Больше рецензий
14 октября 2018 г. 20:40
440
4.5
РецензияСтанислас-Андре Стееман - "Три ради одного или Чудовища на заказ".
К сожалению, в нынешнее время мы вряд ли сможем оценить этот детектив в полной мере, потому что уже есть один известнейший роман Агаты Кристи, в котором использована одна из важных фишек произведения Стеемана. Тот роман - вообще про другое, в нем другие убийства, другое место действия, другой подход к расследованию, но общий злодейский план основан на одном и том же (и даже аналогия, приведенная сыщиком при его раскрытии, точно такая же). Поэтому, даже если я оглашу название опуса Кристи, это не будет настолько огромным спойлером: ни личность убийцы, ни способ убийства, ни даже мотив преступника, описанного Стееманом, не будет раскрыт. Но, разумеется, я не буду проводить вслух никаких параллелей, ибо в детективах баловаться ими опасно. А пишу я этого, чтобы констатировать: "Три ради одного или Чудовища на заказ" вышел раньше, поэтому и указанная в нем фишка в то время была оригинальной.
Само произведение читается исключительно приятно и в чем-то напоминает английскую классику. Убийства происходят в имении (старинный замок плюс окружающая территория), где живет богатей с женой, племянницей и другом. Еще одному гостю, умному и изрядно проницательному (хотя мы уже в середине произведения поймем, что он не тот, за кого себя выдает), выпадет честь найти логическое объяснение всему происходящему. Кстати, первая смерть поначалу выглядит "невозможной": застреленный труп находят в запертой комнате, при этом угол выстрела таков, что он может быть произведен только в открытое окно, но для этого рост преступника должен быть 2 метра 40 сантиметров. Примечательно то, что в сюжете есть и такой гигант (в прямом смысле физического уродства), а вдобавок к нему - и 80-сантиметровый карлик, который тоже вписывается в одну из гипотез. Но, разумеется, никаких натяжек и бесчестных вещей Стееман себе не позволит: не тот уровень. Хотя о паре мелких улик и он умалчивает до самого конца, оставляя их в ведении одного лишь сыщика, но это не тот случай, из-за которого и автора, и его детектива можно заподозрить в умышленном утаивании важных ключей. Они не важны.
Интересно еще и то, что Стееман допускает несколько отсылок к другим детективным произведениям: он упоминает и Честертона, и Ван Дайна (метод определения роста убийцы, о котором упоминалось выше, приведен в "Деле об убийстве Бенсона", и этот факт изначально не скрывается), но при этом он сочинил исключительно свои убийства и свои же их раскрытия. Как мы видим, даже Кристи не погнушалась повторить один из приемов (хотя понятно, ни у кого не повернется язык обвинить ее ни в чем постыдном, да и не факт, что она читала Стеемана вообще). Но это уже кое-что значит само по себе. Великие умы, и в самом деле, порой мыслят одинаково.