Опубликовано: 28 октября 2023 г., 07:00 Обновлено: 28 октября 2023 г., 07:00
55K
Мультипликация: от простого карандашного рисунка до 3D технологий

28 октября отмечаем международный день анимации, его утвердили в 2002 году. День празднования выбрали в честь первого показа в далеком 1892 году анимационного фильма для аудитории. По сложившейся традиции в этот день в разных странах проводят разные тематические мероприятия и анимационные показы. Каждый год разрабатывается плакат международного дня анимации. В этом году плакат проиллюстрировал Жорж Швицгебель — легендарный швейцарский мультипликатор.
Анимация — это отдельный вид искусства. На сегодняшний день анимация используется везде: в кино, в компьютерных играх, рекламе, интернете, на телевидении. Эта индустрия очень динамична и развивается большими темпами, постоянно появляются всё новые и новые технологии и спецэффекты. Давайте посмотрим, с чего всё началось.
Первая попытка создания классической анимации была в 1832 году. Жозеф Плато, физик-изобретатель из Бельгии, разработал аппарат фенакистископ, который представлял собой картонный диск с последовательно нанесенными изображениями: когда диск крутили и рассматривали в зеркале, создавалась иллюзия движения.
А вот первый мультфильм был создан уже в 1892 году известным французским изобретателем Эмилем Рейно, и выглядел он так: своеобразные движущиеся светящиеся пантомимы, которые Рейно демонстрировал с помощью изобретенного им праксиноскопа. Это такой оптический прибор, выглядит как открытый цилиндр со встроенной внутри зеркальной призмой. На внутренней стороне помещалась пленка с изображениями. Прибор закрывался крышкой со смотровым окном. Потом Рейно совместил праксиноскоп с волшебным фонарем, и появилась возможность смотреть фильмы на экране.
Все свои фильмы, кадр за кадром он рисовал и монтировал сам вручную на длинных пленках, это было непросто, ведь для одного сюжета могло быть нарисовано несколько сотен картинок. Рейно первый придумал рисовать отдельно фон от персонажей и передавал его с помощью волшебного фонаря, который был встроен в праксиноскоп. Также он первый придумал накладывать звук на изображения: на показах ему аккомпанировал пианист. Важно отметить, что музыку к своим анимированным фильмам он сочинял сам. Главным его шедевром считается фильм «Бедный Пьеро». Первый показ состоялся 28 октября 1892 года. Анимации Рейно вызвали большой интерес со стороны публики, и за время существования этого представления его посмотрели почти пятьсот тысяч человек.

Через пару лет братья Люмьер изобрели синематограф, и поэтому праксиноскоп, а вместе с ним и фильмы Рейно, стали не востребованы. Эмиля Рейно это очень задело, и в порыве гнева он утопил все свои фильмы в Сене и разбил праксиноскоп. Чудесным образом уцелели всего лишь две его работы.
А вот изобретенный братьями Люмьер в 1895 году аппарат синематограф произвел революцию не только в анимации, но и в кинематографе. Этот аппарат мог записывать на пленку, проявлять ее и проецировать движущиеся изображения на экран. Но в отличии от Рейно, братья Люмьер воспроизводили не рисунки, а фотографии. На самом деле братья Люмьер взяли за основу аппарат, который придумал Томас Эдисон и его помощник Лори Диксон. Так как Эдисон не запатентовал свой аппарат, братья Люмьер взяли его идею за основу и немного усовершенствовали. Если с помощью аппарата Эдисона фильм мог смотреть только один человек, то Луис и Огюст Люмьеры научились показывать свои работы на большом экране для аудитории. Считается, что именно братья Люмьер изобрели кино, но их изобретение сыграло большую роль и в анимации.
Справедливо будет отметить, что в разработке кинотехнологий в то время принимали участие многие другие изобретатели: Казимир Прушинский, Эдвард Мейбридж, Луи Лепренс, ранее упомянутые Эмиль Рейно, Эдвард Эдисон и другие. Благодаря всем этим людям и их изобретениям в 1906 году Стюарт Блэктон сделал мультсериал «Комические фазы смешных лиц». Мультфильм был нарисован мелом на доске, и его просто засняли на пленку. Успех был потрясающий, и Блэктон выпустил еще один мультфильм «Отель с привидениями». Интересно, что Стюарт Блэктон работал конструктором у того самого Томаса Эдисона, который не запатентовал свой аппарат для воспроизведения пленки.

