Больше рецензий

MrBlonde

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2012 г. 13:08

299

2.5

Девяносто девятый год! Как много в этом звуке! Времена упадка и раздрая, но и бесшабашной свободы... Вот и издательство "Феникс" из Ростова-на-Дону (!) взяло да и выпустило исследование то ли финского, то ли немецкого историка Ульфа Тоомсваре, про которого даже Гугль ничего не знает. Впрочем, в ту благословенную эпоху на юге России о поисковиках, да и вообще об интернетах мало кто слышал. Это простительно. Удивляет же дикое, абсурдное оформление книги. На обложке издания в пафосных ракурсах располагаются видные бонзы нацистской Германии, то есть указанные стратеги. Здесь мы видим протектора Богемии и Моравии Гейдриха, шефа абвера Канариса и танкиста Хайнца Гудериана...дважды. Не зря адмирал Канарис в шоке схватился за сердце, ведь кроме него ни один из упомянутых герров в книгу не вошёл. Они помещены на обложку исключительно для красоты, а Гудериан так дважды - видимо, оттого что самый стратегический. На форзаце нас ожидает также не присутствующий в книге министр Альберт Шпеер. Похоже, ростовские оформители книги ну очень сильно пили во время вёрстки, видя перед собой невнятные "исторические силуэты". Хорошо хоть буквы в том порядке что надо напечатали...

Итак, загадочный Ульф Тоомсваре предпринял попытку проследить, какой тип военных руководителей господствовал в том или ином периоде развития верхмахта. Согласно этому замыслу, книга состоит из ряда биографий заметных полководцев и штабных администраторов нацистской Германии, служащих примерами основной идеи автора. Идея же довольно проста: по мере приближения краха гитлеровского режима самостоятельные военачальники постепенно уступали место покорным исполнителям и фанатикам. Тоомсваре упоминает несколько типов военачальников, среди которых "Kopfabschneider" ("главарь банды"), "Pionier" ("первопроходец"), "Wachmann" ("постовой"), "Kurier" ("посланник") и "Zohmbi" ("зомби"). Первые два типа, представленные такими личностями как Рём, фон Бломберг, Редер и др., характерны для зари и расцвета рейха, когда требовалось возродить вооружённые силы и мобилизовать население. В годы нарастающего влияния Гитлера на руководство военными операциями многие независимые военачальники удаляются на покой, уступая место проводникам приказов фюрера. Таковы, среди прочих, Кейтель, Кальтенбруннер, Дёниц. Автор находит причины эволюции в самой сути тоталитарного режима, не терпящего отступлений от генеральной линии.

Для тех, кто не в теме:
За что мы так любим этих милых нацистиков? За хитрый прищур холодных глаз, дерзко вздёрнутую кокарду фуражки, скрипучую форму от Hugo Boss'а. Всё так. Автор же предлагает поближе рассмотреть высших руководителей Германии, приглядеться к их личностям. Уверен, тут немало любопытного для любого читателя. Например, потрясающая сцена ареста Гитлером Рёма: тук-тук, "а это ты, друг", "ой, что это у тебя?", "пистолет?", "но я не понимаю...". Пожелтевшие от табака руки Кальтенбруннера, независимые решения Роммеля, порочная женитьба Бломберга, ревность Дёница, психическая неуравновешенность Эйке - автор сыплет примечательными деталями, оживляющими этих людей с чёрно-белых портретов. Иногда, правда, Тоомсваре несколько увлекается и его сведения желтеют на глазах.

Для тех, кто в теме:
Книга ценна прежде всего рассказами о малоизвестных героях Третьего рейха: о Вальтере Вефере, одном из создателей люфтваффе, про которого даже нет статьи в русской Википедии, или Роберте фон Грейме, герое-авиаторе, пробившемся в бункер к Гитлеру в дни осады Берлина, или интеллектуале-разведчике Фридрихе Вильгельме Канарисе, раскинувшем паучью сеть абвера по всему свету. Небольшие биографические очерки легко читаются, запоминаются забавными или не очень деталями. Психологические портреты военачальников вышли, на мой взгляд, достаточно точными, во всяком случае правильно выведенными из поступков героев. К недостаткам книги можно отнести, помимо иногда раздражающей фривольности автора, повторение заезженных мифов о Второй мировой, относящихся к Дюнкеркской блокаде, высадке в Англии, а также разговоров, состоявшихся без свидетелей, а потому не слишком достоверных.

Общая оценка:
Только у нас! Обыкновенный фашизм - в необычном свете!

Оценки тут

Комментарии


Прекрасная рецензия! Если Вы не против, предложу ее для публикации на главной


Не против. Пусть про фашистиков-пушистиков почитают


Дёниц записывается в "зомби"? Как-то чересчур. Он, конечно, был убежденным национал-социалистом, беспредельно преданным фюреру, но все-таки назвать его простым орудием Гитлера язык не поворачивается.

Спасибо за любопытную рецензию. :)


А с Дёницем, по мнению автора, произошла метаморфоза. Пока он командовал подводным флотом, отличался инициативностью и волей (тип "Pionier"), а когда занял место Редера превратился в покорного исполнителя (тип "Kurier").


Аа, ну тогда да, выглядит логично.


Спасибо, интересная рецензия, и книга привлекла внимание. Поищу, м.б. есть в электронном виде...


Вы удивитесь, но в интернет-магазине эта книга стоит 19 (девятнадцать) рублей. Я даже две взял, себе и другу


Да, в инет-магазине нашёл, и на Алибе (там стоит 80), а вот в свободном виде нет...


