Больше рецензий

kopi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 марта 2019 г. 05:51

370

4.5 Тайна феномена СОЗНАНИЯ человека-разве умение строить АБСТРАКЦИИ?

Познаем-ощущая,созерцая,представляя и-строя Абстракции.С другой стороны,главное достоинство познания-в конкретности.Ленин:"Абстрактной истины нет,истина всегда конкретна".С точки зрения диалектики А.и К. следует рассматривать как взаимно предполагающие противоположности,каждая из которых может быть понята только через свое "другое".В этом смысле категории А.и К.ничем не отличаются от категорий свобода и необходимость,форма и содержание,сущности и явления.
Науке трудно определить,что есть "Мышление", А. оно или К.Мышление осуществляется в единстве этих противоположностей,где противоречия выражаются в форме содержания-в Абстракциях.Вопрос о соотношении А.и К.есть важнейший вопрос Логики и Теории Познания.
Маркс определял К. как "единство многообразного". "Конкретность" по Марксу-это синоним взаимосвязи всех сторон данного предмета,данных человеку в созерцании и представлении,их внутренне необходимой
взаимообусловленности.Предмет сам по себе конкретен,независимо от того,воспринимается ли он органами чувств или мышлением.Единственной логической формой,в которой человек может осознавать К.,является не Абстракция,выражающая лишь "общее" в явлениях, а система или совокупность абстракций.
Система А.и есть единственно возможная форма существования ИСТИНЫ в познании и Сознании человека. Сознание столь же сложно как сложен и сам предмет.
Наука возможна только в системе категорий,которые есть отражение предмета,но -одностороннее.Поэтому Абстракция-категория,означающая одностороннее знание. При этом ЛОГИКЕ безразлична форма,в которой "знание"выражается: в речи,в образе,в научной или наглядной формуле.Только анализ знания по его содержанию покажет ,имеем мы дело с А.или К. знанием. Понимание "К" как полноты чувственно воспринимаемых явлений идет от средневековой схоластики.Но для нее чувственное-это "смертное,тленное", а потому обреченные на рассеяние вещи не имеют ценности.
"Конкретному"-т.е.чувственно-воспринимаемому миру СХОЛАСТИКА противопоставила "вечные сущности"-умозрения.
С развитием науки только конкретное -чувственный мир и представления о нем-стали "уважаться", а мир умозаключений,формул,стал лишь слабым отражением -абстракцией. Конкретное все теснее связывалось в представлениях людей с разнообразием мира, который человек видит,слышит,осязает,ощущает данными ему чувствами.Острее стала проблема уяснить взаимоотношения между миром вещей-миром идей. Ведь человек посредством своих органов чувств(эмпиризм)воспринимает мир и вещи вещи именно такими,каким они и есть на самом деле. Но реальная практика науки свидетельствовала о другом.
Между миром вещей и миром знания разглядели странное звено - чувственность,которая если и не совсем искажает мир,то показывает его немножко "другим". Потому Декарт и Гоббс объявили,что объективная реальность-реальность геометрическая.Все,что не может быть сведено к геометрическим отношениям,есть субъективная иллюзия.
Задачей мышления стало: получить объективное знание, смыв с образа вещи все привнесенные чувствами субъективные "краски". Мир вещей стал абстрактно-геометрическим. Абстрактное-рассматривалось как более ценное, чем конкретное. ЭМПИРИЗМ исходит из того,что вне человека с его мышлением находятся конкретные вещи и явления, а "абстрактное"- продукт человеческой головы и нечто,
находящееся только в мышлении.
МАТЕРИАЛИСТ скажет: вне человека существуют только абстрактно-геометрические частицы,сочетающиеся по абстрактно-геометрическим законам, а "конкретное" имеет место лишь в органах чувств,в сознании человека. Путь науки рисуется с этой т.зрения как путь от конкретного к абстрактному. Мышление "стирает" с конкретного образа все лишнее,привнесенные чувствами краски,получая истину-знание,соответствующее объекту. Эмпирик полагает: истина о природе выражается только на языке чисел,а все другое истолковывает как понятия и термины,служащие человеку для удобства запоминания,упорядочения "опыта" или общения. ПОНЯТИЕ-как клеточка мышления- приравнивается к чувственному отображению сходства в языке,речи,слове. Гельвеций метод "абстракций" определяет как "способ запоминания наибольшего количества вещей". Беркли превращает все категории в просто "слова". Юм нападает на категории "необходимость,причинность и прч".
Отдельно мыслящий и обобщающий чувственные факты индивид невидимо для него включен в сложнейший процесс развития знания,с собственными законами,которые и составляют ЛОГИКУ мыслительной способности человека. Основа развития познания- процесс чувственно-практического овладения человеком объективной реальности.

