Как странно, что при наличии ТАКИХ книг и таких философов как Николай Бердяев, некоторые господа, дамы, граждане и товарищи еще могут писать плохонькие книжки, вертеть словами, любоваться тиражиками и собой, когда цели ясны, названы, поставлены и стоит только не хныкать от своей неприспособленности и бессилия, а вновь ощутить себя…царем,то бишь Человеком. Приятное ощущение, мистическое, правильное такое. Далее-слово Бердяеву…
-Познай себя и через это познаешь мир. Познать мир без погружения вглубь человека даст лишь «знание поверхности вещей». Любая философия, отрицающая исключительность человека в мире для тайны познания и смысла мира, должна быть отвергнута.
-Само сознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии. Кто философски познает мир, должен превышать все вещи мира, не может быть одной из вещей мира, сам должен быть миром. Сама постановка дерзкой задачи познать вселенную возможна лишь для того, кто сам есть Вселенная…кто противостоит вселенной как равный, способный включить Вселенную в себя.
Вселенная может входить в человека, им познаваться и постигаться потому только, что в человеке есть весь состав вселенной, все ее силы и качества. Человек-малая вселенная. Вселенная входит в человека, поддается его творческому усилию. Человек…не только В мире, как одна из частей мира, но и ВНЕ мира и НАД миром, превышая все вещи мира, как бытие, равнокачественное миру.
- Человек сознает свое величество и мощь и свое ничтожество и слабость, свою царскую свободу и свою рабскую зависимость, сознает себя образом и подобием Божьим и каплей в море природной необходимости.
С равным правом можно говорить и о божественном происхождении Ч. И о его происхождении от низших форм органической жизни.
- Странное существо-двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и рабий, существо свободное и закованное, сильное слабое, соединившее…величие с ничтожеством, вечное с тленным.
И вот человек, дробная часть природы, восстал против природы, предъявляет права на иное назначение и происхождение. Человек глубже и первичнее своего психологического и биологического. И все тленно в его жизни, все отрицает вечность. Но факт бытия и самосознания Человека есть единственное опровержение кажущейся истины, что природный мир-единственный и окончательный.
- Человек по существу своему –уже разрыв в природном мире, он не вмещается в нем.Человек не только от мира сего, но и от мира иного, не только от необходимости, но и от свободы, не только от природы, но и от Бога.
Есть аналогия между самосознанием Христа и Человека. Только откровение о Христе дает ключ к раскрытию тайны человеческого самосознания. Антропологическая философия имеет дело не с фактом Человека как объекта научного познания(биологического, психологического, социологического),а с фактом человека как субъекта высшего самосознания, с фактом неприродным и немирным. человек-не природный объект, а сверхприродный субъект. Рациональная философия подавлена зависимым положением человека в природном мире. И лишь пламенно-атеистическая философия Л.Фейербаха(«гениальная «Сущность христианства»)есть вывернутая наизнанку истина религиозной антропологии. Для Л.Ф. загадка о человек е осталась религиозной загадкой.
И только в мистической и оккультной философии человек посвящался в тайну о самом себе. Так, психология мистиков-всегда космична. Гнев для нее не только стихия человеческой души, но и стихия космоса….В мистическом учении Я.Беме так много огня, воды, серы, духовной материи и материальной духовности…Истина астрологии, которая видит в космосе иные планы бытия, закрытая для астрономии, возродится, возрождается и никогда не умирала. Такая же истина есть и в алхимии, и в магии.
- Что в человеке скрыты тайные, оккультные космические силы, неведомые официальной науке, будничному сознанию человека-невозможно уже сомневаться…Вечная правда мистики должна…стать открытой и обязательной.Так, в Каббале самосознание человека достигает вершины. В христианском сознании истина о человеке-микрокосме задавлена чувством греха и падения .В «Зохаре» и у Беме в Толкованиии на 1 книгу Моисея снимаются с Библии оковы подавленности ветхого сознания человечества , приоткрывается истина о космическом человеке.