Еще одним родоначальником графической анимации считается Эмиль Коль, он создал короткометражку «Фантасмагория». Его работа очень похожа на мультфильм Блэктона.

Примерно в это же время, в 1906 году, первый российский мультипликатор Александр Ширяев создает первый в мире кукольный мультфильм, где на фоне декораций танцуют фигурки. За границей эту технику стали использовать только в 1925 году при создании фильма «Затерянный мир». В СССР технику кукольной анимации популяризирует Роман Качанов, именно он подарил нам мультфильмы о Крокодиле Гене и Чебурашке и мультфильм «Варежка». Кстати, очень часто технику кукольной анимации в своих работах использует известный режиссер Тим Бертон.

В 1912 году в России состоялся показ первого в стране анимационного фильма «Прекрасная Люканида» Владислава Старевича. Старевич производит еще несколько короткометражных мультипликаций, а в «Ночи перед рождеством» даже соединил мультипликацию и реальную игру актеров.

В 1913 году в США вышел мультфильм «Матт и Джефф» и сразу обрел популярность. Автором этого мультфильма является Бад Фишер — американский художник-карикатурист и автор комиксов. Насчитывается порядка 100 мультфильмов про Матта и Джеффа, над их созданием Бад Фишер трудился 14 лет.

В 1916 году вышел мультфильм «Сумасшедший кот» по комиксам еще одного американского карикатуриста Джоржда Херримана. Мультфильм выпускался вплоть до 1944 года и состоит из 231 серии.

Еще одна культовая личность американской мультипликационной индустрии — Уинзор Маккей. Он создал первого по-настоящему мультяшного героя, и в его мультфильме впервые появляется художественный сценарий. Его работа «Динозавр Герти» уникальна тем, что, во-первых, это первая работа о динозаврах, кинематограф не мог воспроизвести эту идею в фильме, во-вторых, здесь появляется главный герой, который имеет яркие личностные качества, такого еще не было в ранее выпущенных мультфильмах. «Динозавр Герти» длится 12 минут, для создания мультфильма потребовалось нарисовать более 10000 рисунков, прорисовывались они вручную и на это ушел целый год. Конечно, Маккей трудился не один, у него был ряд помощников. Интересно, что в создании мультфильмов Уинзору Маккею помогал уже известный нам Стюарт Блэктон. Во время создания этого мультфильма Маккей внедрил ряд методов, которые впоследствии использовались на студии Disney.

А вот Пэт Саливан, австралийский карикатурист, создал известного кота Феликса. Это произошло в 1919 году по заказу студии Paramount. Кот Феликс имел успех и приносил Саливану огромный доход. Обретя популярность, Саливан поручил работу над Феликсом Отто Мессине, а сам занялся продвижением мультфильма. Проблемой стало то, что Саливан не хотел идти в ногу со временем и что-то менять, и когда появились мультфильмы с озвучкой, они просто вытеснили кота Феликса с почетного пьедестала. В последствии Саливан попытался восстановить былую славу своему герою Феликсу, подарив ему голос, но внезапно автор умер от алкоголизма, и его студия пришла в упадок.

Появление Уолта Диснея в анимационной индустрии делает огромный прорыв в производстве мультфильмов. Успех, конечно, пришел не сразу, и Дисней проделал огромный путь. Интересно, что первым созданным персонажем Уолта Диснея был не Микки Маус, а кролик Освальд. Мультфильм с этим персонажем вышел в 1927 году, и некоторые источники утверждают, что прототипом этого персонажа является кот Феликс.

