Больше рецензий
23 марта 2020 г. 22:18
308
3 Пятикнижие страшных пророчеств об угрозе Подземья Или Никто кроме мальчика не остановит катастрофу
РецензияНаконец-то я его дочитала, так медленно и печально он тянулся для фэнтезийной истории о детях школьного возраста. Уже из моего облегченного вздоха ясно, что мне этот цикл не понравился, постараюсь разобраться в своих ощущениях. Итак:
Грегор и смутное пророчество
Грегор и подземный лабиринт
Грегор и проклятие теплокровных
Грегор и тайный знак
Грегор и код когтя
Интро или Увертюра к подземным пророчествам
Пять книг, каждая из которых - квест, путешествие нескольких малолетних персонажей. В каждой нехилые испытания для команды и Грегора в частности, как то: убийства, именно лишение жизни других существ своими руками, голод, холод, травмы, риск угробить свою двухлетнюю сестру, которую он настойчиво таскает с собой, симпатия и первый поцелуй с яркой подземной девочкой... И все это за практически один и тот же год, то есть мальчик не взрослеет, как в том же цикле о Гарри Поттере, мальчику перманентно 11-ть, на него никак не оказывают влияние все эти приключения, он не развивается - поступки и реакции у него так же перманентны от книги к книге. Только в конце пятой части видно, что он не всегда бездумная марионетка, а немного соображает и делает выводы. Получается, первое, что не устроило - персонаж застывший в своем развитии. Второе - парень по поступкам не создает впечатление более-менее цельной личности: то ведет себя как взрослая мамочка, нянчась с Босоножкой (начиная от процесса "пи-пи" - это цитата, заканчивая ее игрушками, ранами-царапинами, питанием, развлечением, сном и прочим), то тащит ее за собой в места где ее могут убить, попутно сюсюкая с ней, то берет в руки меч и ощущает себя непобедимым воином и рубит этим мечом направо и налево (11-тилетний мальчик, недоедающий по жизни, а значит не крепкой структуры), то убирает меч и становится скромным и добрым парнем, которому все и всех жаль, и который не особо еще разбирается в мотивах других. Но возможно просто я мало знаю об 11-тилетних мальчиках, не спорю.
Пророчества о катаКлизмах
Книг о Грегоре - пять, пророчеств четыре, я не угадала, думала до конца 4й, что будет по одному на каждую книгу, но внезапно все усложнилось в Подземье, и четырех предвестников катастроф хватило с лихвой. Удивляли возрастные отношения в решении этих катастроф: взрослые запросто отправляли 11-тилеток на смертельные задания с пафосными речами. Не как в том же ГП - ребята все равно действуют за спинами взрослых, и только после 16-ти уже имеют какие-то более расширенные права, а тут взрослые кивают головой и настойчиво отправляют малолеток на верную смерть. Поражает еще бабуля королевы, этого же 11-тилетку, мокрого и раненого запирает к примеру в карцер, и никто ей не указ, все молчат, а она свято уверена в своей правоте - он нарушил мой приказ, побежал спасать королеву от смерти, а я тут его держу в заложниках, чтобы пророчество выполнить, и мать его в заложниках, а потом и сама получает ответочку в той же "отличной" и "человечной" манере - в общем человеческие отношения тут фантастически ужасные.
Межвидовые рамки отношений
Если представитель вида переходит на сторону противника и борется против своих же, он кто? Если столкнулись два вида, третий не просили о помощи, но вмешивается и с потерями не для себя лично, а для всего рода? На редкость кровавыми потерями. Если одна из лучших побуждений сажает чела в карцер, а чел из такой же доброты в ответственный момент просит посадить туда же первое лицо государства - на время (какое оно кстати первое лицо, если кто попало его в карцер пихает?) - такая сильная любовь, да? Если в борьбе за место проживание пришельцы невероятно подлыми способами вытесняют коренных - на чьей стороне наши симпатии? И, думаю, последние отсылки для американцев, имеют больший подтекст. В общем перекосы приоритетов такие, что опять же гармонии мира не сложилось.
Вера в смутные стихи и неверие в иные идеалы
Только опять же к концу пятой части, когда один из крыс выдает крамольную вещь про неверие в пророчества и хитрости интерпретаций, я думала, что религиозный скрытый подтекст прямо таки на поверхности, но высказанная позиция показала, что не все потеряно. И, наверное, не все потеряно для героев, если они не воображают себя бездумными куклами, действия которых записал безумный Сандвич пару сотен лет назад. Правда происходит сие только в последней трети пятой книги цикла, до этого знаменательного момента, они как тот Портос - я дерусь потому что дерусь. И, наверное, чтобы не выделять в отдельный абзац, скажу еще раз про поражающую жестокость отношений в тексте. Какая, интересно, категория присвоена циклу? В каждой книге - убей, заруби, реки крови, смерти постоянные, а Грегор к концу вообще как ветеран Вьетнама. То кто-то погиб, то кровавые раны, то пробитая голова, то рвота во выверта кишок, то кровь у трупа и дети над ним принимают очередное квестовое решение. А сам герой, преображающийся при оружии? Парень, беря в руки меч, становиться его продолжением, рубит, режет убивает (опять-таки в 11 лет), идет по колено в крови, отрубает конечности, наблюдает за месивом на поле боя, и в процессе драк - он счастлив, в этом его сила "яростника". В общем, гуманизмом и толерантностью автор пожертвовала, сделав историю жестокой и не всегда наделенной смыслом.
Итог: детям не куплю, не считаю это произведение достаточно интересным и познавательным, а вот жестоким и демонстрирующим неверные линии поведения - вполне. И сама рада, что кончилось это мое чтение. Прошу прощения, если с кем-то взгляды не совпали, видимо цикл вне моих интересов.
Прочитано на просторах Школьной вселенной, в турнире Собери их всех и в акции Книжного путешествия "Собери Игоря"))