Больше рецензий

panda007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 ноября 2008 г. 16:11

198

5

Биографии художников, написанные Анри Перрюшо, это настоящая классика жанра. Читать их легко и сложно одновременно. Легко потому, что написаны они увлекательным, простым (но не примитивным) языком, сложно – поскольку они требуют хотя бы элементарного знания контекста, а лучше не элементарного, иначе на многочисленные имена, географические названия и исторические факты придется просто закрывать глаза.
Сера – художник малоизвестный в России. В наших музеях нет ни одной его картины, но от этого читать книжку не менее интересно, тем более, что вклад художника в мировую живопись никто давно не оспаривает. Он является основателем нового художественного направления, пуантилизма, называемого во Франции, как правило, дивизионизмом. Самый его известный последователь Поль Синяк, чьи работы как раз можно увидеть и в Пушкинском музее, и в Эрмитаже.
Привлекательность книги Перрюшо и в том, что автор раскрывает характер самого Сера, показывает, как он открывал художественное направление, объясняет, почему именно пуантилизм стал выражением натуры художника. С другой стороны, он очень убедительно изображает художественную борьбу того времени, столкновение позиций, бурление идей, закат импрессионизма, рождение неоимпрессионизма, влияние, которое дивизионизм оказал на фовизм, кубизм и даже на Василия Кандинского.
В этом контексте чрезвычайно интересна судьба уже немолодого тогда Писсарро, сначала примкнувшего к Сера и его последователям, а затем оставившего их ряды. Великолепно показан психологический феномен , как человек начинает поносить то, чем он неожиданно увлекся и в чем потом разочаровался. Крайне интересна также реакция современников, которые не смогли разглядеть новое, жестоко издевались над тем, что они не понимали и по- своему даже способствовали раннему угасанию художника. Увы, история эта часто повторяется, и не только с великими живописцами. Но время все расставляет по своим местам:
«Странный человек этот Сера! Мистик и одновременно расчетливый инженер, обуреваемый хладнокровным исступлением, безумным порывом к невозможному, обычно создающим гениев или сумасшедших с манией величия, порождающим одно из тех чудовищных растений, благодаря которым находит себе оправдание гордыня человеческого муравейника».