Больше рецензий
9 октября 2020 г. 19:35
981
5 Еврейский казак
РецензияК Розенбауму я отношусь очень положительно, мне нравится его слушать. Знакомство с его творчеством, еще тем - ранним - блатным одесским, началось на первом курсе института. У одного из живших в комнате общаги студентов был бабинный магнитофон, кассет было не много, одна из них - так называемый "Домашний концерт" Розенбаума, тот, который начинался с "А ну-ка, сделайте мне фото, месье Жан", следующей шла "На улице Гороховой ажиотаж".
Через пару лет, уже в родной Советской Армии, был интересный случай. Я служил "художником" в военном клубе, и замполит части иногда приходил вести с нами - "бойцами идеологического фронта" - душеспасительные беседы. Однажды он задал мне вопрос: знаю ли я кто такой Токарев? Я ответил, что знаю, в третьей роте есть ефрейтор Токарев. Замполит на меня: Ты что, издеваешься? А Розенбаум в какой роте служит? Тогда до меня дошло, что он имел в виду Вилли Токарева, и дознавался, слушают ли его бойцы этих исполнителей. Так вот Токарева еще можно было с кем-то "спутать", но не Розенбаума )
Отличительная черта творчества Розенбаума - выбор определенной темы и глубокое в неё погружение. Первым большим пластом, освоенным начинающим исполнителем, была блатная одесская тема, основанная во многом на тематике "Одесских рассказов" Бабеля. Александр очень полно почувствовал тему, возможно, большим подспорьем в её освоении было его еврейское происхождение, но ему удалось создать вещи, которые приобрели вид народных "блатных" песен. Сказалось и влияние текстов Аркадия Северного и братьев Жемчужных.
Розенбаума часто сравнивают с Высоцким, но на мой взгляд их объединяет только тот факт, что они сами писали тексты своих песен, подбирали к ним мотивы, и сами исполняли под гитару. Но в своем проявлении они очень разные. Высоцкий тоже начинал со стилизаций под блатные песни, но в этом направлении не достиг серьезных успехов, рано бросив эту тему, переключившись на более серьезные направления. В целом Высоцкий оказался в своих текстах намного многовекторнее, чем Розенбаум.
Зато Розенбаум максимально отрабатывает выбранную тематическую нишу, он практически досуха выжал блатную одесскую тему, и перешел к следующим только тогда, когда нависла серьезная угроза пародирования самого себя.
Следующей успешнейшей темой оказалась... казачья. Совершенно неожиданный выбор для автора-еврея, известно, что отношения евреев и казаков исторически складывались не самым комплиментарным образом. Но Розенбаум сумел так овладеть казачьей спецификой, что выдал цикл, песни, а заодно и поэтические тексты которого, воспринимаются чуть ли не как казачьи народные. Та же "Только песня казаку во степи подмога". Да, есть в них что-то лубочное, но это только подчеркивает их естественность, потому что современное казачество существует только в качестве лубка.
Можно вспомнить про военную тему, про афганскую, в последние годы на первый план выходят мировоззренческие, в том числе обращение к еврейской национальной теме.
К сожалению, должен констатировать, что в своих поэтических текстах Розенбаум страдает некоторых однообразием и повторяемостью, чувствуется, что его таланту нужна внешняя цель, как тот же блатной мир Одессы или казачество, тогда он начинает блистать новизной специфических рифм и образов.
Тексты Розенбаума очень образные, поэтому выбор для "гусиной" пародии был невероятно широким. И все же я остановился на второй по очереди песне "Домашнего концерта" 1981 года, кассету с которым, как уже писал выше, заслушивал когда-то "до дыр". Итак, вспомните мотив "На улице Гороховой ажиотаж":
Опять на Дерибасовской бушует фурор,
Семён и Беня Крик поникли в грусти,
Устроила баб Соня натуральный террор,
Который раз её пропали гуси.
А было это летом, в восемнадцатый год,
Дзержинский и Урицкий банковали,
Чекисты подчистую обобрали народ,
Гусей у бабок тибрить приказали.
Баб Соня с Беней, и еще один молдован
Отбить гусей заслуженных решили,
Мокрушники сказали, Сёма, мол, - атаман
И всею шоблой в Питер покатили.
