Больше цитат

kummer

21 апреля 2021 г., 22:00

В 2001 г. на российский... «Контрреволюция. Как строилась вертикаль власти в современной России и как это влияет на экономику»

В 2001 г. на российский рынок пришла шведская телекоммуникационная компания Tele2, которая, выкупив бизнес у американо-шведской компании Millicom International Cellular (MIC), начала быстро расти. Опорой бизнеса Tele2 стал Санкт-Петербург, где у компании была лицензия. Постепенно присоединялись другие регионы, главным образом расположенные в европейской части России. В отличие от компаний «большой тройки», где главными акционерами были российские бизнесмены, Tele2 была 100 %-ной дочкой шведского инвестиционного холдинга. Однако именно это стало для компании непреодолимым препятствием: российское государство всячески сдерживало развитие Tele2, хотя ее тарифы были самыми низкими в отрасли; в тех регионах, где компания работала, она опережала мощных федеральных конкурентов по числу абонентов, хотя последние начали свою работу гораздо раньше.
Все лицензии, выданные Tele2, были ограничены стандартом 2G, что не позволяло переходить к предоставлению мобильного интернета, ограничивая набор услуг лишь голосовой связью и текстовыми сообщениями. Многочисленные обращения о расширении лицензий, попытки участвовать в конкурсах не приводили к успеху – ни в одном регионе Tele2 не смогла получить разрешение на работу в более продвинутом стандарте. Попытки компании лоббировать технологическую нейтральность – возможность предоставлять услуги в более продвинутых стандартах, оставаясь при этом в рамках выделенных частот, – не давали результата, хотя конкуренты получали аналогичные разрешения: в октябре 2010 г. «большая тройка» и компания «Скай Линк», принадлежавшая государственному «Ростелекому», получили разрешение на использование частот, ранее выделенных в Москве и Московской области для работы в стандарте 2G, для строительства сетей в стандарте 3G, а аналогичные просьбы Tele2 и поволжского частного оператора «СМАРТС» были отвергнуты.
Еще одной проблемой для Tele2 стал фактический запрет на выход на наиболее важный рынок – город Москву, а также в некоторые другие привлекательные регионы. Так, в марте 2011 г., за неделю до подведения итогов конкурса на выдачу лицензии на работу в Приморском крае, государственные органы изменили условия конкурса, поскольку стало ясно, что именно Tele2 станет победителем, чего нельзя было допустить ни в коем случае.
К концу 2012 г. шведским акционерам стало понятно, что дальнейшего развития у российской дочки быть не может: потенциал развития услуг в стандарте 2G исчерпан, получить лицензии 3G и 4G не удавалось, наращивать абонентскую базу за счет выхода в новые регионы было невозможно. Отсутствие перспектив развития неизбежно должно было привести к потере доли на рынке, так как потребитель хотел получать более широкий набор услуг. Продажа российской компании встала на повестку дня, хотя на ее долю приходилась почти половина всех абонентов и более трети финансового потока шведской компании.
В конце января 2013 г. президент Tele2 AB Матс Гранрид встретился с российским министром связи Николаем Никифоровым и попытался пробить выставленные барьеры. Ему казалось, что он смог получить желаемое – через неделю после этого в российскую Tele2 был назначен новый руководитель, но вскоре стало понятно, что это была иллюзия: Кремль решил не только окончательно вытеснить иностранного инвестора из привлекательного бизнеса, но и сделать новым собственником Tele2 государство. Даже свободно продать свой российский бизнес шведская компания не могла: Кремль потребовал продать его вполне определенному покупателю и с существенной скидкой. Вскоре Гранрид узнал имя покупателя – российский государственный банк ВТБ, который в начале апреля выкупил «Tele2 Россия» за $2,4 млрд (без учета долгов приобретенной компании, которые составляли $1,15 млрд). Шведам пришлось отказаться от более выгодных предложений конкурентов: компания А1 – инвестиционное подразделение «Альфа-Групп» – была готова заплатить $3,6–4 млрд, а МТС и «Вымпелком» – еще больше, $4–4,25 млрд.
На этом история шведского инвестора закончилась, а история Tele2 нет. Как это часто случается, вокруг компании вскоре проявились интересы людей из ближайшего окружения российского президента. Всего через полгода, в октябре 2013 г., ВТБ продал 50 % «Tele2 Россия» структурам банка «Россия» Юрия Ковальчука и группы «Северсталь» Алексея Мордашова. А через несколько недель элегантно и легко решилась ключевая проблема Tele2 – получение лицензий на более современные стандарты связи: президент ВТБ Андрей Костин обратился к президенту Путину с просьбой ввести в стране принцип технологической нейтральности. Президент подписал недвусмысленную резолюцию в адрес Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ): «Рассмотреть и поддержать». И на первом же заседании после этой резолюции – 11 декабря 2013 г. – ГКРЧ приняла решение о внедрении принципа технологической нейтральности в России.
Но на этом альянс государственного банка и одного из ближайших друзей президента Путина не закончился. Их взгляд упал на активы государственной компании «Ростелеком» (поглотившей к тому времени «Связьинвест»), которая обладала лицензиями на оказание услуг связи в 71 российском регионе (у Tele2 к этому моменту была всего 41 лицензия). В начале февраля 2014 г. прошла скрытая приватизация: Tele2 подписала соглашение с «Ростелекомом» о создании совместной компании, куда государственный холдинг внес все свои лицензии и компании сотовой связи, получив взамен 45 % акций нового предприятия. 55 % остались в руках госбанка и доброго знакомого российского президента.
Вслед за этим Tele2 получила не только разрешение на работу в Московском регионе, но и льготный кредит от российского правительства по Программе поддержки инвестиционных проектов для финансирования инвестиций по построению необходимой инфраструктуры. Эта программа была предназначена для финансирования проектов «в секторе экономики, являющемся приоритетным для развития экономики России в соответствии с Основными направлениями деятельности правительства РФ на период до 2018 г.». Формально выход Tele2 в Московский регион был привязан к двум пунктам: «Развитие конкуренции» и «Развитие связи и информационных технологий» (для снятия инфраструктурных ограничений), – хотя конкуренция на рынке сотовой связи Москвы была достаточно высокой и никаких инфраструктурных ограничений ни операторы мобильной связи, ни их абоненты не испытывали.