. Истории без криминала, откровенная насмешка, которая показывает, что не всегда всё так ужасно – Безупречное алиби, Дело о пропавшей леди.
Некоторые рассказы вызывают ассоциации с другими произведениями Агаты Кристи. Саннингдейлская тайна – с Убийством на поле для гольфа. Дочь священника (Красный дом) – с Шутки старых дядюшек. Джентльмен в костюме из газет – с Убийством на балу Победы. «Дом, где притаилась смерть» может напомнить даже не одно произведение – там, где в поместьях происходят тихие отравления среди семейства. И вот ещё Дело о розовой жемчужине мне что-то такое напоминает о краже драгоценностей, кажется, связанное с графиней Верой Русаковой. Хотя в этом рассказе русских нет.
А начинается всё с Феи в комнате (намёк на Конан Дойла, на то, что он верил, что на фото в самом деле запечатлелись маленькие танцующие феи) – это как приглашение поверить в чудо, в фантазию.

OlgaZadvornova, Спасибо, так у меня мысль не пошла, но после Вашего поста я согласна, что один из возможных смыслов названия - тот, что "напарники" молодых сыщиков - те, кого они дружески пародируют и чьи приемы используют, составляя с каждым из них воображаемую "пару".

Есть тут какая-то двусмысленность – партнёры не только Томми и Таппенс, но в литературном смысле – коллеги – детективщики
Кстати, интересная мысль! Это вполне в духе Агаты Кристи, так завуалированно намекнуть читателям...
Некоторые рассказы вызывают ассоциации с другими произведениями Агаты Кристи.
Мне тоже показалось, что в некоторых произведениях она как бы пародирует саму себя, отсылает любопытного читателя к своим же романам.

Уже третья для меня книга о приключениях Томми и Таппенс и опять я осталась довольна. Каждый раз эта парочка поднимает мне настроение. Очень позитивный тандем. Рассказы сборника зацепили не столько своей детективной составляющей, а именно характерами персонажей, их взаимоотношениями и конечно же стилистикой описания автора. Каждый рассказ по своему особенный и атмосферный.

Рассказы сборника зацепили не столько своей детективной составляющей, а именно характерами персонажей, их взаимоотношениями
Да, так интересно наблюдать за ними) Они какие-то более родные и душевные, чем Пуаро.
Каждый рассказ по своему особенный и атмосферный.
И здесь соглашусь, каждый из рассказов по-своему увлекателен.

Anastasia246, "Они какие-то более родные и душевные, чем Пуаро" И уж точно менее самодовольные... Но они же не профессионалы! Как писал один русский поэт, "я - слава Богу - дилетант!"

Очень понравилась, просто очень. Такая легкая, такая стремительна книга. Вот эти небольшие рассказы в стиле "зацепка - разгадка" меня впечатлили. Версия не разрабатываются, а сразу как бы преподносятся читателю, как готовое блюдо. В каких-то рассказах ты сразу понимаешь в чем дело (близнецы), где-то все таки парадокс ситуации мешает тут же правильно определить, кто преступник (рассказ про полицейского). Все рассказики в разных жанрах. Есть и классический детектив, шпионский роман, полицейский детектив... Очень понравилась отсыл к другим писателям и их героям, когда наша парочка подражала разным сыщикам. Начала выписывать авторов (думаю не я одна). Все таки Агата гениальна, а ее книге за столько лет ни капельки не устарели, даже не самые известные.

Очень понравилась, просто очень
Всегда радуюсь таким комментариям, особенно когда мое мнение совпадает)
Видимо, читателям сборник понравился понравился больше. чем критикам)
Начала выписывать авторов (думаю не я одна)
А я выписывала героев, которых они упоминали)
Все рассказики в разных жанрах.
Да, и потому нет ощущения единообразия и их нескучно читать)
Все таки Агата гениальна, а ее книге за столько лет ни капельки не устарели, даже не самые известные.
И здесь соглашусь) Мне только одно непонятно: почему Томми и Таппенс не стали у нее такими же популярными, как Марпл и Пуаро? Ведь все для этого есть...Я вообще о Томми и Таппенс узнала только в этом году "Ситтафорде")

Спасибо клубу! Без него и не знала бы, что у Агаты Кристи есть эти персонажи. Хотя имена мне известны, как-то на Галери.ру попадалась рекомендация на сериалы про эту парочку.
Послушала с удовольствием, особо не придираясь к сюжету, это же иронический детектив. Тут даже не сами расследования интересны, а отношения между главными героями. Они такие классные, очень понравилась эта пара. Читаешь и видишь, что они очень любят друг друга и при этом не только супруги, но и друзья. И при этом они так классно постоянно друг друга подначивают, читать приятно, причем совершенно друг на друга за эти подначки не обижаясь. Теперь хочу и остальные книги про них прочитать. И сериалы посмотреть)
Так же как у многих, возникло огромное желание записать все упомянутые в книге произведения других авторов детективного жанра, и прочитать и их тоже. Так что только за новые интересные совместные чтения в клубе!
Вот еще отзыв на книгу
Буду первой) Мне сборник очень понравился, как, собственно, и предыдущая книга об этой парочке: Томми и Таппенс ( Агата Кристи - Таинственный противник )
И хоть здесь не было Пуаро, которого я обожаю за его гениальность, эрудицию, интеллектуальные способности, книга читалась невероятно увлекательно. Да, многие преступления и дела явно неправдоподобны, да и само расследование часто тоже (ощущение. что все обстоятельства - всегда в пользу наших героев), но это ни капельки не испортило моего впечатления от книги. Как и любая книга от Агаты Кристи, это чуточку больше, чем просто детектив. Это рассказ о жизненных перипетиях, очень душевный и милый. С интересом наблюдала за развитием взаимоотношений между супругами, отношения выходят на новый этап, проверяются на прочность.
Больше всего понравились рассказы "Джентльмен, одетый в газету" (что-то такое от жанра нуар есть в этом странном, чуть ли не мистическом рассказе), "Дело исчезнувшей леди" (рассказ о том, что у женщин могут быть свои маленькие тайны и чудачества от окружающих, даже от влюбленных в них мужчин), "Хруститель" (испытание супружеской верности нашей пары), "Дом затаившейся смерти" (в рассказах про яды Агате Кристи равных нет), "Чайник" (преступление без преступления - в высшей степени оригинально и даже свежо).
С критиками по части того, что герои легко забываются и это вещь не в стилистике Агаты Кристи, я, конечно, не согласна. По-моему, наоборот, это очень характерная для Агаты Кристи книга, вполне в ее духе, герои яркие и незабываемые, и совсем это не мрачные рассказы) И мне даже парочку раз удалось угадать преступника)
Anastasia246,
Мне тоже кажется, что вполне в её стиле. Просто у неё разноплановые произведения и в рассказах о Томми и Таппенс она придерживается такого. Не могут же все быть Эркюлями Пуаро.
ChydoSandra,
Да, точное замечание: не могут, да и в сущности и не должны)
Anastasia246, И хорошо, что так. Для каждого своего персонажа Агата Кристи смогла создать свою определенную канву и атмосферу.