Больше рецензий

24 апреля 2019 г. 16:24

872

5 От жителя Старой Руссы

Вообще я не тот читатель — такой реализм, по крайней мере пока, не совсем мне по душе, но меня заинтересовала эта книга, так как в ней описывается город, в котором я родилась и живу — Старая Русса. Но и с книгами Даниила Гранина я уже давно хотела познакомиться. Вот и началось моё знакомство с "Обратного билета".

Что же в итоге? Я не ожидала, что мне так понравится, что я буду испытывать такие яркие эмоции от прочтения этой книги. Это было приятно, потому что читать о своём городке, хоть и не сказать, что определённо точно любимом, почему-то очень приятно. Наверное, это потому, что там описывается прошлое этого города, а вот история Старой Руссы мне действительно интересна. Что ещё мне было интересно в этой книге: диалоги, мысли, высказывания, цитаты, облик той Руссы, видение этого города самим Граниным, интересно было наблюдать связь между Фёдором Михайловичем Достоевским как творцом произведения "Братья Карамазовы" и отцом Даниила Гранина как творцом своего ребёнка. Интересно узнать, права ли я, увидев эту связь, есть ли она там вообще, или я надумала лишнего...
Дом-музей Ф. М. Достоевского в Старой Руссе
Но там есть строки: "Что же это такое — природа, реальность жизни, думал я, если гений может создать человека более реального, чем натуральный человек, вдохнуть в него жизнь, наделить его бессмертием? Да что там человека — целый мир может создать, потому что те же «Братья Карамазовы» — это целый мир, эпос России" и "Откуда исходит эта поразительная, может, единственная в литературе множественность пониманий, этот постоянно ускользающий от нас смысл, эта загадочность авторского замысла, который многие годы ещё будет открываться и открываться новыми сторонами? Знал ли сам Достоевский тайну своих героев? А что как он, создатель, и сам не знал этой тайны? «Человек — это тайна», — неоднократно писал он и относился к человеку как к существу, которое нельзя измерить разумом и логикой, разложить на составные элементы". Я думаю, творение всегда творение — книга ли, картина ли, мелодия или целая песня, вкусный пирожок, человек... всё это напрямую связано с искусством, а также ни одно творение искусства не обходится без творца — Природы или человека. Почему-то я согласна, что мало кто из творцов действительно до конца понимает то, что он сотворил.
"Знал ли сам Достоевский тайну своих героев? А что как он, создатель, и сам не знал этой тайны?"
Перефразирую: Знают ли родители тайны своих детей? А что как они, создатели, не знают этих тайн? Тут очевидный ответ - конечно же, не знают. Мой агностицизм не даёт мне с уверенностью привести пример с богами, но что-то мне подсказывает, что, если они и есть, то они тоже либо не знают, либо уже позабыли смысл существования своих творений и уж тем более не знают или не хотят знать их тайн... Объяснение моего видения вышло кривым, но, надеюсь, понятным. Связь я увидела именно поэтому.

У меня педагогическое образование, было здорово ещё раз вспомнить один из главных принципов педагогики — не только кнут, но и обязательно пряник. Я совершенно согласна, что хорошие детские воспоминания чуть ли не самое главное условие счастливой взрослой жизни. Ну или не счастливой, но хотя бы без комплексов, без "тараканов в голове", без ненависти к прошлому. Что родители, что воспитатели, что учителя должны видеть в детях не только плохое, должны поощрять правильные и добрые поступки маленьких людей. Для этого же не надо многого: сказать "спасибо", "молодец", "умница", "ты хорошо постарался", "ты правильно поступил", погладить по голове, обнять, дать какой-то "приз" в виде конфетки, игрушки... Разве сложно? Я тоже не понимаю, как и автор, почему этим пренебрегают большинство взрослых. Зато наказывать — это могут все. Так ведь важно хвалить и поощрять не только "отличников", "любимцев", "лапочек-дочек", но и "хулиганов", "камчатников", "драчунов"..., им тоже важна похвала взрослых, если они поступили по совести или просто постарались сделать что-то хорошее или полезное. Точно так же и "лучшего ребенка на свете" надо пожурить, если он провинился, а не спускать на самотёк. Ситуация на самом деле страшная, пока что в этом плане не так много изменилось, как кажется. Поэтому так много гиперопеки и заброшенных детей, а то и вообще брошенных. Золотой середины не будет ещё очень долго. Возможно, не будет совсем. Развитие этой темы в книге "Обратный билет" мне очень понравилось.

Также это было местами очень смешно — читать "Обратный билет". Например, момент со старорусскими лопухами, спящей в них Лизаветой из романа "Братья Карамазовы", и как об этом читают по всему миру и пытаются найти скрытые смыслы и тайны даже в этом, — в хорошем смысле рассмешило.

Это было уютно. Я как будто прогулялась с самим Даниилом Александровичем по набережной Перерытицы, я вообще очень люблю эту часть города.
Воскресенский собор в Старой Руссе
Кстати, слово "физиономия" не нравится нашим краеведам, а меня ни капли не смутило. Я тоже считаю, что у нашего города не лицо, а именно физиономия, остаётся надеяться, что она не превратится в морду или рожу.