А вот появление Микки Мауса и первый мультфильм с участием этого героя произвел настоящий фурор. «Пароходик Вилли» — это первый мультфильм, где анимация синхронизирована со звуком.

Далее Дисней создал серию мультфильмов «Забавные симфонии», а в начале 30-х годов ему пришла идея сделать первый полнометражный мультфильм, и им стала «Белоснежка и семь гномов». Стоит отметить, что для 30-х годов это была очень смелая и амбициозная идея. Никто в студии не верил в успех, считали, что зрители не смогут выдержать длительный просмотр мультфильма. На создание мультфильма ушло 3 года, и он имел ошеломительный успех. Так Уолт Дисней стал создателем нового киножанра. Конечно, Уолт Дисней уже не сам рисовал все кадры, в его студии трудилось большое количество человек. В итоге студия Disney превратилась в огромную корпорацию.
В то же время, что и Дисней, трудились мультипликаторы братья Флейшер. Они знамениты тем, что придумали технику ротоскопирования для создания мультфильмов. Это такой вид двухмерной анимации, когда снимают на пленку реального человека, а потом обводят изображения и превращают в анимацию. Эта техника помогала обрести мультяшным героям более реалистичные движения. Также появилась возможность накладывать мультяшных персонажей на кадр фильма с реальными персонажами. Свой первый мультфильм с помощью техники ротоскопирования братья делали целый год, и это был мультфильм «Из чернильницы». Главный герой клоун Коко вылезает из чернильницы и гуляет по реальному миру, попадая в разные ситуации. Кстати, Уолт Дисней использовал эту технику при создании Белоснежки.

Хоть студии Флейшеров и Диснея были конкурентами, всё же Флейшеры были ориентированы больше на взрослую аудиторию. Созданные на их студии персонажи Бетти Буп и Попай были очень популярны среди аудитории. Популярность Флейшеров пошла на спад, когда они стали производить мультфильмы наподобие диснеевских. В итоге братья продали свою компанию.
С ростом популярности мультфильмов растет и индустрия мультипликации, появляется больше студий, которые занимаются производством анимационных фильмов по всему миру: ирландско-американская Sullivan Bluth Studios (их мультфильмы часто принимали за диснеевские), в США Hanna-Barbera, Warner Brothers, Dreamworks animation, в Японии Studio Ghibli Хаяо Миядзаки, В Испании Estela Films и другие.
В России в это время, в 1936 году, образовывается студия «Союзмультфильм». Интересно, что Уолт Дисней в 1934 году отправил на Московский кинофестиваль свою пленку с короткометражными мультфильмами про Микки Мауса. Советские мультипликаторы были так впечатлены зарубежными мультфильмами, что решили освоить их техники.
Во время второй мировой войны студия работала над патриотическими мультфильмами, а в послевоенное время, до 60-х годов, была основана на диснеевской анимации. Главное, что отличало советскую анимацию того времени, — высокая реалистичность героев и фонов. «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Золотая Антилопа», «Кошкин дом», «Непослушный котенок» и многие другие. С 60-х годов начинается производство кукольных мультфильмов. Появляются «Волшебник Изумрудного города», «Волк и теленок», «38 попугаев» и уже ранее упомянутые «Варежка» и «Чебурашка и крокодил Гена».
Мультипликаторы отходят от диснеевского влияния и создают и придумывают новые техники, реализуют новые идеи. А с 1970 года «Союзмультфильм» становится самой крупной мультипликационной студией в Европе, на которой трудится почти 500 человек. «Союзмультфильм» подарил любимые многим с детства мультфильмы: «Трое из Простоквашино», «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Возвращение блудного попугая», «Котенок Гав» и т.д., перечислять можно бесконечно, и каждому, наверняка, вспомнится самый любимый.
С появлением телевидения и возросшим интересом к мультфильмам взрослой аудитории появляются мультсериалы для взрослых — такие ситкомы для семейного просмотра. Постепенно выходят на экраны и завоевывают аудиторию мультсериалы «Флинстоуны», «Симпсоны», «Джетсоны» и другие. Началось масштабное производство и детских мультсериалов: «Том и Джерри», «Сейлормун», «Утиные истории», «Вуди Вудпекер», «Черепашки Ниндзя», «Мишки Гамми», «Винни Пух» и многие-многие другие.
В России для трансляции по телевидению создаются «Кот Леопольд», «Домовенок Кузя», «Приключения поросенка Фунтика», «Приключения Незнайки», «Следствие ведут колобки» и т.д.
А дальше, с ростом компьютерных технологий, появляется 3D-анимация и происходит огромный прорыв в производстве мультфильмов. Первый полностью сделанный с помощью компьютерных технологий мультфильм «История игрушек» выпустила компания Pixar в 1995 году. Конечно, это был огромный успех, и фильм стал самым кассовым того времени.
С помощью 3D-технологий сделан «Шрек», «Ледниковый период», «Мадагаскар», «Отель Трансильвания», «Гадкий Я», «Тачки», да практически все мультфильмы, которые выпускаются на сегодняшний день на разных киностудиях. И не только мультфильмы. Сейчас 3D-технологии широко используют при создании фильмов: «Мстители», «Звездные войны», «Парк Юрского периода». Наверное, самым культовым можно назвать «Аватар», на создание которого ушло 20 лет и потребовалось 2000 серверов. Но всё-таки и традиционные методы создания мультфильмов не забываются. Например, Гильермо дель Торо в 2022 году выпустил свой вариант мультфильма «Пиноккио», где использует старую технику покадровой анимации.
А что дальше? А дальше развитие VR-технологий и погружение в виртуальную реальность. Уже с помощью VR-технологий начали производить фильмы и компьютерные игры, так что будем следить за новым прорывом в анимации.
Самый лучший способ отметить день анимации, это устроить просмотр мультфильмов разных времен. Возможно, пересмотреть любимые мультфильмы детства и немного понастольгировать или выбрать что-то современное, что еще не смотрели.
Приятного просмотра!
Текст: колумнист LiveLib Инна Гах
Комментарии 3
Показать все

