Больше рецензий
27 августа 2019 г. 12:12
2K
3.5 Записки большого эстета
РецензияВ сборник от "Азбуки" вошли два произведения викторианского инфлюенсера, Джона Рёскина - "Семь светочей архитектуры" и, собственно, "Лекции об искусстве".
Несмотря на то, что между их написанием прошло около двадцати лет, мнения Рёскина не сильно поменялись. Должно быть, он ещё с юного возраста раз и навсегда определился со своим взглядом на живопись, архитектуру и социальное устройство, и всю дальнейшую жизнь посвятил продвижению своих идей в массы.
Манера повествования тоже не сильно изменилась: Рёскин любит писать длинно и обо всём сразу, из-за чего читать его бывает трудно.
С читателем он говорит исключительно менторским тоном, и если не абстрагироваться и не перестать безуспешно пытаться проникнуться чуждыми и далёкими для вас мыслями, то ничего кроме раздражения вы не получите. Однако если не принимать его слова за чистую монету, то Рёскин кажется небезынтересным и оригинальным в своей точке зрения философом.
Правда, к сожалению, его философия в текстах редко напрямую касается искусства - его больше занимают вопросы морали и проблема переустройства общества. В его картине мира искусство и уровень нравственности общества тесно связаны: чтобы создать настоящее произведение искусства, нужно, прежде всего, обладать высокими моральными стандартами; в дальнейшем же искусство будет способствовать укреплению и подъёму нравственности в обществе.
Основные художники, на которых он ссылается - Тёрнер, Тициан, Леонардо и Дюрер. Несколько раз он упоминает их картины (реплик которых, увы, в издании нет), но анализа за этим упоминанием не следует. Картины здесь выступают не как объект анализа, а как иллюстрация, подкрепляющая положения Рёскина.
Много здесь говорится и о венецианской живописи и архитектуре, но понимала я написанное с трудом. Для Рёскина, с шестнадцати лет посещавшего Венецию, местное искусством было как родное, и писать ему о нём и легко, и приятно. Для меня же, никогда в Венеции не бывавшей и не шибко интересовавшейся, что там с искусством происходит, узкоспециальные рассуждения Рёскина оказались недоступны.
"Семь светочей архитектуры"
"Светочи" представляют собой обширное эссе, в котором Рёскин рассказывает, как, с его точки зрения, должна выглядеть настоящая архитектура, и какими качествами она должна обладать.
Архитектура - это искусство располагать и украшать сооружения, воздвигаемые человеком для различных нужд, так, чтобы вид этих зданий способствовал укреплению душевного здоровья, придавал силы и доставлял радость.
В эссе Рёскин много говорит о венецианской архитектуре, считая её образцом изящества и мастерства - это была самая сложная часть для меня, даже несмотря на то, что эссе проиллюстрировано.
Не обошлось, правда, здесь и без смешного. Рёскин очень забавно критикует позднюю готику, чугунные украшения, собор Св. Павла и Пизанскую башню. Мне кажется, я никогда в жизни не видела столько много негативных эпитетов в книгах, по крайней мере, в такой концетрации.
Так что же это за светочи, характеризующие архитектуру как прекрасную?
1. Светоч Жертвы: архитектура должна быть построена во имя Бога. Когда люди совершают жертвоприношение, то Богу они отдают самое лучшее. Так же и с архитектурой - нужно стремиться к тому, чтобы сделать её совершенной, достойной Бога.
2. Светоч Истины: никакие части конструкции не должны выдаваться за другие - например, дерево не должно выдаваться за мрамор. Также, части конструкции не должны притворяться, что они выполняют какие-то функции, тогда как на деле они лишь украшают помещение.
Кроме того, Рёскин призывает уменьшать количество механического труда.
3. Светоч Силы: здание должно поражать воображение своей мощью.
4. Светоч Красоты: элементы архитектуры должны стремиться к подражанию природе в цветах и формах.
5. Светоч Жизни: смелость, откровенность и душа мастера, вложенная в проектировку и постройку здания, делает архитектуру живой.
6. Светоч Памяти: новые здания необходимо строить на века, а о старых - не прекращать заботиться.
7. Светоч Повиновения: Рёскин предлагает ввести единый стиль архитектуры с собственными законами, которые вберут в себя самое лучшее, что к тому моменту достигли наука и искусство, и, следуя этим законам, наполнять города прекрасными строениями.
Интересно после прочтения эссе пройтись по городу и подумать, насколько бы Рёскину понравились те или иные дома. Хотя, думаю, большинство современной архитектуры вызывало бы у него отвращение.
"Лекции об искусстве"
Этот цикл из семи лекций Рёскин читал студентам Оксфорда (к слову, судя по примечаниям редактора, девушки там преобладали) в качестве введения в рисование. Здесь он так же много рассуждает о религии и нравственности, как и в "Светочах", говоря о важности смирения, но удерживая студентов от религиозного экстаза - он призывает с осторожностью обращаться к религиозным мотивам и не чувствовать в себе больше Божественного, чем то приписано Законом.
Приятно, что Рёскин настаивает и на том, что искусство должно обладать свойством быть практичным, да и его объяснения, как работают линии, цвет и светотень было весьма занятно читать. Вообще, в этих лекциях Рёскин предстаёт не меньшим морализатором, но куда более спокойным и приземлённым, чем в "Светочах". Как мне кажется, ему было важно, в первую очередь, не научить учеников рисованию, но привить тем душевные качества, особо им ценимые.
Молодёжь по своей пылкости чувствует отвращение к медленноиу успеху правильной осады и из-за нетерпения стремится взять крепость штурмом. Потому молодёжи необходимо постоянно усиленно подчёркивать, что прочная слава покупается ценой только труда и что, какова бы ни была сила их гения, для того, чтобы стать хорошим художником, нет лёгкого метода.
(по Рейнолдсу)
В целом, конечно, это чтение не из лёгких: здесь требуется и подкованность в архитектурных терминах, и знание самых разных гравюр и пейзажей. И при всём том, что Рёскин кажется мне занудой, который сразу родился старым брюзгой, я считаю его удивительным человеком.
Пусть я не всегда с ним согласна, но мне доставляет настоящее удовольствие следить, как ловко он сплетает воедино изобразительное искусство, геологию, литературу, ботанику, поэзию и музыку. Не может не поражать его феноменальная способность подмечать мельчайшие детали и видеть в них как и шедевры, так и настоящую ложь.
Самое главное, что я вынесла для себя из его трудов - призыв к медленной работе с предметами искусства. Обычно мы тратим всего лишь несколько секунд на то, чтобы рассмотреть картину, и не получаем от неё никакого отклика. Чтобы по-настоящему прочувствовать её, стоит провести с ней намного больше времени, "всей кровью прорастая в ней".
В общем, хотелось бы и мне однажды стать таким же тонкочувствующим эстетом. Ну а пока нас с Рёскиным объединяет только любовь к искусству, восхищение Тёрнером и одинаковое отношение к украшениям:
...излишние украшения сами по себе безвкусны и бесполезны, а потому если они ещё и поддельны, то это уже откровенное безобразие.