Больше рецензий

28 января 2019 г. 09:06

3K

3 Попаданческая паустовщина во всей красе

Есть книги, которые сильно отстоят от канонов жанра. Одна из них перед вами. Она словно молодое вино, которое читатель дегустирует после длительного употребления классических, выдержанных напитков. Однако есть и свои недостатки - оно быстро надоедает своим резким, спиртовым привкусом и быстрым ударом по голове, резко опьяняя. Метафора так себе, но для представления годится. Вот уже третья книга данного цикла прочитана, и за четвертую садиться пока не стану.

Классическая для автора "паустовщина" начинает немного напрягать. Уже проводившаяся параллель с Крузом никуда не делась, а еще более усилилась. Повествование выглядит примерно так:
У героя нож! К слову вот такой вот нож [модель+описание] у меня был.
Автомобиль оказался прекрасным, ведь [перечисление ТТХ], а уж карабин [страница описаний] я вообще уже ничего не говорю. Ах да, политика анклава швейцарцев была [лекция про рабовладение] и деды воевали [такими то пулеметами] и всех победили...
Потом мы идем на охоту, где стреляем в оленей. Попутно слушаем лекцию про шаманов и про охоту на оленей с луком, а так же, как правильно двигаться по лесу. Треть книги минула, а сюжет топчется на месте. Лично я люблю описания всего, но тут реально неимоверное акынство, служащее для гипертрофированной детализации всего происходящего

Сюжетно, книга представляет собой квест типа "выбраться из пункта А в пункт Б", по дороге обзаведясь нужными связями и получив кучу приключений. Автор, чтобы не сильно заморачиваться, выдает уже проверенный набор заготовленных ходов.
1. Сражение с силами анклава-противника
2. Бой с бандитами
3. Драка с гигантскими птицами + поединок с медведем-людоедом.
Боевые моменты пусть и описаны несколько другими словами и представлены для других персонажей, но смотрятся довольно вяленко, словно бы все экшн-сцены служат исключительно заглушками в повествовании, дабы иногда взбадривать читателя, скучающего от постоянных описаний

Персонажи тоже не показали хорошего результата. Если раньше были сравнительно яркие Сотников + группа сталкеров, то теперь читатель погружается в пучину картонных декораций. Ни один (!) персонаж в данной книге мне не показался живым и интересным. Обычно Автор делает статистов блёклыми и фанерными для подчеркивания и фокуса читателя на Главном Герое, но в данном произведении попытка терпит фиаско, и при всей старательности писателя, решительно все персонажи выглядят неживыми. В немалой степени этому способствует традиционная "гиперкрутизна".
Любая работа, за которую берутся персонажи, выполняется четко и в срок. Никаких ошибок (совсем мелкие "эмуляторы косяков" не в счет). Автор сразу дает понять читателю, что "неведомые пришельцы" абы кого не забрасывают на новую планету и очень старательно ведут отбор вотпярм неистовых крутышек... Но это все равно смотрится слишком по-гусарски. У читателя моментально исчезает чувство интриги и понимание момента риска для героев. Едва раскрыв книгу и прочитав, я понял - серьезный драматический поход за тысячи километров пройдет как детская прогулка, едва разбавленная вялой интригой и несерьезным драматизмом. Так оно и случилось

Все вплоть до того, что у Автора все ключевые персонажи являются одним и тем же человеком. Употребляют устойчивые словосочетания, делают одинаковые выводы и совершают примерно одни и те же поступки. Если Автору нравятся некие термины, например: "река меандрирует", то термином будут жонглировать и высокие владыки типа Сотникова, простые сталкеры, типа Гоблина или герой этой книги, Спасатель. И такие "приколы" сплошь и рядом. Я ничего не имею против патриотизма и великодержавного пафоса, но в книге Автор уж больно яростно готовит читателя к финалу, который можно обозначить как "мы сравниваем упоротых азиатов, огородившихся ото всех швейцарцев и прочую голытьбу ииии.... Великую Россию, где все вотпрям на сто порядков лучше, чем у соседей". В принципе, такая тема имеет право на существование, хозяин(автор) - барин, но уж больно ожидаемо и больно по-детсадовски это выглядит в финале.

Вывод: Автор перебарщивает со штампами и крутизной героев. Автор задумал интересный (в общем и целом) и достаточно оригинальный цикл. Особенно, если учитывать год написания первых романов. Но Денисов торопится, спешит изложить читателю свои мысли, иногда забывая о том, чего же, по сути, хочет означенный читатель.
Нужно сделать перерыв, хотя и так ясно - цикл сильно сдал. Тем не менее, попробую еще разок :)