Больше рецензий

10 октября 2019 г. 22:41

448

4 Наброски на тему Второй мировой

На первый взгляд «Повестка дня» может показаться какой-то несвязной, будто бы недописанной, как будто это и не законченное литературное произведение, а набросок или черновик. Действительно, когда читаешь эту книгу, есть ощущение, что ты рассматриваешь наброски-этюды, только не чернильные или карандашные, а словесные.

Общеизвестные исторические факты, вроде аннексии Австрии или попыток лидеров европейских держав сотрудничать с фашизмом – только бы не коммунизм, перемешаны с подстрочными и междустрочными рассуждениями автора на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Вюйяр будто начинает осторожно прорисовывать отдельные детали своей будущей картины, потом вдруг срывается на грубые мазки, а затем и вовсе переключается на написание какого-то нового сюжетного элемента – и история повторяется снова, и снова, и снова, пока автор не скажет всё, о чём хотел сказать, и книга не закончится.

Несмотря на кажущийся небольшой объем, «Повестка дня» читается довольно жвачно и немного муторно. Язык и слог Вюйяра легкими и интересными я бы не назвала. Пишет он так, будто раскачивается-раскачивается, а потом вдруг заваливается на бок. Поднимается, снова раскачивается – и вновь падает. Ещё автор много всего уточняет, перечисляет, делает упор на факты, подпирает свою новеллу-эссе документальными подробностями, и всё же получается не особо устойчивая конструкция.

Художник Луи Суттер, человек с довольно печальной судьбой, которому в аннотации к книге посвящен целый абзац, в самом произведении мелькает совсем-совсем мало. Признаться честно, я ожидала какого-то более глубокого раскрытия авторских домыслов на тему пронзительно-жутковатых танцующих на скатертях существ и их связи с происходящим ужасом и мраком вокруг. Тема танцев, однако же, осталась нераскрытой. Да и была ли связь? Или это как-то ближе к апофении? Остаётся только догадываться и додумывать.

Безусловно, главное, к чему взывает Вюйяр – это совесть и врождённое чувство справедливости каждого читателя. Крупные немецкие промышленники поддержали чокнутого безумца, втянувшего полмира в самую жуткую и кровопролитную войну, уничтожившего множество невинных жизней, творившего такие страшные вещи, которые сложно уместить в голове. Взамен «владельцы заводов, газет, пароходов» получили много рабочей силы, буквально «пушечного мяса». И отказались платить тем, кто выжил, за этот изнурительный рабский труд.

Мы с вами слышали многие из имён тех, кто «маркой и золотом» поддержал гитлеровский режим. Мы пользуемся результатами их производства. Получается, и мы молчаливо поддерживаем всё то, что делал Гитлер? Или как? Вопрос скорее риторический. Но очень важно, чтобы каждый хоть однажды поставил его на своей повестке дня. Похоже, именно для этого всё и писалось.