Больше рецензий

28 марта 2021 г. 09:14

2K

4 Великий принцип не может быть разделен, потому что множество частей не есть целое.

Недавно прочитал книгу "Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем". Эта книга написана в научно-популярном жанре. У книги два автора: Иан Макдермотт, Джозеф О'Коннор. Иан Макдермотт - специалист в области нейро-лингвистического программирования, преподает НЛП. Джозеф О'Коннор- писатель, почетный профессор Дублинского университета, преподает курс креативного письма.

Из названия книги я ожидал, что узнаю о системном и креативном подходах к решению проблем. Но в произведении нет четкой методологии, вводится базовые понятия системы, ее структуры. Чтобы понимать системы, авторы предлагают на примерах понаблюдать за ними. Зная, как работает система, мы можем найти уязвимые места и воздействовать на них. Эта главная идея книги.

Так же вы познакомитесь с механизмами ментальных моделей и поймете, почему можем ошибочно толковать собственный опыт. Авторы расскажут о заблуждениях о характере причинно-следственной связи.

Частично затрагивается тема теории хаоса, вернее практическое применение этой теории к исследуемой сложности наших систем. И вывод заключается в том, чтобы задавать постоянно правильные вопросы. Благодаря вопросам возможно дестабилизировать исходный аттрактор и создать новый. От правильной постановки вопросов зависит и корректность решения. Понравилось, что авторы приводят много примеров нужных вопросов, которые возможно задавать в сложных ситуациях.

Книга нравится тем, что написана не сложным языком и дает мотивацию мыслить по-новому. На процесс обучения я взглянул под другим углом. Ведь возможно просто обучаться, путем проб и ошибок, механически запомнить материал, чему и учат в школе. А другой способ - порождающее обучение. Нужно учиться учиться, видеть ситуацию по другому. И как это делать? Опять же важно в процессе обучения задавать правильно вопросы, так как без обратной связи не получите нужного результата. Мир сложный, не линейный, и эта сложность динамическая. Но мир этот изучать возможно, не смотря на то, что этому мешают и наши ментальные модели, и то, что мы смешиваем понятия точности и достоверности, и то, что не умеем задавать вопросы.

Алгоритм решения сложной ситуации можно изобразить графически в том числе. В центре рисуем ясную цель, то, чего мы хотим добиться? Вокруг рисуем детали, события, факты, относящиеся к нашей проблеме. Но при этом нужно установить границы, время и людей. И самое главное теперь - это искать связи между элементами, их взаимоотношения. Это дает возможность увидеть точки приложения рычага для изменения ситуации, чтобы получить нужный эффект. На этой идее основаны технологии по созданию факт-карт, интеллект-карт и др.

Мышлению можно учиться, его можно изменить. Нужно начинать с изучения наших ментальных моделей, учитывать фактор времени. Важно видеть все во взаимосвязях. Это позволяет обладать системным знанием о мире, а не грудой разрозненных фактов.