Больше рецензий
6 сентября 2018 г. 19:32
468
4 Стоит только выйти из своего дома, как тотчас попадаешь в дерьмо
Рецензия
Своими знаниями Гете обязан исключительно отцу. Тот напичкал сына чудовищным объёмом сведений, которые дали возможность юному Гете стать либо великим дилетантом, либо универсальным гением. Так пишет автор книги, Эмиль Людвиг, и это дает основание нам предположить, что утверждения о гениальности Гете, как минимум, не бесспорны. Стихи писать Гете научил также его отец. Печальной характеристикой большинства героев серии ЖЗЛ являются их болезни, часто необъяснимые. Гете не исключение. У него болезнь горла и периодические кровотечения. Никакие средства не помогают. Родители, боясь потерять сына, обращаются к врачу-мистику, и тот дает выпить какое-то снадобье больному. Происходит чудо, и Гете выздоравливает. Одним из первых людей, под влияние которых подпадает Гете, становится Гердер – учитель и проповедник, первый открывший взаимосвязь между искусством самых различных народов. Чего не отнять у молодого Гете, так это самоуверенности. Он ставит себя рядом с Шекспиром и выводит формулу, оправдывающую его «гений»: «зародыш заслуг, столь высоко чтимых нами, заложен и в нас самих». Гению никак нельзя без женщин, и они занимают большую часть его времени. Поэтом его делают те из них, которыми он не обладал. По настоянию отца, Гете становится адвокатом. Большинство процессов, которые он провел, были в защиту франкфуртских евреев. Всего процессов было 28 за три года. Единственное, чем прославился Гете во время адвокатской практики, был его необычный стиль выступления и напыщенная речь. «О, уродливый ублюдок, зачатый в состязании между бесстыднейшей ложью…» - так говорил он в суде к удивлению, и неудовольствию судей. Отец и здесь контролирует Гете. Сам в прошлом юрист и императорский советник, он не имеет права заниматься практикой, но помогать сыну никто не может ему запретить. Все дела практически ведет он, позволяя сыну фантазировать и творить. Гете пробует рисовать. Лишь к тридцати годам он поймет, что у него нет таланта к изобразительному искусству. Зато появляется свой стиль, весьма необычный, в написании стихов. Когда его очередная любовь не отвечает ему взаимностью, он выражает свои эмоции таким образом: «В страстную пятницу я решил схоронить плащаницу, предать погребению силуэт Лотты». Своего «Вертера» написал по мотивам своих страданий и даже не изменил имени своей любви. Наоборот, он посылает ей экземпляр книги, чем вызывает справедливое негодование ее жениха. Книга становится сенсацией. В Германии выходит 16 изданий, во Франции – еще больше. Даже в Китае издают «Страдания Вертера» небольшим тиражом. Гете в свои 24 года занимается всем подряд – юрист, адвокат, знаток древних, льет из гипса, гравирует по меди и т.д. Настроение его меняется, как погода. Он то блистательно общителен, то грубо требует уединения. Он любит народ как идею, он изучает в нем отдельного человека. Толпу же он не любит и презирает. Раздвоение его личности находит частичное отображение в Фаусте. В первой части Фауста, Гете больше хотел показать трагедию Гретхен. И даже Мефистофель в «Про-Фаусте» не черт, а один из партнеров. Когда Гете знакомится с известным физиономистом Лафатером, он начинает учится этой новой науке. Лафатер же, начинает делать своеобразную рекламу Гете, расписывая его череп, «в котором так много места отведено грандиозным богам и героям», сравнивает его с Гомером. Как это похоже на рекламу черепа дедушки Ленина. Того, правда, сравнивали с Сократом!
