Опубликовано: 23 декабря 2024 г., 07:00 Обновлено: 5 января 2025 г., 13:32
93K
Искусство памяти: как запоминать большие объемы информации

Прежде чем перейду к перечислению техник запоминания, расскажу одну историю. В сочинении «Об ораторе» Цицерон рассказывает такую историю: поэт Симонид Кеосский исполнил на пиру аристократа поэму в честь хозяина. Однако хозяин отказался отдавать оплату, потому что половина поэмы восхваляла Кастора и Поллукса. Через некоторое время поэту сказали, что его ждет снаружи пара человек, он вышел, но там никого не оказалось, а в это время крыша залы обвалилась, похоронив под собой пирующих. Так божественные близнецы спасли восхвалявшего их Симонида. Но эта мрачная история предваряет книгу «Искусство памяти» по той причине, что потом Симонид смог опознать тела пирующих, запомнив, кто где сидел.
Эта история приведена не для того, чтобы вас напугать, а чтобы показать: на протяжении веков памяти отводилась почти божественная роль. Возможно, вам требуется запомнить большой объем информации, и вы ищите литературу, которая вам в этом поможет. Такая потребность обычно бывает перед экзаменом, когда не требуется надолго записать всё в память. Но во всех приведенных мнемонических приемах мы попытаемся выделить общий принцип, чтобы вы могли запоминать большие объемы текстов на долгий срок, если не навсегда.
Хотя исследовательница Ф. Йейтс в упоминаемой выше книге не смогла с достаточной точностью ответить, какой же системой запоминания пользовался объект ее исследования Джордано Бруно, однако привела историю мнемонических техник, а также достаточно прозрачно дала понять, что Бруно использовал эти техники как вариацию магии.
Давайте с вами тоже пройдемся по всему ряду техник тренировки памяти. Быть может, вы станете в самом деле лучше усваивать информацию, а быть может, просто узнаете много интересных сведений.
Театр памяти
Хотя остальные наши примеры не из упомянутой книге Йейтс (пусть ее труд мы настоятельно рекомендуем), этот метод стоит выделить отдельно. Труды Йейтс оказали большое влияние на развитие европейской философской мысли. В том или ином виде Театр памяти встречается во многих произведениях, черты Театра угадываются в Чертогах разума главного персонажа сериала «Шерлок», в фэнтези «Сезон ведьмовства» подобный Театр памяти использовался для магических ритуалов.
Театр памяти — это некое место, которое вы выстраиваете в своей голове. Современные авторы предлагают пользоваться собственной квартирой, которую вы прекрасно знаете, античные предлагали строить мысленно целый дворец (логично, если в реальности его для себя не построишь). Вы проходите по месту, которое хорошо знаете, и расставляете образы, которые нужно запомнить, в определенных местах. Так легко учить длинные стихи, они разбиваются по образам, сперва вы проходите (всегда одним и тем же маршрутом) по знакомому пространству и связываете образы с местом (на статую наматываете «дышащее осенью небо», в нишу помещаете «редко блистающее солнышко»), затем проходите заново, через образы вспоминая слова.
Это всё относится к зрительной, визуальной способности усваивать информацию. Советуют еще заполнять карточки и вешать их на видных местах, делать схемы... Но тут важнее, что именно вы нарисуете на карточках или что именно изобразите на схемах. Это всё относится к эмоциональному наполнению, но об этом позднее.
Рифма и стихи
Недаром в первой истории упомянут поэт. Во времена, когда книгопечатание было неразвито, а рукописные книги стоили дорого, методы, как быстро запоминать информацию, – были единственным верным решением для распространения сведений и новостей. Рифмы и иные формы организации стиха помогали запоминать громадные массивы поэм.
Если вам удастся пересказать информацию, которую заучиваете, в размере пятистопного ямба, вы будете потом ее помнить много лет спустя после сдачи экзамена. В наше время развитых нейросеток, если вам нужно выучить текст, который слабо раскладывается на образы (например, список экономических или юридических терминов), сделайте в нейросети из него песню. Если вам удастся запомнить мелодию, то текст будет в вашей памяти как бы «прикреплен» к ней. Не пытайтесь учить слова списком, это трудно воспринимать и потом невозможно воспроизводить. Они будут у вас в голове вот таким же списком, и вам придется повторить мысленно половину песни, пока вы доберетесь до нужного слова. Разбивайте слова для зубрежки образами, которые с ними связаны. Так песня получится лучше, и у вас в голове всё будет лежать на нужных местах.
Организация информации и прикладное значение
Со школьных лет меня мучают мысли о том, как неэффективно организовано школьное образование. Когда на одном уроке ты учишь неправильные английские глаголы, на другом решаешь интегралы, на третьем зубришь даты какого-то сражения, а на четвертом выясняешь «значение синих занавесок», то запоминать всё это можно только в том случае, если не включается мозг с переосмыслением всего выученного.
Правильно было бы связывать уроки между собой, – ребенок бы осваивал разные аспекты одного явления (если собирать машину на уроках труда, то арифметика и физика тоже очень пригодятся).
Чтобы мозг усвоил (не запомнил, а именно усвоил) новую информацию, он должен установить с ней связи, найти пересечения между этой и той, что уже знает. Помогите ему в этом. Поищите больше информации по предмету, который учите. Причем не той, которая поможет в учебе, а той, которая интересна для вас, соответствует вашим способностям. Какова была историческая обстановка, когда было сделано открытие, которое вы заучиваете? Почему ученый пришел к таким выводам, а не иным? Это поможет понять, а затем и запомнить текст. Чем больше вы будете знать о предмете, тем лучше у вас будет получаться его понимать.
