Больше рецензий
28 декабря 2019 г. 20:35
1K
5 Небесный фронт "Багратиона"
Рецензия
Я уже не раз читал книги Дмитрия Борисовича Хазанова и оставлял на них отзывы на LiveLib'е. Дошел, наконец, и до свежего труда по участию авиации сторон в операции "Багратион", прочитал его за две недели. Книга на 500 страниц формата А4, великолепно изданная на мелованной бумаге с огромным количеством качественных фотографий, традиционно очень информативная, как и все книги автора. Лучший труд по авиации за год и одна из лучших монографий по ВОВ за последние годы. Построенная как простой хронологический рассказ с весны 1944-го и до августа месяца то есть до боев над Вислой, Восточной Пруссией и Прибалтикой попутно она содержит много интересных отступлений от темы, прежде всего по техническому уровню сторон к середине 1944-го, подготовки и общих условий действий сторон, и многого другого. В общем, все любителям авиации эта книга будет шикарным подарком.
Я читал книгу в основном "за немцев", пытаясь разобраться, в чем была их катастрофическая промашка, и благодаря чему советская штурмовая авиация стала одним из важнейших оперативных факторов разгрома Белоруссии-44. Тем более, что главы по третьей военной весне и июню начались с описания действий АДД и противодействия немцев. Вообще, немцы к весне 1944-го на центральном участке фронта опять пришли к идее стратегических бомбардировок а-ля Поволжье-43, собрали значительную группировку (>400 машин) бомбардировочной авиации, и начали спорить что важнее - удары по московскому региону и целям на верхней Волге или бомбардировка прифронтовых центров коммуникаций, на чем настаивали армейцы. Точка зрения армейцев возобладала, и в апреле-мае немцы часто бомбили прифронтовые города - Смоленск, а также районы Ровно и Проскурова. Как и наземное командование, Люфтваффе уделяло повышенное внимание фронту на Украине, уже стоявшем на довоенной границе, поэтому бомбардировкам транспортных узлов на Украине придавалось важное значение. Советская АДД отвечала ударами по аэродромам и центрам коммуникаций от Прибалтики до Румынии, но на действиях "ночников" сильно сказывалась выросшее техническое превосходство немцев в ПВО помноженное на опыт борьбы с бомбардировщиками западных союзников. За несколько месяцев, предшествующих "Багратиону", немцы успели построить в Белоруссии и Прибалтике систему аналогичную линии "Каммхубера" на Западе с единым управлением средствами ПВО, наземными радиолокаторами дальнего обнаружения, бортовых радиолокаторах в кабинах ночных истребителей (в том числе необычная роль "рамы" Fw 189 A-3 с системой косого огня Schräge Musik). Советская авиация эволюционно отставала от немцев примерно на год, например до сих пор применяя дипольные отражатели, которые немцы уже научились отличать на экранах операторов локаторов от настоящих целей. Если еще учитывать то, что немцы свои старые модели бомберов начали оснащать новой аппаратурой навигации, бомбардировочными автоматическими прицелами и бортовыми РЛС, то технический разрыв увеличивался еще больше, что влекло существенную разницу потерь не в советскую пользу при ночных налетах.
С истребительной авиацией все было наоборот. В целом мизерное количество истребителей (61 штука боеготовых в 6 ВФ) к началу "Багратиона" усугубилось ситуацией, что советское наступление наложилось на ряд неприятных факторов для немцев. JG 51 (51-я истребительная эскадра «Мёльдерс»), главная сила дневных истребителей была поймана в момент передислокации, а потом как очумелая не воевала, а скорее перебазировалась от аэродрома к аэродрому, спасаясь от советского наземного наступления. В приложении 25 есть забавный отчет от 17 июля '44, согласно которому подразделения эскадры с 21.06.44 по 04.07.44 по шесть-семь раз меняли места дислокации, на новых аэродромах то не хватало наземной техники, то горючего, то продовольствия, то боеприпасов, то всего вместе взятого. Такое метание приводило к тому, что количество боеспособных самолетов уменьшалось по техническим причинам, неисправные самолеты приходилось взрывать при очередном переезде. В итоге эскадрильи JG51 оказались в тылу на аэропортах Вильно и Лиды, технический состав которых... не умел обслуживать самолеты FW190 и Bf109, потому что свои техники отстали где-то на предыдущих местах базирования. Поэтому неудивительно, что тексты допросов немецких пленных от рядовых до генералов описывают как советская штурмовая авиация бомбила что хотела, в то время как ни одного немецкого самолета в небе видно не было. В августе начали сказываться общие стратегические факторы - потеря нефтепромыслов в Плоешти и целенаправленные бомбардировки союзниками заводов по синтетическому топливу начали приковывать Люфтваффе к земле, это было началом конца немецкой авиации в WWII несмотря на всю революционность новых разработок. В Восточной Пруссии и Прибалтике при относительной стабилизации линии фронта немцы сумели зацепиться за аэродромы и организовать более-менее истребительное прикрытие своим частям, но все больше и больше эту роль брали на себя не все уменьшающиеся в числе асы и эксперты в кабинах, а наземное ПВО.
Советская авиация в описании автора просто делала свое дело по поддержке наземных частей: штурмовала противника на дорогах и в "котлах", вылетала на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, переносила аэродромы на запад вслед за наступлением. К третьему году войны советское командование освоило и наводчиков в передовых частях, и перенацеливание ударной авиации в воздухе, и оперативную связь с наземными войсками для избежания ударов по своим (не без происшествий, конечно, так раз молодые пилоты-штурмовики изрешетили машину Рокоссовского, по счастью пустую). Работа авиации по изолированным котлам вообще стала типовым решением в советском наступлении, так было под Бобруйском, и Минском. Отмечу отдельно работу штурмовиков 1-й гвардейской шад в охоте за немецкими путеразрушителями на железных дорогах под Оршей, благодаря чему немцы не успели ни разрушить полотно ж/д, ни вывести эшелоны. За свои успехи советские летчики получили... нагрудный знак "Почетный железнодорожник".