Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

8 февраля 2021 г. 12:46

472

4 Обедня безбожника или Евангелие от Ларри

Марк, Иоанн, Матфей, Лука
Шли ко мне издалека,
А с ними бог Содома -
Садо - Задо - Поли - Гомо.

"Блин, вы ж только ж то птсали, что не любите Лоренса Даррела, или то были не вы?" - прилетает вопрос из читающего сообщества ЖЖ. То была я. Читать кого-то, вовсе не означает любить его. Разные бывают причины взять книгу, "Бунт Афродиты" игровое задание "Долгой прогулки". Если бы не оно, сомневаюсь, что обратилась бы когда-нибудь снова к писателю, куда менее известному у нас, чем его младший брат Джеральд - мне "Александрийского квартета" за глаза хватило.

Кстати, об авторе "Моей семьи других зверей", говорят, что в англоязычных странах, статус "брата писателя Даррелла" закреплен не за Ларри, а как раз за Джерри, там литературный авторитет Лоренса Джорджа Даррелла по сей день непререкаем. Так или иначе, заставить братьев мериться, хм, известностью не входило в мои сегодняшние планы. Остается порадоваться за жителей острова Корфу, чей уровень жизни, благодаря "Дарреловской индустрии" значительно улучшился.

Однако к роману. Дилогия включающая книги, не без снобизма названные Tunc и Nunquam, явная отсылка к латинскому "Aut Tunc, aut Nunquam …" - "теперь или никогда", скорее даже не предполагающая в читателе знакомства с классической латынью, но закрепляющая за чтением статус интеллектуального еще до его начала.

Увидевший свет в тысяча девятьсот семьдесят четвертом, через двенадцать лет после "Александрийского квартета", двухтомник не повторил успеха. Критики и читающая публика отнеслись к нему довольно прохладно, думаю, не без оснований. Механическая пересадка тем и типажей четырехкнижия из Александрии в Афины, Константинополь (и чуть Лондона, хотя в Квартете немножко его тоже было), с заменой Писателя на Изобретателя, не выстрелила.

Города "Бунта Афродиты" не ожили на страницах, как это случилось с Александрией первого цикла, которая стала равноправным героем повествования. А беззастенчивое самокопирование по принципу: раз читателю нравится молодой талантливый но пока не добившийся успеха герой, чужак в умеренно-экзотической бедной стране, который одновременно крутит романы с прекрасной шлюхой и светской львицей; вхож в дипломатические круги; пользуется покровительством сказочно богатого и могущественного мецената, становясь пешкой в его играх - что ж, дадим ему это. Такая позиция ближе к рынку, чем к литературе.

Знаете, что напоминает эта история? Произошедшее пятью годами раньше с Набоковым, когда весьма умеренных литературных достоинств "Ада или Эротиада", брошена была читающей публике жалким подобием "Лолиты", соединенной с "Бледным пламенем": "Читатель ждет уж рифмы "розы"? На вот, бери ее скорей!", нравятся вам эротические картинки с участием малолетних девочек и "Россия_которую_мы_потеряли" - пожалуйста, еще и клубнички прибавим. В том и другом случае это стало дорогой в никуда. Дар требовательный симбионт, не выносящий попыток накормить его осетриной второй свежести. Только горячая соленая пульсирующая кровь сердца.

Герои выглядят не слишком удачными копиями Дарли, Мелиссы, Жюстин, Нессима, Клео и Маунтолива из "Квартета". Малосимпатичный Феликс Ч. - гениальный, по замыслу автора, изобретатель, всю первую книгу занят унылым отлаживанием диктофона, однако во второй внезапно курирует создание робота-андроида, неотличимого от человека и между делом, во время лыжной прогулки, записывает губнушкой жены на рулоне туалетной бумаги революционный метод энергопотребления, на порядок снижающий потери, и способный увести человечество прямиком в золотой век. Чтобы понятнее, это как дядя Миша охранник вдруг стал бы директором завода, на проходной которого сидел. В остальное время герой рефлексирует, жалуясь на жизнь, впрочем, довольно поэтично, интеллектуально и забавно.

Материальная часть тоже из рук вон плоха. Как могло случиться, что интересы предвосхитившей свое время глобальной мегакорпорации, какой предстает Фирма, столь мелки? Чем они там вообще занимаются? В чем роль Джулиана, кроме эффектных дефиле по книжному пространству на супердорогих авто в стильных костюмах? Впрочем, такое обычно случается, когда человек принимается говорить о вещах, о которых имеет смутное представление.

Неудивительно, что западные читатели невысоко оценили дилогию. Кому другому простили бы вторичность и дурновкусие, но когда ожидания высоки, Noblesse Oblige. В остальном, недурственное и занятное чтение, затрагивающее многие вопросы, актуальные по сей день: соотношение свободы творчества и зависимости творца от материальных факторов, любовь и дружба, уважение и сотрудничество, всякого рода нежность к ревущему зверю.