Как стать умнее и повысить уровень интеллекта в любом возрасте
Человеческий мозг — это самая сложная структура, когда-либо открытая человеком. Что же нужно, чтобы мозг человека развивался, оставался здоровым и работоспособным и развивал свои способности? Читать дальше
Где используется то, что вы учите? Как используется? Если вам надо запомнить громадный роман с большим количеством действующих лиц, то проверьте в сети, не было ли на его счет выдвинуто каких-то интересных предположений? То же с историческими событиями.
Практику мозг запоминает намного легче, чем теорию. С одной стороны, в школе мозг научился запоминать громадные массивы теории, а с другой — научился настолько же быстро всё забывать, сочтя заученное бесполезным. А вот именно практика записывается в байты памяти, что называется «на живую». Посмотрите, как вы можете использовать информацию, кто и как ее использовал (например, некую экономическую теорию применял в политике страны или использовал для игры на бирже). Замечательно, если вы можете попрактиковаться самостоятельно. Например, написать компьютерную программу. Не страшно, если вы пока многого не знаете и части программы вам придется копировать из интернета: то, что вы сделаете сами, мозг сам свяжет с тем, что вы уже знаете, а значит, и запомнит.
Превращение всего в художественный текст
Таких способов десятки, давайте просто их перечислю, чтобы вам было удобнее. В основе каждого — то, что истории мы запоминаем намного лучше, чем научные данные. Есть даже теории, что старинные сказки или легенды скрывали какие-то сведения (вплоть до движения планет и их взаимодействия друг с другом), но давайте сейчас в это не вдаваться.
Самый популярный метод — превращение понятий в персонажей, а их взаимодействие — в часть истории. Так в раннем детстве я представляла, что нечетные числа мужские, а четные — женские. Мне не нужны были правила, чтобы уяснить, что при сложении чисел одной характеристики между собой, получается четное (женское) число, а вот получить нечетное можно только при соединение непохожих чисел, то есть четного и нечетного (женского и мужского). Когда уже позже в школе изучали отрицательные и положительные числа, я автоматически стала считать отрицательные мужскими, а положительные женскими, так что правило, что отрицательное число можно получить только при соединение двух непохожих чисел (отрицательного и положительного) просто подтвердило тот шаблон, который я уже, считай, «знала».
Не менее популярный способ — акростих. Хорошая техника запоминания — это выучить первые буквы фразы, которую необходимо будет потом воспроизвести. Я так делаю с книгами в книжном магазине, длинное название которых запоминаю, чтобы потом внести их в список желаемого на LiveLib. Профессионалы своего дела делают подобное с громадными массами рандомных данных (например, когда надо на соревнованиях по памяти запомнить случайные карты или случайные слова), сочиняя громадные истории по первым буквам. Верю, что такой способ возможен, но он мне кажется волшебным.
Превращение текста в спектакль, читать его вслух на разные голоса. Тут можете верить мне на слово — опробовано на себе. Преподаватель в универе считала, что лучший способ учить английский — учить художественные тексты наизусть. Я ходила по комнате и читала текст разными голосами. Прошло... скажем так, много лет, но некоторые фразы из этих текстов помню до сих пор.
И закончу на методе ассоциации. Нечто похоже на другое. Слово fox означает «лис», следовательно, представьте, как лис танцует ФОКСтрот. Чем более странные и безумные ассоциации вы придумаете, тем лучше.
Интервальное повторение и метод краев
«Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза». Мозг лучше запоминает то, что учил сначала и перед самым финалом. По моему предположению, сперва мозг не уставший, а под конец, когда видит, что отдых уже скоро, готов на «я запомню всё, что угодно, только отстань от меня!». Так что наиболее важную информацию учите в начале и в конце.
Повторение — мать зубрежки, мать учения — практика, и тут меня никто не переубедит. Но да, если вам требуется воспроизвести довольно большой кусок информации, то его лучше повторять. Не постоянно. В конечном счете мозг просто начнет гасить эту инфу, как приносящую постоянную боль. Постепенно увеличивайте интервал между повторениями. Сперва — сразу после зубрежки, потом через полчаса, через час, через два и так далее. Не обязательно каждый раз интервал умножать на два, тут важно, чтобы промежутки становились больше и времени на восстановление тоже было всё больше и больше. Вы даете мозгу отдохнуть, освоиться и записать информацию в другие разделы.
Теперь вы поняли, для чего в начале я пересказала историю из «Искусства памяти»? Мы запоминаем истории, а не голые факты. Это великая тайна хороших рассказчиков: они всегда включают истории в свою речь. И главное, что вы должны запомнить (каламбур!): хорошо запоминается то, что вызвало вашу эмоциональную реакцию. Всё, что было сказано выше, призвано показать, как стоит вкладывать эмоции в изучаемое. Так что удачи вам! Хорошая память натренирует ваш мозг, а натренированный мозг — это ваша дорога к самому себе!
Текст: Энджи Эфенди, автор телеграм-канала Bookkittenz
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Читайте также
Комментарии 5
Показать все


Если книга не дала эмоционального отклика, такого, что прямо ух, или какой-то интересной читателю темы - вы через год её забудете, даже если её плотно обсудите и напишете рецензию.
Другие статьи
-
-
-
-
-
-
-
-
13 октября 2024 г.
7K
-
это способность мозга, возможно, тренировки помогают, но не всегда