Для настоящих ценителей детектива детективных историй никогда много не бывает. Вот и я подумал об этом, когда при очередном выборе каких-нибудь детективных историй для чтения мой взор остановился вот на этом сборнике французского детектива, куда вошли произведения Мориса Леблана, Жака Робера и Себастьяна Жапризо. Все три романа из этого сборника, естественно, очень разные и по своим сюжетам и по стилю, и каждое по-своему интересно и, так или иначе, заслуживает внимания, хотя, признаюсь, лично меня здесь впечатлило, весьма порадовало и приятно развлекло только лишь одно произведение из трёх. Уж очень я порой бываю привередливым))
1). Морис Леблан "Канатная плясунья",
.
Создать поистине стоящий детектив или детективную историю очень сложно, ведь мало просто сочинить для этого сюжет, придумать героев и наполнить повествование каким-либо действием. Нужно ещё суметь так заинтересовать и заинтриговать своего читателя, чтобы у него не возникло ни малейшего желания бросить чтение. У Мориса Леблана, с творчеством которого мне довелось познакомиться впервые, всё это, как мне кажется, получилось просто замечательно.
"Канатная плясунья" – очень даже интересная и захватывающая, как по мне, детективная история с увлекательным сюжетом и очень живой и харизматичной главной героиней Доротеей, той самой канатной плясуньей, а по совместительству ещё и княжной д'Аргонь. Я бы не назвал эту историю детективом в чистом виде, поскольку здесь нет привычного для классического детектива расследования убийства, зато здесь есть много чего такого увлекательного и интересного, более характерного для приключенческой литературы, отчего, на мой взгляд, это произведение только выиграло.
Так уже буквально с самых первых страниц своего романа Морис Леблан, мастерски заинтриговав различного рода тайнами и секретами, спешит погрузить своего читателя в довольно интересную и динамичную историю, в которой весьма тонко переплелись поиски спрятанного 200 лет назад клада и связанные с этим семейные предания, разгадки семейных тайн и различных головоломок, обретение главной героиней множества новых родственников и разоблачение виновных в давнем преступлении, различные приключения и увлекательное противостояние Доротеи и мерзавца-антагониста, страстно желающего заполучить себе все семейные сокровища и нашу героиню впридачу. В общем, заскучать нам автор здесь не даёт ни на секунду, постоянно подкидывая в каждой новой главе что-нибудь интересненькое.
Следить за всеми поворотами сюжета, приключениями и разгадыванием тайн в этой истории мне было очень интересно. А живое и лёгкое повествование, увлекательный сюжет и, конечно же, харизматичная и обаятельная главная героиня очень даже этому поспособствовали, так что первую детективную историю из этого сборника я прочитал с большим удовольствием, чего не скажешь об остальных.
2). Жак Робер "Кто-то за дверью",
.
Логично было бы предположить, что следующая история из сборника будет совсем другой, и в принципе так оно и вышло.
"Кто-то за дверью" – в целом довольно интригующий и интересный психологический детектив с непредсказуемым сюжетом, где главный акцент автором сделан на психологичности и постепенном нагнетании напряжения (до определённого момента) в описываемых им сюжетных событиях и ситуациях, в которых оказались герои его истории.
По сюжету главный герой, некий писатель, задумал написать роман о том, как его персонаж узнаёт о порочной связи своей жены с любовником. В своём романе наш главный герой непременно хочет затронуть темы ревности, измены, мести и, по всей вероятности, убийства на почве ревности, причём последнее по его замыслу должно быть безупречно совершенным преступлением. Другой, абы какой или совершенно обычный, банальный вариант нашего писателя никак не устраивает. О замысле своего романа и образах персонажей наш герой имеет некую дискуссию со своей красавицей женой, которая на следующий день рано утром уезжает в Париж по своим делам. Ночью же, когда наш писатель работает над романом, к нему в дом неожиданно является некий незнакомец без документов, каких-либо вещей и страдающий потерей памяти. Однако незнакомец почему-то кажется писателю смутно знакомым, и ему якобы кажется, что это тот самый персонаж из его романа, над которым он сейчас работает. Но как же такое могло произойти?