А также, тут мне подсказали - возможность решения психологических проблем и преодоления депрессивных состояний, связанных с одиночеством, путем создания цифрового симулякра средствами искусственного интеллекта.

Для "Долгой прогулки 2021", команда "Терри прячет", февральский бонус

Источник

Комментарии


предвосхитившей свое время глобальной мегакорпорации

Что правда, то правда. Гуглил вчера историю фонографа (и заодно телефона), их открыли ещё в 1880-х, то есть, 140 лет назад, а неотличимых от человека роботесс до сих пор не сделали (возможно также и потому, что их практическая ценность в сравнении с телефонией и записью информации весьма сомнительна, а стоимость, затраченная на изготовление, выйдет несоизмеримо большей). И если Фирма сразу же вслед за фонографом производит андроида - ну да, хм, ого, что тут скажешь. Наверное, что автор плохо знаком с причинно-следственными связями технического прогресса.

Чем они там вообще занимаются? В чем роль Джулиана, кроме эффектных дефиле по книжному пространству на супердорогих авто в стильных костюмах? Впрочем, такое обычно случается, когда человек принимается говорить о вещах, о которых имеет смутное представление.

Так это же беспощадная сатира на капиталистический мир, корпорации и бизнесменов (причём мелких и мелочных) в целом:) Он не пытается изобразить реальность, он выписывает гротеск на отдельные её негативные стороны. Во всяком случае, мне так кажется, не могу говорить за автора, что он там думал и хотел сказать - я однажды уже узрел в "Ван Хельсинге" лютую сатиру на голливудские штампы и ржал весь фильм аки сивый жеребец, а потом мне сказали, что авторы на полном серьёзе это снимали, так что всё относительно... Правда, намерение делать или не делать сатиру уже не имеет значения, когда продукт на выходе получается отменной сатирой.


Ох, я как-то не увидела в Бунте сатиры. Наверно у каждого из нас свое чувство смешного.


До меня тоже далеко не сразу дошло это. Скорее, когда начал вслушиваться и вдумываться прямо в каждую деталь их болтологии - глаза отрылись после момента, где дела Фирмы запросто поправляет идиотский бал взрослых в детских нарядах - совершенная нелепость и глупость, но это именно то, что у нас сейчас происходит: идиотские экстраординарные вещи привлекают внимание (а скандал вообще лучшая реклама), и происходит приток инвестиций.


Знаете, я ценю Даррелла интеллектуала и поэта, но к его деловая хватка вызывает у меня серьезные сомнения.


Хдддд
Деловая хватка - это о том, как написать продаваемый бестселлер? Хдддд
Так нет, я не спорю, что он ни в зуб ногой в делах и кругах бизнеса. Чем выше человек взлетел, тем больше на нём лежит забот и ответственности, организация вообще требует больших энерговложений, а тут он показывает бездельников, и даже гений-изобретатель у него отнюдь не поглощён своей умственной работой хотя бы 8 часов в сутки. Другое дело, что это всё просто не нужно принимать всерьёз)


Нет, говоря о деловых способностях, имела в виду именно Фирму, с продаваемыми бестселлерами (тавтология) у него все обстояло благополучно.

Что до "всерьез", то Бунт Афродиты все-таки кажется мне халтурой. Но я свои впечатления от этой дилогии выразила в трёх отзывах на нее, которые писала, читая.


В трёх отзывах!.. D:
Вот кстати любопытно, есть ли вообще у него ирония в Квартете с Квинтетом. Мне лет восемь назад повезло случайно читнуть четвёртую часть Квинтета - читал залпом, так там всё лихо было закручено. После откопал все книги Квинтета (и Квартета заодно, нуачо, красивые же), прочитал первую... и оказалась она какой-то нудятиной. Но вот иронии там абсолютно нигде не помню, а если в Квартете и Квинтете её нет, а тут её море-тонны-галлоны-цистерны, то это было бы большим таким качественным отличием..


Я читала только квартет тел нему тоже без особого восторга, только Маунтолива люблю. И да, в квартете не было иронии, которая ощутима в Бунте, особенно начало второй части, психлечебница. Хотя скорее у Даррелла сарказм. Довольно злой.


Да, согласен насчёт сарказма, злой и беспощадный, над таким уже не смеёшься (это я задумался о вашей фразе про то, что у нас разные чувства смешного), да и гротеск не всегда смешон.


Гротеск, по большому счету, вообще не про смешно


Ага. Просто он с сатирой - добрые или злые соседи. То есть, я совсем не имел ввиду, что ухохатывался во время чтения произведения - скорее улыбало от того, с каким изящным постоянством Даррелл совершает свои саркастические выпады, и насколько они разнообразны и метки)


Не могу не согласиться, именно это впечатление: изящно, элегантно, интеллектуально изощрённо.


Ох, хорошо, что я сбежала в чя, раз это хуже Квартета и город не персонаж. Всё же там Александрия с пустынями изрядно для меня вытягивали.


Все субъективно. Наш капитан любит эту книгу, а она большая умничка. Может дело в том, что я не самая большая поклонница Лоренса Даррелла.