Больше лайфхаков
25 мая 2020 г.
107
Приметы, связанные с жизнедеятельностью человека в джунглях.
Найдя в джунглях труп или останки животного и внимательно осмотрев их, я узнаю, было оно убито «полуцивилизованными» индейцами или «дикими», хищником или же умерло своей смертью. Можно даже с большей или меньшей точностью установить время смерти и в каком направлении ушли охотники. Опытный глаз поймет, с какой целью убили животное. Индейцы берут мясо, тогда как белые охотники за шкурами ошкуривают добычу, а большую часть мяса бросают в лесу.
Наткнувшись в джунглях на пустующую стоянку людей, нетрудно установить, как давно она была покинута. В этом неоценимую услугу оказывают вездесущие муравьи, большие охотники до соли и сладкого. Назойливые насекомые появляются на биваках, едва человек покинет их. А нередко еще и при нем. Поэтому, приглядевшись к количеству муравьев, я пойму, как давно ушли те, кто отдыхал здесь.
Взглянув на тропу, нетрудно понять, принадлежит она «цивилизованным» людям или «диким» индейцам. В последнем случае на земле остаются босые отпечатки ступней с хорошо заметными оттисками носка и широко разведенными в стороны пальцами.
На тропах — если ты внимателен — глаз замечает разного рода «подсказки», оставленные человеком. Это и зарубки на корнях и стволах деревьев, сделанные мачете, и надломленные ветки, и сорванные или срубленные листья. По их внешнему виду легко узнать, когда прошел человек. Редко-редко на тропах можно наткнуться на участки, густо покрытые ветвями и листьями. В таких случаях нелишне проявить бдительность: под этим ворохом, возможно, скрывается настороженная западня.
«Дикие» индейцы — еще остались такие племена, не вступающие в мирные контакты с внешним миром, — редко пользуются открытыми, хорошо заметными тропами. Они передвигаются по джунглям, не оставляя столь явных следов, и не афишируют свое присутствие, отмечая путь лишь загнутыми или закрученными веточками, которые заметит только наметанный глаз. И только в том случае, если знает, что искать.
В пальмовых заболоченных джунглях — агуахалях, отыскав следы человека, по мутности воды очень просто определить, когда он побывал здесь. Как правило, муть оседает на дно следа-углубления в течение одного или двух дней, что зависит от того, проточная вода или же застоявшаяся.
Как и повсюду на земле, в джунглях люди оставляют после себя кострища, а также пустые консервные банки, стреляные гильзы, пришедшие в негодность пластиковые мешки и многие другие ненужные вещи. По виду мусора с большей или меньшей точностью определяется, когда его выбросили, была ли стоянка длительной или на одну ночь.
Наткнувшись в джунглях на засеянную расчистку, я буду уверен, что поблизости есть люди. То же справедливо, когда находишь заброшенную расчистку — пурма, на которой еще растут посаженные индейцами плодовые деревья. В последнем случае человеческое жилье может находиться далековато.
Если же пурма очень старая и окончательно заброшенная, то искать поблизости людей нет никакого смысла. Из этих мест они могли уйти и пять, и десять, и двадцать лет назад. Но в любом случае, найдя в джунглях расчистку, следует подготовиться к тому, что ее могли сделать как «цивилизованные» или «полуцивилизованные» индейцы, так и «дикие» племена.
Найдя в лесу ловушку, полезно выяснить, исправна ли она и как давно насторожена. Если верно последнее, то это верный сигнал близости человека. По тому, как сделана западня, я пойму, кто ее хозяева: индейцы или белые. Знающие люди могут по конструкции ловушки определить даже принадлежность охотника к тому или иному племени.
Ну и если, выйдя к берегу реки, я вижу привязанное каноэ или плот, то — ура! Его владелец появится в ближайшее время.
Пожары в перенасыщенных влагой джунглях случаются крайне редко. Следовательно, почувствовав запах гари или увидев вдали клубы дыма, я пойму, что индейцы выжигают лес под свои огороды. Лай собак и крики петухов, наряду с запахом дыма, неоспоримое свидетельство близости человека, «цивилизованного» или нет.
Изредка случаются курьезы. В самой чаще раздается звук ружейного выстрела. Однако по всем признакам поблизости людей быть не должно. Индейцы-кичуа, живущие в джунглях, говорят в таком случае, что это Ильяпа Супаи, то есть демон ружья. Не стану спорить, может, так оно и есть. Но, скорее всего, за выстрел принимают характерный шум, который производит бросающаяся на жертву анаконда, всей своей массой выскакивая из воды и со всего размаху плюхаясь обратно. Поэтому следует с особой осторожностью относиться к «выстрелам», если уверен: людей поблизости быть не должно.