Кант ядро способности мышления усмотрел в тайне априорных суждений,содержащих нечто большее,чем выражение "общего"в созерцаемых явлениях,а именно-гарантию всеобщности и необходимости. Кант высказал простую истину-придать чувственно-данному явлению абстрактное выражение-не значить "познать"его. На какие основания опирается мышление,когда на основании ограниченного круга фактов,данных чувствами,делает обобщение ,претендующее на всеобщность?Где гарантия всеобщности суждения "все тела протяженны"? Как определить "общее",данное в созерцании от "общего",представляющего интерес для науки?Всегда остается возможность, что "общее",наблюдаемое в 1000 случаях,в 1001 даст отрицательный ответ.Положение физики Галилея-Ньютона,согласно которому тело, которому приложена постоянная сила,движется с ускорением, в эмпирическом созерцании не оправдывается. Кант показал: задача логики как науки
-выявление категориальных оснований как высших оснований теоретических абстракций
.Но категории логики-сущность,явление,общее,индивидуальное,целое,часть не могут быть объяснены как простое выражение "общего"в чувственно-созерцаемых явлениях. Основанием категорий является не созерцание,а чувственно-практическая деятельность человека,активно изменяющая внешний мир.
Гегель подведен к завершению вопроса о соотношении теоретической абстракции и чувственной реальности как продуктом исторической деятельности человека.Рассматривая А.деятельность субъекта,он отмечает зависимость его от активного отношения человека к миру явлений,вещей,фактов.
Гегель вышучивает "антикварное" отношение к Абстрактному,основанное на представлении о научном мышлении как о некой таинственной области,вход в которую доступен лишь посвященным и недоступен конкретному человеку,живущему в мире простых вещей. Наоборот,нет ничего легче мыслить абстрактно.Так мыслит каждый,на каждом шагу и тем абстрактнее,чем менее развито его духовное Я. Вся трудность в том, чтобы мыслить конкретно.
-Эй,старая,ты торгуешь тухлыми яйцами!-сказала покупательница торговке.-Что,мои яйца тухлые? Сама ты тухлая!Ты,у которой папашу вши заели,мамаша с французами шашни водила,а бабка померла в богадельне!..Торговка мыслит АБСТРАКТНО и ни единого положительного зернышка не заметит, и подытоживает все, вкупе с мамашей и прочей родней,исключительно в свете того,что покупательница посмела назвать ее яйца "тухлыми". Гегель видит и подчеркивает связь, существующую между абстрагирующей деятельностью человека и его практическим отношением к миру вещей и явлений. Абстрагирующий субъект Гегеля- не отвлеченный Робинзон, а человек,совершающий свою духовную деятельность внутри определенных отношений с другими людьми.Это принципиально новый
угол зрения на акт познания
сразу открыл для философии горизонты и перспективы,неведомые предшестсвенникам- Канту,Фихте и Шеллингу. Гегель в "Феноменологии духа"подходит к исследованию мышления как к особой форме духовной деятельности общественно-исторического субъекта.Логика предстает с этой точки зрения как наука о формах и законах развития специфически человеческой формы мыслить. Мышление перестает быть таинственной формой творческого занятия гения-как представлял Шеллинг- открыт иррационализм мышления. Научное мышление у Гегеля предстает как высшая форма "обыденного мышления",контуры понимания развития мышления прослеживает на примере уличного зеваки или торговки. Он подчеркивает: характер А.деятельности человека находится в зависимости от целой системы развитых обществом условий,внутри которых она, Абстр-ая деятельность,совершается.
Общество, а не абстрактный индивид или Я-вырабатывает и формы,и цель,в которые А.Д.выливается. Именно общественное развитие ставит индивида в определенное отношение к чувственно-данному материалу. И абстрагирующий субъект,и данный обрабатываемый им чувственный материал -продукт развития совокупного общественно-исторического субъекта, по Гегелю -субъекта-инстанции.
