Больше рецензий

30 июня 2019 г. 12:21

515

5 Калейдоскоп историй о писательстве и о писателях

Прочитала книгу в 2019 году, одна из лучших книг года, кандидат в мои любимые книги.
Это сборник эссе (36), в котором современные русские писатели рассказали о времени, о литературе и о себе.

Здесь сошлись писатели разных поколений, разных мировоззрений, разных направлений и традиций, разной степени склонности к рефлексии и самоанализу...
Авторам предоставлена полная свобода волеизъявления...
Задача сборника - познакомить читателя с взглядами некоторых художников слова на современное искусство...
Название для сборника, чтобы не плодить сущностей, мы позаимствовали из книги, изданной в 1930.

Похожие сборники, издававшиеся ранее:
- "Писатели об искусстве и о себе", издательство "Круг", 1924
- "Как мы пишем", 1930

Возможно, авторам задавались какие-то вопросы, но я их не нашла. А сами эссе настолько разные, что могу предположить, что у авторов эссе действительно была полная свобода слова.

В эссе Марины Степновой "Как я пишу" можно найти вопросы из сборника "Как я пишу" 1930 года и ее ответы на эти вопросы.

1. Подготовительный период. Длительность его.
2. Каким материалом преимущественно пользуетесь (автобиографическим, книжным, наблюдениями и записями)?
3. Часто ли прототипом действующих лиц являются для Вас живые люди?
4. Что Вам дает первый импульс к работе (слышанный рассказ, заказ, образ и т.д.)? Данные в этом отношении о каких-нибудь Ваших отдельных работах.
5. Когда работаете: утром, вечером, ночью? Сколько часов в день максимум?
6. Примерная производительность - в листах в месяц.
7. Наркотики во время работы, в каком количестве?
8. Техника письма: карандаш, перо или пишущая машина? Делаете ли во время работы рисунки? Сколько раз переписываете рукопись? Много ли вычеркиваете в окончательной редакции?
9. Составляете ли предварительный план и как он меняется?
10. Что оказывается для Вас труднее: начало, конец, середина работы?
11. На каких восприятиях чаще всего строятся образы (зрительных, слуховых, осязательных и т.д.)?
12. Ставите ли себе какие-нибудь музыкальные, ритмические требования?
13. Проверяется ли работа чтением вслух (себе или другим)?
14. Какие ощущения связаны у Вас с окончанием работы?
15. Меняете ли Вы текст при последующих изданиях?
16. Оказывают ли на Вас какое-нибудь влияние рецензии?

Конечно, какие-то эссе произвели на меня большее впечатление, какие-то меньшее. С какими-то авторами я впервые познакомилась по их эссе. Но в целом, это было очень интересное чтение.

Для тех, кто будет читать этот сборник маленькая рекомендация от меня - постарайтесь читать без ожиданий, максимально открыто, стараясь понять и прочувствовать автора. Тогда вам откроется чудо чужой души. Конечно, будет то, с чем вы согласитесь и то, с чем вы не согласитесь, но вы точно сможете почувствовать других людей, их боль, их радость, их смысл писательства и бытия.

Игра "Урок литературоведения".