Однажды, в жизни Гете происходит чудо – к нему приходит камердинер принца Карла Августа и приглашает к герцогу. После короткой беседы, Карл обещает прислать за Гете карету, чтобы увезти его в Веймар. Герцогу 18 лет, он наделен вулканическим темпераментом и его влечет к двадцатишестилетнему поэту. Герцог исполняет любую прихоть поэта. Даже пастора Гердера ставит во главе веймарской епархии. Спустя четыре месяца после приезда в Веймар, Гете пишет в дневнике: «Я уже испробовал жизнь придворного, теперь я хочу испробовать власть». Гете делают членом Тайного совета. Некоторые из тайных советников даже хотели подать в отставку от такой наглости, но герцог сумел примирить всех со своим фаворитом. Когда умирает душевнобольная сестра Корнелия, Гете даже не выражает соболезнования своему зятю. Скорбеть он не умеет. Да и дел у него по горло. Он занимается горными разработками, дорожным строительством, рекрутским набором и вооружением. В тридцать лет он уже занимает пост военного министра и министра общественных работ. Он берется за все, ибо «нет на свете ничего, чего нельзя было бы преодолеть». Самоуверенность Гете растет пропорционально его карьере. Он судит о положении в стране только на основании того, что видит. Гете учит герцога презирать внешнюю форму власти, но почитать ее содержание. «Стоит только выйти из своего дома, как тотчас попадаешь в дерьмо», замечает он после очередного заседания совета. К религии Гете равнодушен, только берет из нее образы. Это не мешает, впрочем, в Веймарском парке установить памятник трем божествам – Тихе (смирению), Терминию (мудрому советчику) и гению с факелом в руках. Под гением Гете, возможно, подразумевал себя родимого. Любовь или симпатия герцога к Гете все крепчает. Доходит до того, что он заставляет всех придворных остричь волосы по примеру Гете. Гете, в благодарность, в каждое отсутствие герцога пишет ему поэтические письма с придворными сплетнями, начиная с гарнизонной школы и кончая забрюхатевшей камеристкой герцогини. Вскоре Гете становиться масоном, вступив в братство Свободных каменщиков. Свой шаг он поясняет недостатком общения. Под рукой у него всегда должен быть писец, в ожидании снисхождения на поэта вдохновения. Когда Гете исполняется тридцать два, герцог добивается от императора Иосифа возведения своего друга в дворянство. Гете в качестве своего герба выбирает утреннюю звезду. При всей дружбе герцога и поэта, первый равнодушен к творчеству второго. Зато он бредит битвами и войнами. Гете начинает заниматься остеологией. Ему нравится «обдирать грешную плоть с костей». В письме Гердеру он пишет, что нашел «ключевой камень, замыкающий все строение человеческого скелета» - межчелюстную косточку человека. Ученые полагали, что такая кость должна быть как у обезьяны, так и у человека, но отсутствие ее служило признаком, отличающим человека от обезьяны. Правда, об открытии Гете узнали тридцать лет спустя, так как письмо просто пролежало в столе. Когда во Франции случилась Великая революция, Гете, этот новоиспеченный дворянин, оперативно разрабатывает систему сельского хозяйства, чтобы отнять землю у феодалов и передать ее крестьянам. Как же он напоминает декабристов, по шаблону своего поведения. Гете первым потребовал ликвидировать доменную собственность и передать ее малоземельным крестьянам. Толи из-за этих инноваций, толи из-за очередной неудачной любви, Гете внезапно бежит в Рим, оставив своему преемнику в военном министерстве записку с просьбой выполнять скрупулезно свой долг. В Риме Гете внезапно увлекается царством растений и почти раскрывает тайну происхождения растительного мира. Он даже напишет морфологию растений. Но потом, много лет спустя. А пока он рассматривает череп Рафаэля и пытается стать живописцем. В Италии еще более усиливается его ненависть к христианству. Посещая церкви, он видит, какой урон нанесли христианские легенды творчеству великих мастеров. «В церквях только и видишь, что разъятые трупы, эшафоты, живодерни. Страдания героев и никакого действа. Или преступники - или блаженные; или убийцы - или идиоты…». Любовь к античности настраивает его против искусства католицизма. А тем временем, Шиллер, приехавший в Веймар, говорит, что пока Гете забавляется в Италии, все надрываются от выполнения обязанностей фаворита герцога. Гете за ничего неделанье получает 1800 талеров, а его заместители за половинное вознаграждение несут двойное бремя. Изредка Гете пописывает «Фауста». По возвращении Гете, Шиллер, вместо приветствия, пишет статью с критикой гетевского произведения «Эгмонт». Гете сразу выдвигает Шиллера на должность профессора истории в Иенском университете, чтобы избавиться от него. Для герцога же Гете заготовил новый лозунг – превратить столицу Веймарского государства во вторую Флоренцию. Вишенкой на торт идет фрагмент из «Фауста», который Гете трижды читает публично. В своем театре он ставит свои пьесы. Он не отрабатывает свое министерское жалованье, не платит арендную плату за дом и ничего не делает, находясь на посту президента Тайного совета. Герцог, дабы оградить любимца от завистников, берет Гете крестным отцом своего сына. Конфликт между Гете и Шиллером заканчивается тем, что они приходят к согласию. Гете – гений интуитивный, а Шиллер – спекулятивный, и, следовательно, один только Шиллер рожден понимать Гете. Бинго! Гете предоставил Шиллеру сцену своего