Больше рецензий
23 сентября 2008 г. 11:42
98
5
РецензияОбычно я не покупаю широко рекламируемые книги, но в данном случае искушение было велико, ведь и места действия все знакомые – Берлин, Нюрнберг, Мюнхен, и герои известные – Лени Рифеншталь, Альберт Шпеер, Адольф Гитлер, доктор Геббельс.
Идут годы, и снимаются заклятья с Третьего Рейха, литераторы все чаще черпают оттуда идеи для шпионских романов, трагических биографий, книг по альтернативной истории, мистике и оккультизму. Там можно обнаружить истоки различных научных открытий, грандиозные архитектурные разработки, прекрасную музыку и кино. Нестеров выудил необыкновенную историю о создании электрогитар.
Здесь не будет ни войны, ни Дахау с Освенцимом, ни разбомбленных городов, ни сожженных деревень. Автор покажет другое время и другую Германию – основное действие книги приходится на тридцатые годы двадцатого века.
Предположу, что перед Нестеровым стояла задача реабилитировать все то лучшее, что было создано в Третьем Рейхе отнюдь не бесталанными людьми, и что было опорочено нацизмом.
Тот, кто хотя бы раз смотрел знаменитые фильмы Лени Рифеншталь – «Олимпия» (об олимпийских играх в Мюнхене) и «Триумф воли» (о съезде нацистской партии в Нюрнберге), вряд ли останется равнодушным к этой женщине. Несомненный талант, тяга к новациям и изобретениям, красота и обаяние, энергия и трудолюбие. Актриса, сценарист, режиссер, фотограф. Она умерла на 102 году жизни, пережила две мировые войны, перед ее глазами прошел целый век, и она не просто наблюдала, она сама делала историю.
Гитлер – зловещий тиран? кровавый диктатор? У Нестерова, глазами Лени – магнетически притягательный харизматик, душевный собеседник, он не прочь выпить яблочного сока, прогуляться по берегу моря и признаться в своих сердечных слабостях. После войны, на суде, Лени все будет доказывать, что не помогала нацистам сознательно, а что была просто очарована фюрером: «Я никогда не опровергала того факта, что была под властью личности Гитлера. Однако то, что я слишком поздно увидела в нём зло, без сомнения является моей виной или ослеплением».
Вообще образ Гитлера в книге мне показался весьма однобоким, грубо говоря, до «Хрустальной ночи» 1938 года он был хорошим, а дальше стал плохим, «рассорился со всем миром», да и то, возможно, толкнули его на эту дорожку руководители Великобритании.
Доктор Зло в романе – это не Гитлер, а Йозеф Геббельс. После неудачных попыток соблазнить Лени он начинает противодействовать ей во всем, то собирает компромат, то ставит палки в колеса во время съемок, параллельно ведя чудовищную пропаганду и обманывая немецкий народ.
Четверо друзей Лени – молодые архитекторы из бюро Альберта Шпеера – проектируют новую немецкую столицу. Город Germania с громадными зданиями, аллеями, проспектами будет построен на месте Берлина. Ночами же Георг, Эрик, Макс и Вальтер играют на гитарах, доставая из волшебного небесного колодца невиданные по красоте и воздействию звуки, от которых и они сами, и их слушатели впадают в транс. Лени понимает, что новая музыка способна оказывать необычайное влияние на массы. Так появляется проект «Юбка» («Der Rock»), который курирует лично фюрер.
Сам роман произвел на меня впечатление длинного, неспешного рассказа, лишенного нерва драматургии, эмоций, красок, объемных художественных образов. Упор здесь сделан на факты – это пересказ биографии Лени Рифеншталь, цитирование архитектурных планов Гитлера, фиксирование примет тогдашней берлинской жизни, описание научных открытий и т.д. Единственное, что оживляет текст – это опять же цитируемые стихи из песен того периода. Но, боюсь, не все их оценят.