-«Человек есть разум и итог, и высшая точка творения. Как только появился человек, все было закончено, и мир высший , и мир низший, т.к. все заключено в человеке, он соединяет все формы»-«Зохар»…Человек-божественное присутствие на Земле, он-Адам Небесный…создает Адама земного. Внутри есть тайна небесного человека. Подобно тому как человек земной, Адам небесный-внутренний, и все совершается внизу, как и наверху. Когда мир низший одухотворен желанием, пламенной жаждой мира высшего, этот последний нисходит к нему. В человеке это желание достигает сознания и высшей силы, в человеке и через человека два мира сходятся и проникают друг в друга все более.В Каббале –глубочайшая антропология, вполне согласная с истиной христианской…Но и в Каббале истина о человеке не стала еще …творческой. Высокое учение о человеке находим в герметических книгах…
- Дерзнем сказать, что человек есть смертный Бог и что Бог небесный есть бессмертный человек. Таким образом, все вещи управляются миром и человеком,-говорит Гермес Трисмегист(Трижды величайший).-Господин вечности есть первый Бог, мир-второй, человек-третий. Бог, творец мира и всего, что он в себе заключает, управляет всем этим целым и подчиняет его управлению человека. Этот последний делает все предметом своей активности…
(После такого «гимна»Бого-человеку трудно опять сосредотачиваться на «мертвой природе». И ее механическом понимании, как у Декарта. А вот Парацельс-по Бердяеву, видел ее «живой»)...
- Природа-органическая иерархия живых существ…Человек-высшая, царственная ступень иерархии природы как живого организма. Человек духотворит природу своей творческой свободой и мертвит ее своим рабством. Падение высшего иерархического центра природы влечет за собой падение всей природы…омертвение природы и та дурная ее материализация, в силу которой все существа мира впали во власть необходимости…все пошло от падения человека . Степень ответсвенности за омертвление природы зависит от степени свободы и иерархического места в космосе. Более всего ответственен человек и менее ответственны камни…Падение человека , утеря царственной свободы и погружение в низшие сферы необходимости лишили человека его места в природе , поставили его в рабскую зависимость от низших сфер природной иерархии….Камни, растения и животныеовладевают человеком и как бы мстят ему за собственную неволю…власть низших ступеней природной иерархии мертвит человека, принуждает его разделить судьбу камня, пыли и грязи. Человек становится частью природного мира, одним из явлений природы. Мир сей, мир природный пал от падения человека и человек должен отречься от соблазнов «мира сего», преодолеть мир, чтобы вернуть себе царственное положение. Человек должен стыдиться свой рабской зависимости от того, что ниже его…природа должна быть очеловечена, освобождена, оживлена и одухотворена человеком.Только человек сможет расколдовать природу, так как он сковал и омертвил ее…Человек должен вернуть каню его душу, раскрыть живое существо камня, чтобы освободиться от его давящей.каменной власти.Освобождение и творческий подъем человека есть освобождение творческий подъем космоса….Космос разделяет судьбу человека и потому человек разделяет судьбу космоса.И только человек, занявший место в космосе, уготовленное ему Творцом, в силах преобразить космос в новое небо и новую землю.
- Все твари, когда увидели, что человек изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему…звери и все животные земные , когда увидели, что он обнажился от первой славы, стали презирать его и готовы были напасть на него…но Бог сдержал все эти твари силою своею…и повелел, чтобы тварь, сделавшись тленною, служила тленному человеку…с тем, когда человек обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным….обновилась вместе с ним и сделалась …как бы духовною... (Симеон Новый Богослов)
Человек не только выше всех иерархических ступеней природы-он выше Ангелов. Ибо ангелы-лишь оправа Божьей славы. Их природа-статична. Человек-динамичен. Человеком, а не ангелом стал Сын Божий, и человек призван к царственной и творческой роли в мире, к продолжению творения…
А Коперник и Дарвин.. .сделали идею центральности человека неприемлимой для научного сознания…Коперник показал, что Земля-одна из планет, место ее очень скромное. Дарвин показал, что человек не есть абсолютный центр планеты Земля: он-одна из форм органической жизни на земле. Так принудила наука землю и человека к скромности, понизила их природное самочувствие…Теперь, когда человек смотрит ночью на звездное небо, он чувствует себя потерянным в этой бесконечности…всюду-дурная множественность миров и …микроорганизмов. Как исключительное природное существо человек не центр и не царь вселенной, он один из многих и вынужден бороться за свое положение с бесконечно многими существами и силами, также претендующими на возвышение…И земля пала вместе с человеком, вошла в круговорот природной необходимости . Но что ценность и значение земли и человека превышают весь природный мир, истина эта…и должна быть скрыта от науки, приспособленной к мировой данности…Лишь мистически открывается, почему человек занял подчиненное положение… в солнечной системе….То, что солнце извне светит человеку, есть напоминание о том, что люди , как и все вещи мира, находятся в вечной тьме. Солнце должно быть в человеке-центре космоса, человек должен был бы быть солнцем мира. А солнце вне человека и человек во тьме…
Но есть еще белые ночи, их магическое действие…Белые ночи романтически напоминают о нормальном внутреннем свете всех существ и вещей мира. Центральное положение солнца вне человека и зависимость его от солнца и света есть унижение человека…