Больше цитат
Обстоятельно объясняет св.... «Грех Адамов. Возможно ли спасение некрещенных младенцев»
Обстоятельно объясняет св. Иоанн Златоуст, как надо понимать это Апостольское изречение: так как все согрешили. По слову св. отца, оно значит то, «что как скоро пал один, чрез него сделались смертными все, даже и не вкусившие запрещённого плода. Ибо и до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона (ст. 13). Итак, если грех, происшедший от нарушения закона, породил смерть, то как умерли все жившие до закона? Ведь если смерть имела свой корень в грехе, а грех, пока не было закона, не вменялся, то как возобладала смерть? Отсюда ясно, что не этот грех, не грех преступления закона, но другой, именно грех преслушания Адама был причиною общего повреждения. Чем же это доказывается? Тем, что умерли все жившие до закона. Смерть царствовала, — говорит Апостол, — от Адама до Моисея и над несогрешившими. Как царствовала? Подобно преступлению Адама, который есть образ будущего (ст. 14). Итак, Адам есть образ Иисуса Христа. В како отношении, спросишь? В том, что как Адам дл своих потомков, хотя они и не вкусили древесного плода, сделался виновником смерти, введённой в мир Адамовым ядением, так Христос для верующих в него, хотя и не совершивших праведных дел, сделался виновником праведности, которую даровал всем нам через Крест. Потому Апостол как выше, так и ниже высказывает одну мысль и много раз повторяет её, говоря: одним человеком грех вошёл в мир; ещё: преступлением одного подверглись смерти многие; или: и дар не как суд за одного согрешившего; или: суд за одно преступление — к осуждению; ещё: если преступлением одного смерть царствовала посредством одного; и ещё: непослушанием одного человека сделались многие грешными (Рим. 5, 12, 15—19). Апостол не отступает от единаго для того, чтобы на возражения иудея: «Каким образом род человеческий спасён заслугами одного Христа?» мог и ты возразить ему: «Каким образом весь род человеческий осуждён за преслушание одного Адама?»¹
___________
Св. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в 12 тт. СПб, 1898. Т. 9. Кн. 2. Беседа 10. С. 593—594.