Больше цитат
Прилагая к у чебной... «Память человека и ее воспитание»
Прилагая
к
у чебной
практике
требование
давать
ВОСПИТАНИЕ ПАМЯТИ
татов и в смысле механического запоминания, хотя
заучиваемый материал как нечто целое, мы естественно
должны считаться со способностью учащихся разом
охватить большее или меньшее количество восприни
маемого ими материала. Поэтому, выставляя это требо
вание, мы должны помнить, что: 1) понятие „целого"
имеет в данном случае относительное значение, пока
зывая только, что заучивание будет тем легче, чем
законченнее
материал,
подлежащий
запоминанию
(10 строчек стихов легче выучить, если они представ
ляют собой целое стихотворение, чем отрывок, и,
в свою очередь, этот отрывок легче учить, повторяя
его целиком, чем повторяя отдельными строчками),
и 2) что при заучивании в целом очень обширного
материала мы не должны быть нетерпеливы в ожида
нии конечных
результатов
(сегодня мы
ц е л и к о м
рассказываем ученику содержание длинного стихотво
рения и заставляем его в общих чертах, но целиком
повторить
его, завтра мы
ц е л и к о м
прочитываем это
стихотворение и требуем от ученика такого же осмыс
ленного
прочтения
в с е г о
этого
стихотворения по
книге, затем мы предлагаем какое-нибудь письменное
упражнение, которое опять заставило бы ученика обра
титься к данному стихотворению во всем его целом,
и, наконец, после ряда подобного рода подготовок
предлагаем выучить все это стихотворение наизусть).
При таком взгляде на дело, ясно, что новейшие
экспериментальные исследования в сущности являются
подтверждением справедливости основного требования
концентрического обучения