Ответил в ЛС


Когда про автора нет ни слова в гугле и непонятно, что это за персонаж, я всегда подозреваю неладное. А когда впридачу непонятно, с какого языка переведено (и переведено ли вообще), - хм... Студенты истфака собрались и накропали в свободное от учебы время? :)


Ростов-на-Дону, 1999 год. Только наци, только хардкор!


Я уже скачал другой шедевр от того же издательства, чтобы посмотреть библиографические данные. Несмотря на авторство некоего (или некоей) Е.Готтендорф, в конце в скобках указано, что Е.Готтендорф - это на самом деле некто Е.С.Юрченко. Думаю, Ульф Тоомсваре - тоже что-то в этом духе. :)


Обязательно ознакомлюсь и с этой нетленкой


Вы не поверите о каком количестве авторов спец.литературы не знают ни гугл, ни википедия. Особенно если мы говорим про рунет и иностранных исследователей. Так что это отнюдь не показатель качества книги. :)


Возможно. Но в данном случае речь идет о том, что о господине Тоомсваре не знает ни английский, ни немецкий гугл. Вообще ничего. Это очень странно, чтобы не сказать - подозрительно. То же самое с господином Готтендорфом (ну и выше мы выяснили, что такого человека и вовсе не существует). В связи с этим вспоминается также мифическая фигура Ганса-Ульриха фон Кранца, который, по-видимому, такой же призрак, как Е.Готтендорф.

Признаюсь, я с большим скепсисом отношусь к историкам (и, как следствие, к их книгам), которые вдруг берутся ниоткуда и исчезают в никуда.

Ну и список "использованной литературы" из семи наименований (среди которых энциклопедия и книга "Почему Россия - не Америка?"), как в случае с "Готтендорфом", с точки зрения исторического труда просто смешон. Это уровень школьного реферата максимум.


Про эту книгу ничего говорить не буду, ибо не читала, не в курсе. Судя по данной информации (список литературы, намеренная путаница с фамилиями), выглядит действительно сомнительно. Но вообще, любопытно: в Ростове-на-Дону в 1990-х выходило немало хороших учебников и вполне достойных книг по истории, а тут такое...

Я скорее говорила в общем. Могу привести примеры того, как достаточно крупные специалисты по той или иной теме в интернете практически не засветились (причем, в англоязычной его части). И у меня также возникнут сомнения в профессионализме, если, наоборот, автор вылазит из всех щелей, активно пиарится и пишет по куче тем. Впрочем, нужно смотреть каждый конкретный случай отдельно. :)


Ну да, тут я просто погулил, и результаты меня не убедили. :) А в остальном, разумеется, ваши замечания в полной мере справедливы.


Меня вообще умиляет эта привычка некоторых российских авторов придумывать себе иностранные псевдонимы - как будто это добавляет веса. :) Особенно авторши женских романов этим грешат.


По-моему, Олди (хотя за свою память не ручаюсь) как-то объясняли, зачем они так сделали: считалось, что западные фантасты лучше пишут - и, соответственно, лучше продаются. То есть, мне в целом понятен этот прием применительно к худлиту, но вот что касается серьезных исследований - тут в моих глазах мистификации определенно играют против автора.


Мне в общем тоже мотивы понятны, хотя по отношению к читателю это несколько нечестно получается. :) Но я согласна: что простительно худлиту, совершенно недопустимо в исследованиях, претендующих на научность.


был такой период в 90-е, когда издать (ну и продать) книгу молодому российскому (украинскому) неизвестному автору было несколько сложнее, чем сейчас, вот и изгалялись. причём, предлагали авторам сами издатели. знаю живой пример: Рагнаради. Шпага гроссмейстера Дихнова (мне лично это рассказывала его тогдашняя жена)))


Когда я первый раз в отрочестве читал Олди - был в полной уверенности, что мне попался классный западный фантаст. Ничего себе, думаю, как пишет круто, а переводят так вообще сказочно. :)


у меня почти то же самое было с вышеназванной книгой))) а потом я познакомилась с Татьяной, и когда она мне сказала, что Рагнаради написал её муж, я очень удивилась))) тогда она мне и рассказала, Саша, мол, обратился к знакомому издателю, а тот и говорит: да кто твою книгу купит, давай придумывай иностранное имя - будут думать, что переводное что-то (тогда ведь много хлынуло того, что раньше в Союзе не переводилось и не издавалось)


Занимательное псевдонимоведение. :)


Ну да, это понятно. Но ведь и сегодня, когда ситуация явно улучшилась, поток "иностранных авторов" не сокращается. Я в общем не имею ничего против псевдонимов, но настоящего автора хочется знать. :) Раздражают скорее те, кто пытается активно выдавать себя за иностранцев. К примеру, как-то попался любовный роман про преподавателей Оксфорда - жуть как люблю "университетский роман" в любом обрамлении, ибо сама в вузе работаю. Имя автора - Кэтрин Полански. Купила, прочитала, поудивлялась тому, что реалии вообще никак не прописаны и ничего английского в романчике нет. Ладно, списала на жанр (акцент на отношения и бла-бла-бла). А потом случайно узнала, что под псевдонимом прячется русская писательница-имени-не-помню. Все сразу стало на свои места, но осадочек остался.


Короче, хорошим писателям можно, а плохих гнать от псевдонимов ссаными тряпками. :)


Двойные стандарты, ага. :)) Хорошим писателям что угодно простишь. :)