Больше рецензий
6 февраля 2012 г. 21:12
103
3
РецензияФранк Хеллер, автор сборника детективных рассказов о психоаналитике докторе Циммертюре, судя по вступлению, был ещё более незаурядной личностью, чем его герой. Начинал как учёный, увлёкся азартными играми, влез в большие долги, подделал документы, бежал за границу... Мне сдаётся, что его мемуары (не знаю, есть ли они) были бы ещё интересней, чем эти рассказы.
Детективы тут довольно простые - не в том плане, что ясно, кто преступник, а с психологической точки зрения. Характеры героев достаточно заурядные - из них самой яркой личностью является кельнер Остерхаут из рассказа "Убийство на Кейзерграхт", притворяющийся близоруким, чтобы обсчитывать клиентов. Поэтому возможность проявить свои профессиональные навыки доктору Циммертюру практически не представляется.
Преступления здесь главным образом финансовые - автор, должно быть, писал о том, что ему лучше знакомо. Даже если убийство вроде бы происходит (те, кто читал, поймут, что иначе сказать нельзя), оно в итоге оказывается чем-то странным.
Логика в книге значит меньше, чем удача. В расследовании Циммертюру помогают знания, но какие-то совершенно случайные - то имена скаковых лошадей вспомнит, то стихотворение Спинозы, то заметку про метеорит... Разумеется, он сопоставляет факты и делает выводы, но вся соль - именно в везении, без которого ничего бы не удалось.
В итоге доктор Циммертюр меня разочаровал. Профессиональный психоаналитик, заявляющий клиенту "духовный отец — это, строго говоря, то же, что и я", и в итоге раскрывающий всю информацию, от диагноза до фамилии клиента полицейскому комиссару на том основании, что тот "не болтун" - это позор. Грубое нарушение врачебной этики, лишившее меня всей симпатии к главному герою.
Из приятного - автор мастер пейзажных описаний.
Из рассказа "Случай шизофрении":
Дело завязалось в погребке Белдемакера, как это уже не раз бывало раньше. В бесконечно унылое ноябрьское послеобеденное время. Амстердам представлял собой лагуну, со дна которой из ила и тины подымались потонувшие дворцы; воздух между просмоленными фронтонами переулков был тяжелый и желтый, как глинистая вода; черные трепетавшие ветки деревьев напоминали развевающиеся стебли водорослей, а в верхних этажах домов лебедки, по которым разные товары доставляются в голландские хозяйства, походили на цепи и вороты какой-то армады, ошвартовавшейся высоко над глиной и грязью потонувшего торгового города.
Впечатления от книги остались двоякие. Детектив, необычный тем, что автора скорей интересуют не мотивы совершения преступлений, а их техника, соответственно внимания к человеческой личности у него мало. И всё же именно это делает рассказы оригинальными.
В предисловии к книге Юлиана Яхнина пишет о Хелере: "Начав читать один роман, вы дочитаете до последней страницы все его книги…" Не соглашусь (или дело именно в жанре?). Лёгкие и ни к чему не обязывающие детективные рассказы.