Больше рецензий
12 января 2020 г. 23:54
1K
5 Танец Семи Покрывал
РецензияСтепень упорядоченности, какую ищут для себя в жизни люди, всегда находится в прямой зависимости от количества хаоса, царящего у них внутри.
Сюжеты Тома Роббинса всегда трудно описывать. Те аннотации, которые написаны на задних обложках оранжевых книг, обычно не имеют ничего общего с действительностью. Может, потому что их просто не умеют писать, а может потому, что сюжеты книг Роббинса действительно многогранны, запутанны, сложны и он строит их так, что там не происходит абсолютно ничего и при этом происходит всё и сразу. Я попытаюсь это сделать, но, поверьте, сюжет здесь не так важен.
Молодая художница Эллен Черри вместе со своим мужем отправляется в свадебное путешествие по всей Америке на огромной моторизированной индейке. По пути они спорят об искусстве, жизни, смерти, религии и случайно оставляют в пещере, где остановились на перепихон, носок, ложку и жестяную банку бобов. Носок, ложка и жестянка бобов в свою очередь, поняв, что они лишились хозяев и подружившись с раковиной и посохом, хотят отправиться в Иерусалим, чтобы собственными глазами (а таковые у них имеются) увидеть строительство Третьего Храма. В Нью-Йорке тем временем не затихают страсти в арабско-еврейском ресторанчике, расположенным напротив шта-квартиры ООН. Именно туда вскоре устроится Эллен Черри и именно там Соломее суждено будет исполнить танец Семи Покрывал.
Ну, что я говорил? Сюжет если не запутает вас, то может оттолкнуть от чтения. И это будет главной ошибкой. Потому что, лично по-моему скромному мнению, эту книгу должен прочитать каждый. Роббинс, привычный мне своими абсурдными и смешными романами, в этот раз не просто смеётся над своими персонажами или создаёт мозговыносящий сюжет, а поднимает достаточно важные проблемы, касающиеся каждого человека, и пытается дать, ни больше ни меньше, ответ на самую главную загадку жизни. И делает это с только ему присущей легкостью и изяществом, оперируя самыми неожиданными и смешными метафорами, оборотами речи и комичными ситуациями.
Окуните ломтик хлеба во взбитое яйцо. Это сентябрь - золотистый, мягкий и липкий. Пожарьте хлеб - и вы получите октябрь. Он вкусней, суше, с румяной корочкой. Так вот день, о котором идет речь, пришелся как раз на середину поджаривания тоста. В воздухе попахивает холодным джемом.
Теперь о том, почему эта книга так важна. Есть миф о Саломее, которая, станцевав танец Семи Покрывал, запросила за это голову Ионна Крестителя. Её покрывала, которые она скидывала с себя одно за другим во время танца символизируют наши иллюзии и убеждения. И подобно покрывалу, спадающим на землю, с наших глаз спадает пелена о той или иной стороне жизни. И так до тех пор, пока не упадёт седьмое покрывало, после которого, если верить преданиям, человеку откроётся главная тайна жизни. Саломея у Роббинса – не иудейская царевна, а загадочная 16-летняя девчушка, выступающая в арабско-еврейском ресторане каждую неделю. И, как и эта девушка, готовится показать свой танец, так и Роббинс на протяжении всей книги скидывает с наших глаз те самые покрывала. Раскрывает глаза на суть религии, денег, политики, природы, сексуальности и даже времени.
Он не говорит прямо о том, что религия пудрит людям мозги, что деньги не делают их счастливыми, или что сексуальность не стоит рассматривать только с одной из сторон. Он показывает это на конкретных примерах. Через истории и персонажей, через искусство. То художница, рисующая довольно откровенные или жуткие картины столкнётся с до мозга костей религиозным дядей, то её совершенно лишенный таланта муж вдруг станет известным и популярным на всю страну, заработав денег, то паникующие туристы прострелят жестяную банку, ещё не зная, что ей с пулевым отверстием очень трудно будет добраться до Иерусалима. Даже разговаривающие и путешествующие через всю страну неодушевлённые предметы здесь имеют смысл и излагают куда более умные и адекватные вещи, нежели твердолобые люди.