театра. Не было в Германии другого такого драматурга, которому бы были предоставлены такие возможности, как Шиллеру. Герцог, непонятно за что, но хлопочет за Гете, и тот становится членом ландстага, его поместье превращает в наследственный лен. Гете пробует писать «Фауста». Но ничего не получается. С пятидесяти двух и до семидесяти шести лет Гете не прикасался к «Фаусту». А в период с двадцати до пятидесяти двух – написал одну сценку. Когда армия Наполеона вступает в Пруссию, Гете снова ловко ориентируется и посылает своего сына и секретаря с вином и пивом навстречу французским гусарам. Перед порогом его дома мозаикой выложено приветствие чужим войскам. С ним, как с местной знаменитостью, приходят чокнуться бокалами и выпить вина солдаты. Нашествие французской армии Гете использовал для оформления своих официальных отношений. Маршал Ожеро дал ему этот совет. Да и герцог, у которого бы пришлось испрашивать дозволения, был в бегах. Вскоре, свою новую жену Гете заставляет почаще бывать в свете, заставляя жить не своей, а чужой жизнью. Сыном Августом он не доволен. И жена, и сын находят утешение в вине. Впрочем, Гете и сам не прочь выпить вина. Но в меру. В конце концов, Гете выпрашивает у герцога должность для своего сына, поступившись собственной гордостью. Также, он превращает сына в своего архивариуса и душеприказчика. Гете увлекается музыкой Моцарта и вводит его произведения в Веймаре. С Бетховеном у него не наладился контакт. Гете признавал его талант, но называл «совершенно диким человеком». Но главным кумиром Гете становится все же Наполеон. Начиная с Аустерлица он зовет Бонапарта своим императором. «Наполеон искал добродетели – и, не найдя ее, пришел к власти» - говорит он. Тайну своей встречи с Наполеоном, Гете хранил несколько лет. И самое странное, что Гете, при всей своей уверенности в своем уме, не заподозрил, что наполеоновские победы, да и сама война Наполеона в Европе, до похода на Россию, пахла откровенным договорняком. Император, в разгар якобы военных действий, занимался тем, что тщательно отбирал и просматривал пьесы для театра. Гете сидел в первом ряду. А все первые ряды в театре были отведены для коронованных особ. Вторые – для наследных принцев. Гете получил орден и от Наполеона, и от Александра I. С Наполеоном Гете дружески не обсуждал разве что размер контрибуции, которую император хотел наложить на провинции. Врага Гете отказывается ненавидеть. Мир в понимании Гете делится на культуру и варварство. Французы по определению – культурные люди. Он озвучивает идею объединения европейских народов. Когда Фихте призывает немецкую нацию подняться против Наполеона, Гете пишет в дневнике: «Я считаю, что учение Фихте нашло осуществление в делах и поступках Наполеона». Когда армия Наполеона бежит, то победители выделяют охрану дому Гете, как в свое время делал и Наполеон. При всей любви к анатомии и измерению черепов, Гете ненавидит собак. Когда к нему приходит бродячий актер с дрессированным пуделем, то Гете прогоняет его. Герцог же настаивает на представлении дрессированной собаки. Из-за возникшего конфликта, или просто из-за страха перед ним, Гете в очередной раз бежит. Но не совсем. Обязанности министра культуры он продолжает исполнять, присутствуя на совещаниях. Герцог все-равно увольняет Гете. В «Фаусте» не просто так Гете заставляет черта превратиться в черного пуделя… Если бы страна узнала, что знаменитого Гете уволили из-за черного пуделя, то все бы стали на его сторону. Но Гете не покинул Веймар, ему было выгоднее оставаться там. И вскоре герцог прощает его. Гете даже строит новый дворец для своего господина. Затем Гете женит своего сына. Но женит неудачно – невестку больше привлекла слава Гете, нежели его сын. Ведь слава Гете шагает далеко впереди него. Отрывки из «Фауста» ставятся по всей стране, и дух земли появляется на сцене в обличье Гете! Его возводят в ранг национального мудреца. В его силах делать протеже кому-угодно, и он не брезгует этим правом. Он рекламирует изо всех сил Байрона, хотя в беседах с друзьями критикует его. И это при том, что Байрон прилюдно называл Гете старой лицемерной лисой, которая сидя в своей берлоге, проповедует в ней весьма добродетельно. Окруженный всеобщим почитанием, Гете даже подумывает снова жениться. Ведь его жена, Христина, давно умерла. Сын поднимает скандал и кричит, что отец хочет лишить его части наследства. Гете обращается ко всем власть имущим и просит выдать ему охранную грамоту, привилегию, закрепляющую за двумя поколениями его потомков единственное право на гонорар за его сочинения. Послание направлено всем известным ему королям, герцогам, послам и т.д. Даже в глубокой старости Гете остается противником христианства и воспринимает библию только как историческую книгу. Когда его сын Август умирает от пьянства и депрессии в Риме, то Гете едва ли не последним узнает о его смерти. Одно из последних писем к сыну оказалось почти пророческим. Гете дал рекомендацию сыну к какому-то археологу и написал: «мой сын обладает теперь самыми прекрасными рекомендациями и на земле, и под землей!». Когда же ему сообщают о смерти Августа, то Гете отвечает: «Я знаю, я породил смертного сына». Мысленно он, видимо, представлял себя на сцене театра. Вскоре Гете умер и сам. Накануне смерти, по его собственному признанию, ему приснилась великолепная женская голова с черными кудрями…