Рецензии на книги издательства «ИФРАН»

Оценка NotSalt_13:  4  
Фрагменты избранных цитат из уст неизвестного автора

Музоний Руф. Весьма скромный и незаметный историко-философский персонаж до недавнего времени. В идейном плане он вместе с Гиероклом составлял тот общий фон римского позднестоического философствования, на котором ярко выделялись настоящие «Гранды», - Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Жизненный путь Музония тоже нельзя назвать очень примечательным. Но все же его жизнь, его личность, его не слишком утонченные и не слишком возвышенные мысли заслуживают внимания, - прежде всего по той причине, что могут найти отклик в нашем собственном жизненном и историческом опыте. Тем более он будет казаться близким и наиболее привлекательным, когда не самый известный читатель постигает мысли не самого известного автора, разбираясь "Что с нами не так?" и "Что нам нужно на самом деле?" Хватит с меня… Развернуть 

Оценка Lioka-zavrik-Miau:  4  
Vade retro, Satana!

Чтение не за чашкой чая, конечно. Даже полезно взять тетрадочку и вести конспект. Эта книга будет интересна и для теистов, и для атеистов. Её аргументацию в построении доказательств, по словам Арестовича, использовали даже на судебных процессах. Книга позволяет задуматься над, казалось бы, очевидными вещами. Так, что мы очень многое в жизни принимаем на веру, но именно Бога на веру принимать отказываемся. Аргументация подробная и стройная, возможно, чересчур пространная, так как автор часто делает уточнения, что именно он имеет в виду, при каких условиях, оговорках и т. д. и т. п, что ведёт к многословию и часто - потере мысли читателем.

В книге, на мой взгляд, подробно рассмотрены такие вопросы: почему Зло не является достаточным аргументом против существования Бога; почему, если Бог -… Развернуть 

Оценка Iphigenia:  3  
О взаимном влиянии науки, философии и религии

Довольно древний сборник статей, изданный Институтом философии РАН, посвященный а) христианским истокам науки, б) перспективам союза религии и науки. Скрыто или явно авторы статей делают вывод о том, что религия и наука, не говоря уже о философии, как раньше были совместимы, так и теперь их ждет новый плодотворный союз. А. Нестерук открыто топит за то, что православие и наука не имеют противоречий, П. Гайденко (легенда среди изф-специалистов) только намекает на возможность такого союза. Религия может обуздать современный разгул технического прогресса, иначе нас ждет нечто похуже концентрационных лагерей и атомных бомб (так писал Гейзенбергв 1952 году), так как она исторически связана с этикой и темой ограниченности человеческого разума. Визгин интересно формулирует создавшуюся проблему:… Развернуть 

Оценка turiyatita:  5  

Книга «Теории мистического опыта» (2014) вышла в издательстве Института философии РАН, написана она Татьяной Малевич — кандидатом философских наук. Эта сравнительно небольшая книга представляет собой, по сути, обзор западных достижений в сфере исследований и концептуализации такого важнейшего аспекта человеческой жизни, как мистический опыт, в той или иной форме встречающийся во всех культурах человечества.

Работа может послужить важным и в достаточной мере плюралистичным источником информации по рассматриваемому вопросу на русском языке. Татьяна Малевич прослеживает взгляды эссенциализма и конструктивизма, рассматривает перспективу аттрибуционной теории, психологического перенниализма и нейротеологии. Рассматривает сильные и слабые моменты этих теорий. В целом, это очень приятная книга,… Развернуть 

Оценка AndrejPermyakov585:  5  
Два в одном

Две книжки в одной и обе интересные. Новый (пусть теперь уже и не совсем новый, но новее-то нет) перевод «Истории моих бедствий» и послесловие переводчика, Светланы Сергеевны Неретиной. Объём послесловия равен объёму книги. Самое интересное, что местами совпадает даже стиль. Вернее, манера общения с оппонентами. Абеляр, например, пишет так:

Из-за этого мои весьма распаленные противники – а прежде всего, разумеется, два старых интригана Альберик и Лотульф, которые, похоронив своих и наших магистров Гиллельма и Ансельма и сами стремясь после них как бы царствовать и заменить их, как наследники, созвали против меня собор. А так как и тот, и другой руководили школами Ремиса, то они натравили на меня частыми доносами своего архиепископа Родульфа


С.С. Неретина тоже довольно легко переходит на… Развернуть 

Оценка jouisvinsance:  3  

однажды ночью, когда я спокойно спал в отдаленном покое моего жилища, они с помощью моего слуги, подкупленного ими, отомстили мне самым жестоким и позорным способом, вызвавшим всеобщее изумление: они изуродовали те части моего тела, которыми я свершил то, на что они жаловались - даже про это Абеляр пишет так, что Шелдон Купер рядом с ним пересоциализованный интроверт. Его незаурядная логика может свести ответы в научно подкованном ключе, так что вера и философия не смотрят на друг друга как враги (хотя его философия, конечно, религиозная), но история любви куда интереснее его пыльных воззрений.

Чтобы возбуждать меньше подозрений, я наносил Элоизе удары, но не в гневе, а с любовью, не в раздражении, а с нежностью, и эти удары были приятней любого бальзама. Что дальше?

Маркизу Де Саду,… Развернуть 

Оценка Lete:  3  

Книга на меня двойственное впечатление произвела.
С одной стороны, тонны интересных фактов, иллюстрирующих авторскую точку зрения.
С другой стороны, стиль изложения лёгким не назовёшь: тя-я-янется, тя-я-янется текст...
Но в целом, изложена оригинальная концепция, сопровождаемая любопытным доказательным материалом.