Формы становления этого субъекта и есть по Гегелю предмет ЛОГИКИ как философской теории. Уже при переводе чувственных восприятий в формы речи индивид определен со стороны общества.Дальше на А.влияют сильнейшие этажи духовного строя общества-право,религия,мораль.Общественная природа и реальность А.Д- вот что вскрыто Гегелем в форме "субъекта-инстанции".
Идеализм Г.в том, что первой формой "опредмечивания"человека,превращение духовного Я в предметное,чувственное воспринимаемое бытие для другого а тем самым и для себя самого-первый акт превращения человека в человека -Г.видит в пробуждении способности давать имена,названия.Эта способность предшествует любой другой форме превращения идеального бытия субъекта в чувственно-предметное бытие,воспринимаемое другим человеком.
Чувственно-практическая деятельность человека по изменению форм бытия(труд по Марксу) в системе Гегеля -следствие способности "давать имена". Реальность переворачивается.
Дух способен конструировать царство абстрактных имен до того,как человек овладевает вне его находящимся миром,т.е.общественным трудом.Сам чувственный мир предстает как реализация духовных устремлений субъекта,вместо того,чтобы быть основой и источником этих стремлений. Способность
давать вещам имена,сообщать их другому, языки и речь у Г.предшествуют любой другой форме человеческой деятельности.Почему неоднократное повторение одинаковых чувственных впечатлений вызывает в интеллекте человека процесс образования "царства имен" Г не объяснил. Потому,де,такова природа Духа как высшей "потенции мироздания".
Наименование,слово,высказывание-действительно ПЕРВЫЙ фильтр,сквозь который процеживается индивидуально-неповторимое содержание чувственного восприятия в общественное. Все то, что не поддается выражению в слове,остается сугубо моим и личным достоянием и не входит в сокровищницу общественного бытия. Остается вне сферы общественного сознания.Но ведь все то,что я не могу выразить в форме,понятной другому,я и сам не осознаю в качестве общественного индивида
Этот момент Маркс рассмотрел у Г. как рациональный:-Сознание с самого начала есть общественный продукт...Первой реальностью общественного сознания являются язык,речь... Язык есть практическое,существующее и для других и тем самым для меня...действительное сознание.
Перевести в форму речи,высказывания образы чувственно-созерцаемые-это и значит довести до собственного сознания этот факт,явление,событие,вещь.Не важно, произношу ли я вслух слова. Важно,что я в образе созерцания активно выделяю те его черты,которые поддаются передаче словами,наименованиями и могут быть переданы другому.Словарный запас-та форма и посредством которой человек может отражать мир в качестве общественного человека, а не с точки зрения биологически-антропологической.Человек в самом акте созерцания улавливает прежде те стороны,качества,черты,которые получили УЖЕ общественное значение,концентрирует свое внимание на тех сторонах действительности,осознание которых необходимо с точки зрения того общественно воспроизводящего коллектива,к которому индивид принадлежит. В этом-тайна феномена человеческого сознания как специфически общественной способности.Сфера общественного сознания,идеальный мир противостоит индивиду как особая реальность с которой он должен считаться независимо от своего произвола и капризов.. Чтобы осознать явление,индивид должен подобрать в своем арсенале слова,с помощью которых доведет до своего общественного сознания реальность. Выразить же чувственно-данное явление в речи-значит произвести
абстракцию,
придать конкретному явлению абстрактное выражение. Потому абстрактно всякое сознание. r10-x-red.pngАбстрактно уже потому,что органически сращено и соединено с речью и словом.А слово предназначено для обозначения только "общего",повторяющегося.
Для единично случившегося,неповторимого индивид просто не найдет в арсенале слов соответствующего наименования. Если он его придумает сам,его никто не поймет.

