Больше рецензий

24 августа 2012 г. 11:02

170

5

Пушкинский заповедник - уникальное место в России. На первый взгляд только лишь музей, да даже и не музей, потому что практически ничего подлинного в тех местах и не сохранилось - только природа, деревья, да и то далеко не все. Все дома, в которых сейчас развёрнуты музейные экспозиции, перестраивались и уже неоднократно. Аллеи пересаживались, вещи подбирались, пруды выкапывались. Не так уж многое сохранилось, из рукотворного - и вовсе самая малость.

И несмотря на это, Пушкинские горы - знаковое место. Люди едут туда не только на встречу с Пушкиным (который и пробыл-то там битых три года, не больше), но и словно на встречу с самими собой, только лучше, чище, умнее. Святые места - а Пушкинские горы раньше назывались Святыми горами - пробуждают желание узнавать, творить, любить.

Пушкинскому заповеднику повезло. Несмотря на жестокое разорение в годы революции, несмотря на длительную оккупацию в годы войны, он всегда находился словно под крылом чудесных самоотверженных хранителей. Только их силами и было создано то, что мы можем видеть сейчас. Но приезжая в заповедник сегодня, мы видим только итог многолетней работы. Хранители, реставраторы, экскурсоводы сделали очень многое для того, чтобы сохранить и воссоздать, если нужно, атмосферу пушкинских времён. Не зная о том, что происходило, можно поверить, что всё действительно сохранилось. Что Пушкин жил вот в этом доме, что эта "мельница крилата" - его современница, а на скамье над Соротью действительно сидел Онегин.

Тем интереснее открывать историю заповедных мест, читать о сомнениях, спорах, борьбе. Судьба заповедника много раз могла повернуть на другую дорогу. Да и сейчас будущее заповедника не определено точно. Несколько неосторожных решений - и работа многих десятилетий может пойти прахом. Хотя хочется верить, что будет наоборот, будет принята такая программа развития, которая позволит и заповедник сохранить, и сделать его привлекательным и удобным для туристов.

Книга эта - не сквозное повествование, а скорее набор очерков, рассуждений, воспоминаний. В разделе "Летописи Пушкинского края" даётся краткая история заповедных мест с середины XVIII века до наших дней, а в разделе "Музей и жизнь" рассматриваются судьбы тех, кто посвятил свой труд воссозданию Пушкиногорья. Здесь остро чувствуется некоторая горечь и растерянность автора. С 1994-го года, когда умер Семён Гейченко, бессменный хранитель заповедника послевоенного времени, музей переживает не самые лучшие времена. На первый взгляд всё прекрасно и красиво, но что будет дальше, как сохранить то, что ещё можно сохранить, и что делать с тем, что сохранить уже нельзя. Как не допустить разорения заповедного уголка? Но автор не опускает рук, он предлагает новые решения и на завершающих страницах выражает надежду, что однажды они будут приняты.

Читать такие книги - большой труд. Это вовсе не развлечение, наоборот - возможность прикоснуться к чему-то высокому, сложному, важному. Отчаянное ощущение недостатка знаний. Автор и многие его герои - аристократы в высоком, истинном смысле этого слова.