Больше рецензий
2 августа 2012 г. 08:50
217
5
РецензияIt’s not chance, Mr. Holmes, it’s chess.
(с) Sherlock BBC
На этот раз никто не посягает ни на чью жизнь, честь или имущество, и не требуется срочно восстанавливать баланс справедливости во Вселенной (ну, почти что). Зато нескольких респектабельных джентльменов всерьёз интересует, на какую именно клетку следует вернуть небрежно сдвинутую пешку, с какой стороны доски начали игру белые фигуры и могут ли в данной игровой позиции рокироваться чёрные – точнее, можно ли всё это узнать, если вы не видели предыдущего хода партии? Это не совсем тот круг вопросов, который обычно занимает игрока в шахматы. Но ведь таких людей, как Шерлок Холмс, в мире очень немного. :)
«Шахматные загадки Шерлока Холмса» – прекрасный пример того, как можно увлечь читателя тем, чем он бы в жизни не помыслил интересоваться: ведь здесь во главе угла чистейшая математическая логика – хотя и не лишённая фантазии, но строго основывающаяся на соблюдении установленных правил. Минус игровой азарт, минус даже относительная зрелищность шахматного матча – что же остаётся автору? Во-первых, конечно, использование больше чем узнаваемого – обожаемого образа, беспроигрышный приём, хотя бы для привлечения внимания. И с оправданием читательских надежд на новую встречу с бессмертным героем, а не очередную коммерческую эксплуатацию, Смаллиэн справляется блестяще. Да, они всё те же: ироничный, хваткий, совсем немного любующийся собой, но всегда готовый прийти на помощь Холмс и прилежный, наивный, восхищённый Ватсон. Здесь будет и настоящее приключение с зарытым на острове кладом, и зловещая тень Мориарти – может быть, чуть проще, не так сурово и мрачно, как порой бывало в «каноне», но так знакомо и мило сердцу. Хотя в этой книге нет захватывающей дух смертельной схватки (вернее, она уже осталась в прошлом), но есть множество возможностей для читателя одержать маленькую победу над самим собой, решая «ретроградные» задачки и изо всех сил стараясь не разочаровать Шерлока Холмса :). И вот тут лежит второй ключ к успеху: очень грамотно построенная композиция с точки зрения педагогической теории. Начать с задачки не самой сложной и не самой простой, но на первый взгляд неразрешимой, которая тем не менее распутывается шаг за шагом почти самостоятельно совершенным новичком в деле; – таким образом вселить в этого новичка уверенность в собственных силах, в том, что в основе самой безнадёжной проблемы лежит взаимодействие нескольких простых ходов, которые вполне можно постичь; – потом раз за разом демонстрировать, что далеко не всё так просто, что та же «несгибаемая» логика, «вещь деликатная и хрупкая», всякий раз применяется по-новому, что, в конце концов, не всякая реальная позиция поддаётся дедуктивному анализу; – и наконец, выпустить ученика в «самостоятельное плавание», похлопав по плечу и со словами «я в тебя верю», но всё-таки присматривать за ним, страховать ответами в конце книжки, наводящими вопросами и просто своим присутствием – помните, как «настоящий» Холмс так сделал в «Собаке Баскервилей»?
Тот «настоящий» Холмс ни разу не брал в руки шахмат – по крайней мере, на глазах у Ватсона. Что, конечно, очень странно: мало того, что великий сыщик был просто создан для этой джентльменски сдержанной, но внутренне страстной игры, так ведь именно в XIX веке шахматы покорили Англию и стали частью её повседневной жизни. Даже новая статья в журнале GEO сравнивает красоту Лондона с красотой шахматной партии. А ведь Лондон – это и есть жизнь во всех её проявлениях, и «кто устал от Лондона, тот устал от жизни». Шахматы, как известно, тоже не утомляют, а обостряют ум, делают его более живым и гибким, но что общего у Лондона, которому чужда всякая планировка, со строго ограниченным полем шахматной доски? Может быть, просто и там и там следовать правилам проще и выгоднее, чем их нарушать, и чем они определённее, тем увереннее можно от них оттолкнуться.
NB! Совсем недавно книга вышла в русском переводе.
Комментарии
не ожидала что про шахматы можно написать практически романтично рецензию :)
Про шахматы можно написать и страстно, как это сделал Стефан Цвейг. А про эту книгу Смаллиэна я узнала из другой книги - "Фламандская доска" А. Переса-Реверте (один из моих любимых авторов), там как раз используется тот же "ретроградный" принцип: героям нужно разобраться в партии, начатой на старинной картине, чтобы найти убийцу. Вообще я не такой уж хороший игрок (маловато практикуюсь), то эта тема мне действительно очень интересна, включая и культурный аспект и историю игры.