Больше рецензий

12 августа 2020 г. 18:43

521

4 Апокалипсис как средство грустной сатиры

Об этой книге я узнала из литературного обзора в каком-то журнале, и уже не помню, когда это было - до пандемии, или в самом её начале.
Но прочитать именно на карантине в связи с болезнью, которая, как и болезнь в книге, пришла из Китая, было интересно.
Хотя книга на самом деле совсем не про эпидемию и не про апокалипсис - это не остросюжетный триллер, который обычно берут в дорогу или на пляж.
Множество наград, полученных автором за эту книгу, уже о чём-то говорит.
Чтение хотя и было лёгким, тема затронута весьма злободневная, а апокалипсис - это не более чем средство, контекст, в котором Лин Ма рассуждает о том, что ее тревожит.
Как верно указано в аннотации "Выходного пособия", это книга о рутине и упущенных возможностях. И хотя описываемая катастрофа носит глобальный характер, все повествование проникнуто какой-то тонкой печалью. Не ужасом, а именно печалью.
Героиня вспоминает свою жизнь до "Конца", вспоминает о рутине, в которой она жила и плыла по течению без особой цели, точнее, с целью весьма банальной - устроиться на престижную работу в корпорацию, попасть в элитный отдел, ходить по заведениям и тратить деньги на брендовые товары. В книге есть одна знаковая фраза "Я ненавижу "Друзей", но смотрела почти все серии" - это довольно ярко характеризует поколение миллениалов.
Героиня вспоминает о родителях, которые всего-то и хотели, чтобы она "нашла себе применение", о китайских корнях, которые потеряла. И в итоге осталась одна.
Главным симптомом болезни, охватившей мир, не случайно является бездумное повторение зараженными привычных, рутинных действий - повод задуматься о том, что, возможно, мы все уже заражены.
И еще один важный смысл - критика общества потребления и циничности капитализма. Казалось бы, его критикуют уже все кому не лень, но именно Лин Ма меня в этом отношении зацепила. В романе постоянно упоминаются названия брендов - для кого-то в них чуть ли не вся жизнь, а ведь по сути это всего лишь названия. Не случайно в качестве места, с которого, по мнению предводителя выживших, должно начаться восстановление мира, выбран торговый центр - вот она, весьма тонкая, но в то же время жёсткая и грустная сатира.

Я знала об аутсорсинге ровно столько, сколько рассказывали в колледже на лекциях по экономике. Сначала производство из США переместилось в Мексику, в макиладоры, которые нанимали рабочих, готовых работать за меньшие деньги, чем американцы. Без пошлин, без налогов. Это было в 80-е и 90-е. Потом часть этого производства отправилась в Китай, где рабочая сила стоила еще дешевле, настолько, что это окупало даже расходы на транспортировку, несмотря на возросшую цену на нефть. А еще через несколько лет производство переместится еще куда-нибудь, в Индию, например, в любые страны, где рабочие за копейки будут готовы выпускать айпады, игрушки для McDonald's, скейтборды, американские флаги, кроссовки и кондиционеры. Американские бизнесмены будут приезжать в эти страны, посещать фабрики, контролировать производственные процессы, пробовать местную кухню, а останавливаться в самых лучших отелях, построенных специально для них.
И я была частью этого процесса.

Я не могу сказать, что это безусловный шедевр. Возможно, эта книга быстро затеряется в числе прочих, на аналогичную тему, и мы больше ничего не услышим об авторе.
Но меня зацепило.