– ... лицезрение чуда - слишком тяжкое испытание для людей. Для этого они слишком хрупки и нежны.
– Что верно, то верно. Две тысячи лет назад одна девственница произвела на свет ребенка. С тех пор люди никак не могут опомниться.
В то время, когда в мире Роббинса творится хаос, когда в Израиле происходят беспорядки, когда ресторан, в котором араб и еврей строят свой бизнес, каждый месяц расстреливают или закладывают бомбы, когда один религиозный фанатик мечтает об апокалипсисе и хочет развязать Третью мировую войну, только и остаётся, что во что бы то ни стало сохранять адекватность и открывать людям правду если не словами, то танцами. Религия – истинный источник человеческих страданий, и с ней тут на протяжении всей книги борются персонажи. Эллен Черри борется за счёт своего искусства, а араб и еврей, заправляющие рестораном, наглядным примером показывают, что дружба между нациями возможна, и не важно, кто из них в какого бога верит. Мне всегда нравились такие книги, где на фоне, как бы невзначай, происходят страшные вещи, но люди этого не замечают. Пока кто-то ждёт прихода своего Миссии и желает уничтожить храм, другие, невзирая на отсутствие ног и души, пытаются добраться до этого самого храма, а в это время в сводке новостей очередная полоса об убийствах, кровавых расстрелах и волне насилия.
В кишащем привидениями доме жизни искусство - единственная ступенька лестницы, которая не скрипит.
Об этой книге можно говорить бесконечно – она огромная, многогранная, затрагивающая все аспекты жизни и при этом до ужаса комичная и смешная. Герои в романе разговаривают обо всём – поднимают вопросы искусства, спорят о загробной жизни, кидаются друг в друга камнями из-за вопросов веры; они пытаются обрести в этой жизни хоть каплю стабильности, пытаются найти своё место, где им будет хорошо и их не будут трогать ни взрывы бомб, ни одержимые фанатики. Но в Нью-Йорке Роббинса до стабильности им ещё очень далеко, и даже моторизированная огромная индейка не сможет их туда довезти.
Как минимум потому, что чтобы изменить мир, нужно изменить в первую очередь что-то в головах людей, а сделать это оказывается не так просто. Комичная и показательная ситуация происходит в книге, когда в одно и то же время в одном и том же ресторане будет танцевать Саломея и проигрываться по самому большому телевизору Суперкубок по футболу. Из-за чего возникнут нешуточные споры. И пока одни будут топить за то, чтобы сидеть с кружкой пива и болеть во всё горло за команду на поле, другие сделают более важный выбор в своей жизни и останутся смотреть танец, понимая, что такого больше не повторится, и никто им больше не сможет дать ответы на вопросы жизни.
Роббинс рассказывает историю художницы и арабско-еврейского ресторанчика, параллельно проводя курс истории об Иерусалиме простым и понятным языком, полным просто потрясающих метафор. Даже если вы вдруг потеряете нить сюжета, то обязательно продолжите читать из-за того, каким языком это написано. А в конце, когда странная девчушка всё же согласится станцевать для публики танец Семи Покрывал, вы, вместе со зрителями в ресторане, замрёте на месте и просто не сможете оторвать взгляда от книги. Одно за другим будут падать покрывала, а в вашем мозгу будут возникать картинки, открывающие вам глаза на многие вещи. И так до тех пор, пока не спадёт последнее покрывало, пока вы не закроете книгу и тяжело вздохнёте, поняв, что что-то внутри вас сейчас всё же изменилось.
Очень советую прочитать.
– ...когда-то мне казалось, что художник должен непременно сойти с ума, если он хочет создать прекрасное произведение, которое бы помогло обществу сохранить способность здраво мыслить. В наши дни художники нарочно творят уродливые произведения, которые призваны отражать общество, а не вдохновлять его. И теперь я считаю, что все мы чокнутые, чокнутые крысы, бегающие туда-сюда по вонючему, продажному нужнику.