Про такие книги нужно говорить. Не потому, что они у нас в данное время не будут издаваться, не потому, что через сито инфополя такие тексты с трудом просачиваются (и могут вызвать непонимание или отторжение), а потому что такими свидетельствами времени (хотим мы или нет), словно годовыми кольцами, обозначают себя жизни людей, оставляя такие "зарубки памяти" для следующих поколений.

"Подёнными записями" называет свои тексты сама авторка, известная писательница фантастических и в жанре магического реализма написанных книг. Она с мужем уехала из Москвы, прожив там тридцать последних лет, оставив работу, квартиру, связи... Уехала в город своей юности, в котором окончила биологический факультет Одесского университета и аспирантуру по специальности «гидробиология, ихтиология». «Считает себя одесситкой» — даже Википедия это подчёркивает.
«В общем и целом, я потеряла город, в котором жила тридцать лет, квартиру, работу и, кажется, гражданство. Да и хрен с ним. Особенно, кстати, с гражданством»
День за днём, начиная с февраля 2022-го года, мы наблюдаем, что происходит внутри человека и что происходит с городом, с людьми. Не буду вдаваться в детали, но человек постепенно привыкает ко всему: вначале к вою сирены воздушной тревоги, потом к взрывам, потом к бытовой неустроенности (отключению электричества на 5-6 и более часов в сутки)... Мы наблюдаем, как Мария Семёновна ходит на йогу, как становится узнаваемой на местном рынке, как плетёт маскировочные сетки с другими волонтёрками, что помогает отвлечься от тревоги и ожидания худшего... Война где-то рядом, она о себе постоянно напоминает, но жизнь идёт своим чередом. Вопреки...
«Очень странно ночью лежать и слушать сирену воздушной тревоги. Тем не менее просыпаться каждое утро в радость. Ночь прошла и мир уцелел»
Одесса очень европейский городок, это заметно по аккуратным заборчикам, не скрывающим фасадов домов, по чуткому отношению к своему месту, к своей улице. Много в книге рассказов о животных, одесситы очень трепетно относятся к своим четвероногим друзьям, строят будочки на улице для кошек, подкармливают жирных котов на одесских пляжах (напоминает стамбульских котов и заботу турецких жителей).
Есть тут и про "срач в ФБ", и про "культуру отмены", про релокантов... Про всё то, что сопровождает возникшую бескрайнюю пропасть, что отдалила две соседствующие страны — культурно, ментально, мировоззренчески. И памятники Пушкина (или Екатерины Великой...) становятся для авторки теми знаками империи, которыми та пометила свои провинции, распространяя своё влияние и власть. Из-за отключений электричества и проблем с отоплением приходится поставить буржуйку и топить тем, что есть...
«Великая русская литература хорошо горит, она толстая и большая»
Свои мысли и ощущения, новости о военных действиях, рассказы товарок по плетению маскировочных сеток, свою ежедневную историю писательница сопровождает очерками о походах в театр, о выставках, о встречах с поэтами и писателями, о вкусной еде в ресторане... Одесса остаётся культурным городом, в своём роде городом интеллигенции, а некоторые культурные мероприятия приходится завершать в бомбоубежищах... Есть и про стихи, и про книги. Ведь Мария Семёновна вела писательские курсы, преподавала, редактировала, переводила многих писателей и поэтов на русский и украинский языки.
«Всё вдруг вышло наружу. Если были в зачатке глупость и подлость, их стало видно. Если отвага и благородство — тоже. Особенно почему-то отчётливо проявились дураки»
Ещё эта книга о красивом чистом море, о чайках, о взаимопомощи, о тех мелочах жизни, которые радуют и внушают надежду...
Понимаю, что у вас эта книга может вызвать неприятие, это нормально. Мне кажется, нужно научиться слушать и слышать разные позиции и взгляды.
Спасибо замечательной моей книжной подруге Юле, что привезла из Израиля эту книгу и дала мне её прочитать.