А в поезде читали уркаганы стихи,
Есенин, Маяковского «Про это»,
Решили – вирши Бени так не плохи,
Что выбран был он королем поэтов.
А в тамбуре старушка девяносто двух лет –
Баб Соня – от нахала отбивалась.
Дешевый извращенец мял на ней туалет,
И требовал, чтоб прямо тут отдалась.
Почувствовав душою этот грязный посыл,
Тут Сёма в тамбуре нарисовался.
Испортил воздух пошлый геронтофил
И добровольно под откос сорвался.
Вот к Питеру состав тот подошел не спеша,
Наганы вместе с кольтами достали –
Здесь шороху решили навести кореша
И все чекисты дружно задрожали.
Налёт на ГубЧеКа был неистов и зол,
Гусей баб Сониных они отбили,
Но каждый меткий выстрел свою жертву нашёл,
И над столами в морге свет включили…
Гусиная подборка, в которой можно найти все пародии.
Комментарии
Называл наших предков оккупантами:
Не знал. Мне такое тоже читать не очень приятно, но я стараюсь не смешивать политику с творчеством. Если бы я писал рецензию о Разенбауме-политике, она, наверное, была бы другой.
Не хочется уподобляться западным либералам, которые стараются отрицать всё творчество определенного автора из-за разногласий по не устраивающему их вопросу.
Очень интересно, Сергей!
А я больше люблю питерский цикл, а блатной - совсем не люблю. А из песен - про уток (знаю, что она пафосная и заезженная, но люблю и всё!).
И я тоже сочинил пародию в твоём стиле. Вот :
Мне понравилось, местами позавидовал.
До Бога недалеко - хорошая концовка в этом контексте )
Спасибо за добрые слова!
Да, очень удачная концовка. )
Отличная пародия, Женя! Это уже напоминает своеобразную дружескую дуэль с Сергеем. Продолжайте с ним в том же духе. Мне нравится такая задумка! Очень даже интересно!)
Дуэль эта настолько дружеская, что Сергей, по-дружбе, даже посоветовал мне кое-что исправить. Что я и сделал :). Спасибо, Людмила
Кстати, автор рецензии и сам кое-что переделал в своей пародии :)
«На улице Марата(ходишь с широко открытыми глазами) я счастлив был когда-то»))
«Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови»(правда,постоянно ремонтируется), что ещё... «На ковре из жёлтых листьев»,а это вообще не стираемое,мне кажется,я все это ещё на пластинках слушала иголки портила)
О, у нас были все его пластинки! Мне очень нравятся песни Розенбаума, но самым любимым всегда был его ленинградский цикл.
"На дороге жизни"
В пальцы свои дышу -
Не обморозить бы.
Снова к тебе спешу
Ладожским озером.
Долго до утра, в тьму зенитки бьют,
И в прожекторах "Юнкерсы" ревут.
Пропастью до дна раскололся лёд,
Чёрная вода, и мотор ревёт:
"Вправо!" ...Ну, не подведи,
Ты теперь один правый.
Фары сквозь снег горят,
Светят в открытый рот.
Ссохшийся Ленинград
Корочки хлебной ждёт.
Вспомни-ка простор шумных площадей,
Там теперь не то - съели сизарей.
Там теперь не смех, не столичный сброд -
По стене на снег падает народ. Голод...
И то там, то тут в саночках везут ...голых.
Не повернуть руля,
Что-то мне муторно...
Близко совсем земля,
Ну, что ж ты, полуторка?..
Ты глаза закрой, не смотри, браток.
Из кабины кровь, да на колесо - ало
Их ещё несёт, а вот сердце - всё. Встало.
Спасибо, Сергей! Здорово! Правда, на этот раз в очень уж серьёзную и совсем не весёлую историю вляпались и гуси, и бабуся. Жалко их всех! А с Женей у вас прекрасный дуэт образовывается. )
Спасибо. Я не волен в поведении гусей и бабуси, это целиком зависит от пародируемого автора, а насчет дуэта - присоединяйся и будет трио :)
В десятку, Женя! Очень символичная и гармоничная картинка! И вот по гусю сразу же видно, что счастлив он под зонтиком! )))
Ага, помню как эту кассету гоняли )
А чья кассета-то была не помнишь? Алика Тетерина?