В детстве обожала рисованные мультфильмы, просто завораживали. Сейчас тоже смотрю мультики с удовольствием. Кстати, в тему очень интересная книга из истории мультипликации. Рекомендую, читается легко, почти как приключенческий роман Королевы анимации Disney. Кто и как придумывал всем известных принцесс: от Белоснежки до Мулан
Наталия Холт
Мир мультипликации, это какая то Нарния, и детей и взрослых.
Ожившие сны..
В мультфильмах есть какие-то сокровенные краски и тональности, которых нет в фильмах, 4-е измерение красоты и свободы.
Может по этой причине, экранизировать многие книги просто невозможно в классическом кино.
Например, Набокова, Андрея Платонова, Цветаеву даже, Кафку.
А вот в мире мультипликации - это возможно.
Для меня в своё время стало открытием японская мультипликация.
Старый советский мультфильм "Аленький цветочек", и по сей день прошибает слезу и мурашки на сердце.
Новые VR технологии, конечно хорошо, но.. думаю, старые и человечные мультфильмы, как театр, уйдёт в некое подполье искусства (или театр ещё не ушёл? так уйдёт.. за руку с мультфильмом, в закат уйдёт: грациозная девушка-белый лебедь - хотя это уже балет, - за руку с... чебурашкой).
Давно уже открыл для себя чудесную мультипликацию Александра Петрова: редкий и сложный жанр живописи по стеклу. Каждый кадр - чистое искусство.
Его экранизации Достоевского (Сон смешного человека), Платонова (Корова), Пушкина (Русалка), Хемингуэя (Старик и море), и Шмелёва (История любви - просто обожаю её), изумительны.
Хочется чтобы мультипликация развивалась не в плане психоделики русских сказок, где человек заказывает VR-рыбке золотой, что он хотел бы создать, и она покорно бы это исполняла, а чтобы человек сам, своими руками, душой, участвовал в этом.