Прочитала книгу с большим удовольствием. Сразу чувствуется, когда человек знает, о чем пишет. И не понаслышке, а сам в этом «поварился». Станислав Олефир много лет провел на Камчатке и Чукотке, жил среди коренного населения, делил с ними быт, усваивал их обычаи и традиции и потому смог прекрасно рассказать об этих людях. «Колымская повесть» представляет собой сборник взаимосвязанных рассказов об отдельных представителях эвенов и коряков, с которыми писателю довелось близко познакомиться, жить в одной яранге, делить пищу, охотиться, пасти оленей...
Читая книгу, словно погружаешься в другой мир, настолько он отличается от того, что привычно нам. А ведь время действия почти современное, примерно 80-е годы. В жизни этих людей есть рации и вертолеты, магнитофоны и телевизоры. Но при этом они по-прежнему, как и века до этого, ведут кочевой образ жизни вместе со стадами оленей, верят в духов, соблюдают огромное количество обрядов. Конечно, есть и изменения. Оленьи стада уже не личные, а колхозные, да и резать их нужно, когда скажут, а не когда правильно. Дети теперь воспитываются в школах-интернатах (понятное дело, из кочующего по тундре стойбища в школу на вертолете не полетаешь) и от старых обычаев отрываются. Девушки, выходя замуж после окончания школы, почему-то не умеют разделать тушу оленя (плохая хозяйка, нормальная эвенка этим умением с рождения обладает, считают местные бабушки). А старики вообще представляют собой интересный «сплав» традиционных и современных взглядов, огромного жизненного опыта и одновременно наивности, вызванной многолетней жизнью в одной и той же среде, без представления о том, как еще бывает в мире. И диалоги с ними – одна из лучших вещей, что есть в книге. Кстати, и колоритная, необычная речь коренного населения передана прекрасно, тот случай, когда через какое-то время читатель настолько проникается, что уже чуть ли не сам начинает так разговаривать.
Повествование ведется от первого лица, и рассказчик постепенно показывает нам разные аспекты жизни эвенов: взаимоотношения в семье и в стойбище, воспитание детей, приготовление пищи, устройство жилищ, одежды и постелей, общение с гостями, похороны… И приметы на все случаи жизни. Получается у него все это очень живо, как будто смотришь из-за его плеча и можешь ощутить и вкус оленины, и мягкость шкуры, и погоду прочувствовать на себе. И увидеть своими глазами ярангу со всеми ее обитателями.
Многое может показаться удивительным. Например, приехав в стойбище, не жди приглашения, можешь сразу заходить в ярангу и располагаться у огня. А если останешься на улице, то хозяева испугаются, что ты на что-то обиделся. Накормить человека – нерушимое правило. Даже если его выгоняют из стойбища за какое-нибудь преступление, все равно дадут еды с собой. А уж гостя накормить – первейшее дело, а уж потом можно и разговоры разговаривать. Но чужака при этом не преминут проверить, подсунув какое-нибудь специфичное местное лакомство, и будут с любопытством наблюдать: сможет съесть или нет. Лучшее развлечение – гонки на оленьих упряжках. Но чтобы никому не обидно было и могли каждый раз выигрывать разные олени, победителя... съедают. Ворона почитают и во всем слушают его указаний. Медведь – хозяин тундры, на его след даже наступать нельзя, как нельзя пользоваться теми вещами, которые потрогал медведь: найдет и убьет обязательно. К огню следует относиться с почтением, подкармливать со своего стола и обращать внимание на его недовольство: может уберечь от беды. И много, много всего еще.
Кстати, мне нравится, что герой (в отличие, например, от героя Федосеева в «Злом духе Ямбуя») не пытается навязать коренным жителям свои взгляды, не доказывает с пеной у рта, что все, во что они верят – дурацкие суеверия и надо все делать по-другому. Он относится к гостеприимным хозяевам с уважением, слушает их и соблюдает все, что они просят, если у них так принято. Только задает вопросы: а почему так. И ему отвечают, рассказывают разные истории. А он, в свою очередь, объясняет, какие обычаи есть у него на родине (иногда может и выдумать что-то, но беззлобно, ради шутки). Это интересно, и, по-моему, отличный способ действительно погрузиться в среду, если уж у тебя появилось такое желание, а не просто показать свое превосходство. Тем более, что на своей земле эти люди действительно многому могут научить, так что кое в чем превосходство «белого образованного человека» может оказаться мнимым.
И на время рассказчик полностью погружается в эту жизнь, растворяется в ней, становится «своим»: ест, спит, охотится, как все, учится работать с оленями, приносит в жизнь стойбища свою долю пользы, заслуживает уважение эвенов, можно сказать, «проходит проверку». Отмечает мимоходом, что, живя в обычной квартире, не смог бы переносить такую антисанитарию и питаться такой непривычной едой, но здесь, в тундре, все иначе, он ко многому адаптировался и воспринимал как должное. Изначально причины «сбежать» в стойбище у него были не связанные с праздным любопытством, он чувствовал необходимость скрыться от чужих глаз после совершенного дела, но постепенно он на самом деле проникается этой жизнью и даже обретает благодаря ей некоторое душевное равновесие.
Возможно, почитаю у автора что-то еще. Ему точно есть о чем рассказать.