Больше рецензий
6 декабря 2018 г. 02:58
1K
1 Tabula rasa
РецензияСперва мне показалось - вау, наконец-то у меня в руках крутая книга! С весьма оригинальным миром, идеей, глядишь, и герои окажутся нескучными. Редко встречаются такие удачные экземпляры. Я разочаровалась, как вы уже поняли. А сейчас расскажу по порядку.
Сперва описанный в романе мир и правда кажется заманчиво уникальным. В описанном антиутопичном обществе принято все события жизни наносить на кожу в виде татуировок. Некоторые особенно одаренные граждане (такие, как Леора, наша главная героиня), могут даже читать чужие метки, видеть их и сразу узнавать, как человек живет, что сделал, от чего грустит. После смерти из кожи делают книгу, потом проходят традиционную процедуру взвешивания души умершего, и если там все пучком - книгу отдают семье, и она ставится на полку, где уже выстроились в рядок книги других почивших родственников. Делается это все с якобы благим намерением сохранить память об умершем. Потому что как же помнить о человеке, если он всю свою жизнь хранит только в душе, а не на теле? Нельзя так, неправильно, кощунственно.
Поэтому наше растатуированное общество борется с так называемыми пустыми - людьми, видимо, добровольно отказавшимися каждый свой шаг запечатлевать рисунком на коже. Мы, к сожалению, попадаем в рандомный момент истории, где о пустых известно, что их выселили, они где-то там живут, а еще они мерзкие и злые, зачем-то убивают татуированных и сдирают с них кожу, и вообще прямо сейчас готовят восстание.
Может быть, если бы этот мир был открыт читателю с какого-то более раннего момента, было четко прописано, откуда пошла традиция татуировать, сами ли появляются первые татуировки у людей или это решение, как произошло выселение пустых - было бы понятнее и интереснее. Но нет, нам дают только вот такие факты. И всю дорогу кормят сказками, причем, сказками отнюдь не новыми, а практически пересказами всем известной классики вроде Спящей красавицы или легенды о ящике Пандоры. Это мне очень не понравилось в книге, потому что для самобытного мира хорошо бы придумывать и мифологию самобытную, а не пользоваться готовеньким.
Ну а история героини Леоры и вовсе скучная. Отец ее умер, и она ждет, пока домой отдадут его книгу. Но что-то идет не так. Великолепный справедливый мэр города (о котором мы только это и узнаем) решает вести активную борьбу с неведомыми злыми пустыми, и для начала публично клеймит татуировкой одного человека, якобы с пустыми связанного. Да не обычной татуировкой, а особенной, самой-самой страшной и ужасной - знаком забвения. Тут Леора вдруг вспоминает, что в детстве видела такую же у отца, где-то в то же время начинаются сложности со взвешиванием души и возвращением книги. И героиня бегает и страдает от этого своего воспоминания, никто ей ничего не рассказывает, сама она ни у кого ничего особо не спрашивает. Слушает сказочки, которые должны навести ее на какие-то мысли (очень забавно, что в этих сказочках, которые внаглую передрали из известных источников, еще и пробелы остались, вызывающие вопросы).
Остальные персонажи на фоне - типичный картон: плохой мальчик, который вроде не такой уж плохой, хороший мальчик, но не такой уж хороший, хотя нет, все же хороший, идеальная лучшая подруга, мама, товарищ отца, который все пытается Леоре что-то рассказать, но она предпочитает сбегать и страдать в одиночку.
Если это книга о борьбе - она откровенный провал. Завернутая в яркую обертку пустышка, потому что никакой настоящей борьбы там нет и не намечается: никто не нападает, только злые дядьки вроде мэра ходят и рассказывают басни о врагах у ворот. Леора узнает о себе много нового, и вроде она должна стать сильной героиней, борцом за справедливость, который докажет, что никакие татуировки не способны отразить тебя настоящего целиком, и никакие книги не сохранят память о тебе, если ты был праведным никем. А вот душа - это то, что важно, и каждый имеет право на ошибки, и не обязательно о них делать пометки на теле. Потому что ошибки можно исправить, а не жить с вечной памятью о них. Потому что можно быть tabula rasa физически, этим самым ужасным пустым, и при этом быть человеком, которого запомнят на века. Но что-то к этому тоже все идет долго и нудно, через сказки и унылые размышления.
Нет, увы, эта история могла стать вполне увлекательной и оригинальной, будь тут более проработанный мир без прямых заимствований и более живые персонажи. Но не стала, она насквозь вторичная, все, что остается после нее в плане эмоций - та самая tabula rasa, пустота, и единственное хорошее в ней - усыпляет на ура.
Комментарии
Как обычно сейчас... открываешь книгу, думаешь Ваууу, а спустя несколько страниц, скисаешь и жуешь, жуешь...
Да, частенько такое сейчас, поэтому книги, которые от начала до конца прекрасны - бриллианты)
бриллианты
о да!
+100500)))
Действительно очень интересная задумка у книги. Я, как обычно, думала, что прочитаю первые два предложения рецензии и пойду дальше, но дочитала до конца, так интересно стало. Жалко, что у автора не получилось. Спасибо за предупреждение!
Мне тоже жалко, так надеялась на классную историю(