Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2012 г. 19:19

119

4

Интересное исследование, узнала, наконец, что хотела насчет этого поста. Сначала там, правда, идут общие рассуждения на тему полезности и значения поста, вроде таких:

...в течение этого поста ... Бог неотступно стоит пред глазами каждого - для одних как отрадная мысль и надежда, для других как мучительная задача, для иных как непонятная, может быть, и нежелательная сила, так мощно действующая еще в людях, несмотря на систематическое, тысячелетнее богоборство.


А также описание реального случая из жизни, когда человек решил соблюдать В. пост по уставу. Но это только 1-й параграф, дальше уже собственно исследование начинается. Из коего следует, что ни Христос, ни апостолы никаких постов вообще не устанавливали, оставив это на произволение желающих. Ко 2 в. на Западе постились 1-2 дня перед Пасхой (эти дни и считались теми самыми, в которые "отнимется Жених, и тогда будут поститься", как говорил Христос), и, видимо, постящиеся ничего не ели вообще в эти дни - тогда пост и понимался как полное неедение. К 3 в. на Востоке постились 1 неделю перед Пасхой, но не с обязательностью.
Однако к началу 4 в. уже существует 40-дневный пост, и за его несоблюдение даже полагаются прещения; ели только раз в день вечером. По-видимому, удлинение поста было связано с распространением отшельничества с его чудесами от постных подвигов и с "ослаблением прежней христианской ревности", а также с обычаем для оглашенных готовиться постом к крещению, а далее и к причастию (чтобы не как попало причащаться - откуда в общем следует, что народ уже тогда причащался чуть не раз в год на Пасху).
Но все это касалось только будних дней. В сб. и вс. не ели только мяса, все остальное было можно, и если кто-то не ел также рыбы, яиц и молочного, то это было его произволение, и это длилось почти до 8 в.
Дальше устав устоялся (вся животная пища была исключена на весь период поста), но был все-таки достаточно мягким относительно вина, вареного, растит. масла и пр.

К 14 в. только сложился и был везде принят драконовский Иерусалимский устав, которому православные ныне и следуют. Скабалланович считает его лучшим мягкого Студийского на том основании, что он победил и был принят на "самой св. горе", и что вся эта мелочная постная регламентация говорит о великом духе любви к Церкви.

Христианину предлагается раз в год исптытать на себе этот прием и чрез это познакомиться с целою областью духовных переживаний, другим путем безусловно не достижимых.


И он отсылает к примеру, описанному им в п. 1 со слов знакомого, который попробовал поститься весь В. пост, по 5 дней в неделю довольствуясь только хлебом и чаем раз в день вечером. Сначала ему было очень плохо, все время думалось о еде, не было ни на что сил, ничто не доставляло удовольствия, даже чтение, мучила тоска итп. Но недели через две он начал ощущать духовные плоды - все время думать о Боге, ненавидеть грехи, исчезло "игривое настроение сытого человека", тело стало "слушаться души", появилось желание исправить жизнь, а на Страстной за богослужением даже получил минуты две благодатных слез, и ощутил такое "неземное блаженство", что это "вполне стоило, по его мнению, сорока дней тяжелого поста".
Так-то вот. Никто попробовать не хочет? )(

Ветка комментариев


вот можете посмотреть это, м.б. что-то заинтересует
http://www.livelib.ru/book/1000490836
http://www.livelib.ru/book/1000480149
http://www.livelib.ru/book/1000517547
http://www.livelib.ru/book/1000307654


Ой, спасибо огромное ! посмотрю обязательно что за книги. Действительно интересует в последнее время данная тема.