Таким вот началом Жак Робер уже зароняет в этой истории довольно интересную интригу. Автор мастерски создаёт здесь впечатление, будто бы выдумка и реальность каким-то невероятным образом тесно переплелись друг с другом в этой истории, и искусно поддерживает это ощущение практически до самого конца. Но по мере продвижения по сюжету оказывается, что никакой мистики во всей этой истории, конечно же, нет, правда, здесь действительно не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Всё происходящее выглядит очень запутанно, а дальнейшее развитие событий выглядит весьма непредсказуемым. До определённого момента автор действительно заставляет нас поломать голову и над личностью таинственного незнакомца, и над дальнейшим развитием сюжета. Я, честно признаюсь, о многом, что раскрыл и рассказал автор по мере продвижения по сюжету, не догадывался и даже предположить не мог, чем в итоге обернётся вся эта история.
Но, несмотря на весь этот психологизм, который мы встречаем в романе, несмотря на закрученность сюжета и ловко поддерживаемую интригу, не могу сказать, что это произведение как-то уж очень меня впечатлило. Всё было хорошо до определённого момента, пока в 7-й главе (а глав в романе всего 10) автор не раскрыл одну из лавных интриг своего произведения. В последующих главах он всё же расставил последние точки над "и" (кроме одной, один вопрос он всё же оставил неразрешённым), но для меня это уже было предсказуемо и не так интересно. Вот так не яркая и невразумительная, на мой взгляд, концовка смазала всё впечатление от этой истории, хотя как психологический детектив "Кто-то за дверью" – произведение всё же неплохое.
3). Себастьян Жапризо "Убийство в спальном вагоне",
.
Второе моё знакомство с детективами Себастьяна Жапризо (первым было Себастьен Жапризо - Дама в очках и с ружьем в автомобиле. Прощай друг (сборник) ,
, рецензия) и опять-таки впечатления от прочитанного какие-то не очень-то яркие.
Начало, как это и положено в классических детективных романах, здесь довольно интересное и интригующее. В купе второго класса поезда Марсель-Париж находят труп молодой красивой женщины Жоржетты Тома. Естественно, перед полицией встаёт вопрос, кто же её убил. В купе было ещё 5 пассажиров и кто-то из них, возможно, мог что-то видеть или слышать, а, возможно, кто-то из них и есть тот самый убийца. Или же это мог быть и совершенно посторонний человек? В общем, вопросов поначалу как всегда много, а ответов никаких. Да к тому же дело ещё осложняется тем, что некий неизвестный преступник начинает одного за другим убивать попутчиков первой жертвы.
И вроде бы много чего было в этой истории, чтобы получился весьма добротный детективный роман с интригующим сюжетом: и довольно запутанное дело, и непредсказуемое развитие событий, и персонажи, чего-то не договаривающие и путающиеся в показаниях, и до самого последнего момента скрываемые личность убийцы и мотивы преступления – но сказать, что она получилась уж очень захватывающей, как к примеру "Убийство в Восточном экспрессе" Агаты Кристи, где так же в поезде было совершено весьма загадочное убийство, я, увы, не могу. Да, "Убийство в спальном вагоне" получилось в меру интересным, но очень неторопливое повествование, как по мне, не очень-то пошло этому роману на пользу. На мой субъективный взгляд, автор здесь немного неправильно сместил акцент, показав много мыслей и описаний жизни персонажей-попутчиков, за которыми и без того какое-то вялотекущее расследование как-то очень быстро померкло. Поначалу мне, конечно же, было интересно поскорее узнать всю правду о первом убийстве и почему кто-то начал убивать всех попутчиков и успеет ли кого-то из них спасти полиция, но большую часть времени действия полиции поддержанию моего интереса к этой истории как-то не поспособствовали, а больше навевали скуку, тогда как мне по ходу развития этой истории хотелось видеть больше самого расследования, хотелось больше динамики и какой-то конкретики. Да и концовка мне показалась какой-то притянутой, хоть она, признаюсь, и была неожиданной.
В итоге опять детективный роман Себастьяна Жапризо оставил после себя не особо яркое впечатление, хотя задумано всё же было неплохо.