Чтобы осознать чувственно-данные факты,человек активно рассматривает их,подбирает в словесном "арсенале"нужные слова или отмечает в явлении такие стороны,которые уже имеют "наименования".Этим и отличается процесс ОТРАЖЕНИЯ в голове человека от процесса Отражения в голове животного-
своим СОЗНАТЕЛЬНЫМ характером. А не тем,что человек может производить абстракции,а животные-нет. Бессознательные абстракции производят и звери.r10-x-red.pngУсловный рефлекс-абстракция чистейшей воды,животное фиксирует только повторяющееся,"общее". Абстракция сама по себе не представляет специфического отличия для человека. Человек же не просто производит абстракцию(это делает и животное),он должен зафиксировать ее в слове,в форме слова противополагает самому себе как предмет особого рода идеальной деятельности,с которым можно производить определенные действия. В этой форме абстракция и становится предметом логики.
Но логику интересует не слово само по себе,а иное-выражающееся в форме слова-СОЗНАНИЕ.
И абстрактно не слово само по себе. Абстрактно сознание единичного человека,начинающего путь познания чувственно данных ему вещей.
Как соотносятся чувственность и Сознание? Фейербах подмечал:-На животного производят впечатление только жизненно необходимые лучи солнца,на человека -равнодушные лучи отдаленных звезд...
Но вот не особенно понимающий в физике,электротехнике человек берет в руки мобильник,использует его.Если он не будет обращаться с аппаратом по вербальной,словесной инструкции-он не добьется желаемого. Иными словами,такого "исправит практика". Но практика особого рода.
Практика познания,познавательного процесса. Общество-критикой,насмешкой или силой-заставит его обрести такое познание о вещах,на основе которого действует с ними общество. Жизнь в обществе принуждает индивида всегда до того как он приступает к практическому действию- "поразмышлять",выработать правильное сознание о вещах,с которыми он собирается действовать. Эта способность "поразмышлять" довольно рано обособляется в особую заботу общества. Разработана система норм, которым должно подчиниться индивидуальное Я в процессе о-Сознания окружающих условий-систему категорий.Не усвоив ее, то есть тех способов, с помощью которых вырабатывается СОЗНАНИЕ о ВЕЩАХ,требующееся для общественно-оправданного
действия с ними
,индивид не будет самостоятельно приходить к сознанию.Он не будет самостоятельным субъектом,а только всегда послушным орудием воли другого.r30-x-red.png Он всегда будет вынужден пользоваться ГОТОВЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ о вещах,не умея ни вырабатывать их,ни проверить на фактах.

Человечество рано встает на выработку теоретического отношения к самому процессу познания.Оно наблюдает и итожит "нормы",которым подчиняется процесс сознания,приводящий к "правильным",практически оправданным результатам. Потому Мышление как специфически человеческая способность предполагает "самосознание" как способность теоретически-как к особого рода предмету-относится к процессу познания.Человек не может мыслить,не мысля одновременно о самой мысли, не обладая сознанием о самом сознании.

Закончим небольшой экскурс в книгу Э.Ильенкова размышлениями о "категориях".
...Для взрослого человека категории имеют то значение,что выражают совокупность способов,с помощью которых он может выработать правильное о вещи,сознание,оправдываемой практикой современного ему общества.Категории-формы мышления,без которых невозможно само мышление.
И если в голове человека имеются только слова, но нет категорий,то нет и мышления,а есть словесное выражение чувственно воспринимаемых явлений. Потому-то человек и не мыслит сразу,как научается говорить. Человек осознает вещи, но еще не "мыслит" о них.