Больше цитат
Недемократические режимы... «Контрреволюция. Как строилась вертикаль власти в современной России и как это влияет на экономику»
Недемократические режимы редко добиваются успехов в экономике, зачастую проводя экономическую политику, не отвечающую долгосрочным интересам страны, опасаясь, что шумпетеровское «творческое разрушение» может вести к росту политической нестабильности. Например, на рубеже XIV–XV вв. в Китае императоры стали препятствовать участию страны в международной торговле и запретили купцам осуществлять морские экспедиции, считая, что это может угрожать стабильности их правления. В XVII в. императоры пошли еще дальше и заставили все население переместиться вглубь территории страны на расстояние примерно 100 км от моря. В результате Китай оказался в стороне от международного обмена знаниями и технологиями и к XIX в. сильно отстал от европейских держав по уровню развития. После этого стране понадобилось 200 лет, чтобы вернуть свое место в мире.
В первой половине XIX в. российский министр финансов Егор Канкрин закрыл Государственный коммерческий банк, созданный его предшественником для кредитования промышленности, и восстановил закрытый за 10 лет до этого Государственный ссудный банк, который кредитовал землевладельцев под залог земли и крепостных. В результате нарождавшаяся российская промышленность лишилась средств для развития, а финансовые ресурсы страны использовались для поддержания неэффективной экономической структуры.
Тогда же, в XIX в., Россия и Австро-Венгрия долгое время сознательно отказывались от строительства железных дорог, опасаясь, что оно приведет к индустриализации экономики, концентрации населения в городах, повышению уровня образования и в итоге будет угрожать стабильности власти. России понадобилось больше полувека и унизительное поражение в Крымской войне, чтобы в царствование Александра II пойти на бурные институциональные реформы, которые открыли путь к индустриализации и железнодорожному строительству и, как следствие, привели к мощному экономическому росту в конце XIX – начале XX в.
Владимир Путин в этом смысле не исключение, его вмешательство в экономические вопросы зачастую приводит к неэффективным решениям. В то время, когда он был премьер-министром, обманывая Международный олимпийский комитет относительно масштабов бюджетного финансирования подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи, Путин одобрил схему финансирования олимпийских строек за счет кредитов государственного Внешэкономбанка, что в итоге привело к его фактическому банкротству и необходимости вливания в его капитал сотен миллиардов рублей за счет бюджета и Центрального Банка России.
Желая наказать непокорную Украину, Владимир Путин навязал «Газпрому» строительство газопроводов в обход территории соседней страны, в результате чего совокупная мощность экспортных газопроводов на 70 % превышает объемы экспорта российского газа, но газовая монополия не останавливается и ведет строительство новых.
Осенью 2013 г., решив приукрасить бюджетную статистику, и воспользовавшись изменением юридического статуса негосударственных пенсионных фондов, российское правительство решило конфисковать пенсионные накопления россиян, которые формировались в соответствии с существовавшей в то время конструкцией пенсионной системы, закрепленной в законах. Пообещав изначально вернуть эти средства, правительство передумало и продолжало конфисковывать накопления в последующие годы. В результате доверие молодых граждан к пенсионной системе было существенным образом подорвано, финансовый рынок лишился «длинных денег», которые могли бы финансировать развитие экономики, а России придется еще десяток лет сохранять неэффективную и нерациональную солидарную пенсионную систему, поскольку за прошедшие пять лет никакой новой конструкции, обеспечивающей россиянам право на обеспеченную старость, властям придумать и создать не удалось.
Шесть крупнейших российских нефтяных компаний добывают три четверти всей нефти в стране, при этом у каждой из них имеется большое количество мелких или бедных месторождений, разработка которых для них неэффективна. Либерализация режима работы малых компаний в нефтедобыче и передача им неэксплуатируемых месторождений могли бы резко увеличить добычу нефти в России и повысить доходы федерального бюджета. Однако на протяжении многих лет все предложения по либерализации отрасли блокируются в Кремле, который считает, что добыча нефти является стратегическим сектором экономики и должна находиться под его жестким контролем. Кроме того, постоянное опасение в Кремле вызывает быстрый рост малого бизнеса, который со временем неизбежно потребует больше политических прав и свобод.
Такие примеры можно продолжать приводить дальше, но все они отходят на второй план по сравнению с ключевой проблемой российского бизнеса – отсутствием защиты прав собственности, главным препятствием для устойчивого роста экономики. Этот диагноз давно поставлен, это ни для кого не секрет, в том числе и для Владимира Путина. Он регулярно говорил об этом в посланиях к Федеральному собранию, в которых традиционно обсуждает ключевые вопросы внутренней и внешней политики. «Суть государственного регулирования в экономике… в защите частных инициатив и всех форм собственности. ‹…› Важно установить легальные основы права частной собственности» (2000). «К сожалению, права собственности еще по-прежнему плохо защищены» (2001). «Россия должна быть и будет страной… где права собственности надежно защищены» (2003). «Незыблемость права частной собственности – это основа основ ведения всякого бизнеса. Правила, которых придерживается в этой области государство, должны быть ясны для всех и, что немаловажно, быть стабильны» (2005). «Если мы… не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки» (2006). «В центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность… лучший способ сделать бизнес патриотичным – обеспечить эффективные гарантии защиты собственности» (2012). «Подчеркну, роль правоохранительной, судебной системы состоит в том, чтобы… защитить права, собственность, достоинство всех, кто соблюдает закон, честно ведет свое дело» (2012). «В Послании прошлого года речь шла о давлении на бизнес со стороны некоторых представителей правоохранительных органов. В результате таких действий часто разваливаются и успешные компании, у людей собственность отбирают» (2016).
Однако эти слова не конвертировались в дела. Государство продолжало отбирать бизнес у частных собственников и помогало делать то же самое тем, кто пользовался его покровительством. Можно было бы говорить о недобросовестных чиновниках или плохой работе правоохранительных органов, но Кремль делал все возможное, чтобы эта проблема не решалась. Изменение законодательства о выборах шло таким образом, чтобы минимизировать возможности развития политического плюрализма. Подавление свободы слова и политические репрессии стали основным методом противодействия росту протестных настроений в обществе. Контроль Кремля над судебной системой не ослабевал ни на минуту и позволял ему злоупотреблять правом. Суд в России перестал защищать базовые права – право собственности, право на справедливое правосудие, право избирать и быть избранным.
Возникает вполне резонный вопрос: почему Владимир Путин, зная о проблеме защиты прав собственности, не смог ее решить за все 18 лет своего правления? На мой взгляд, ответ прост: Владимир Путин как политик, несомненно, выражает и защищает интересы высшей российской бюрократии, силовых структур и экспортеров сырья, позиции которых будут ослабевать в случае быстрого экономического роста. Проведение институциональных реформ, направленных на защиту прав собственности, приведет к быстрому росту большого числа состоятельных россиян, которые не будут зависеть от государства, но будут требовать своего политического представительства на всех уровнях власти. Движение в сторону независимого суда не только неизбежно подорвет возможности государства и связанных с ним лиц по захвату чужой собственности, но и сделает невозможным фальсификацию итогов голосования, что, в свою очередь, неизбежно повысит уровень политической конкуренции в России и разрушит ту вертикаль власти, которую Владимир Путин начал создавать с первых дней своего пребывания в Кремле. Продолжение этого сценария приведет к тому, что либо сам Владимир Путин, либо его преемник потеряет власть в результате выборов.
А этого не должно случиться в той конструкции государства, которая кажется Владимиру Путину единственно верной, которую он строил на протяжении 18 лет, поворачивая одну за другой стрелки, менявшие траекторию поезда под названием «Россия».