Больше рецензий
14 октября 2008 г. 18:30
184
5
РецензияАверченко и Тэффи всегда идут парой: и жили-то они в один период, и работали вместе, и писали оба смешно и, бесспорно, талантливо. Потому и загоняют их в один сборник частенько.
Может, так даже лучше. Потому как именно так - в паре - очевидно, насколько эти писатели разнятся. Особенно если сопоставлять их постреволюционное творчество.
Аверченко чопорный и злой, в стиле О`Генри, только ещё язвительнее - уж такие были в России несладкие времена. Вспоминая о старом добром (царском)времени, Аверченко может говорить только о деньгах. Его меткий журналистский ум подхватывает мелкие крупицы действительности (что по чем - больная его тема), сверяет крупицы "вчера" и "сегодня". И, будучи публицистом, не может не использовать их. Русский мужик здорово прогадал в рублево-мясном эквиваленте, это по его мнению.
Не приняла революцию и Тэффи,но не потому, что больше никогда не вкусить русскому человеку, да в Париже, да в в двадцатые годы устриц с шампанским. А потому что родину не вернуть. И восклицают её герои: "Вольно, мальчик, на воле! Вольно, мальчик, на своей!" Человек, который так открыто и заразительно умел смеяться, никогда не мог бы обмануть себя. Тэффи понимала, что умрет в чужой стране, без денег и почти без друзей. Многие тогда так умирали.
В этом сборнике есть и дореволюционные новеллы писателей (более или менее они ещё походили друг на друга тогда, но Аверченко уже становился автором ангажированным); есть ранние послереволюционные вещи. Но вот тоскливых и надрывно-печальных произведений поздней Тэффи здесь мало. Заинтересованным рекомендую другое издание - "Аркадий Аверченко. Тэффи. Юмористические рассказы", синяя такая книжечка.