Больше рецензий

Melbourness

Эксперт

, попутанный бесом графомании.

26 апреля 2021 г. 08:15

291

3 Игры льда и пламени

Лени Рифеншталь является одной из самых противоречивых фигур в истории кино. С одной стороны она талантливая актриса и великий режиссер, с другой - снимала фильмы по заказу Гитлера и способствовала прославлению нацизма. И разделить эти стороны не получится, хоть ты тресни. Если бы она отказалась снимать "Триумф воли", запечатлевший нюренбергские слеты партии. Если бы она эмигрировала или подвергалась преследованиям, живя в Германии. Если бы, если бы.... Но без "Триумфа воли" не было бы "Олимпии". А ведь именно фильм о фашистских Олимпийских играх 1936 года ставят ей в главную заслугу. Лени Рифеншталь стояла у истоков спортивной и общей документалистики, и этого тоже не отнять.

Начавшая как танцовщица и пришедшая в кинематограф, чтобы сниматься в "горных" фильмах, неугомонная Лени очень быстро оказалась по другую сторону камеры. Ей повезло, ее наставниками были страстно увлеченные своим делом люди. Ее яркий взлет с пиком на создании "Олимпии" был прерван победой союзников во Второй мировой войне. Слишком близко Рифеншталь стояла к верхушке НСДАП и непосредственно Адольфу Гитлеру. После войны и следствия, Лени Рифеншталь была признана невиновной в нацистских преступлениях, но ее репутация была безнадежно испорчена. Поскольку за или перед кинокамерой ей места уже не было, она переключилась на фотографию и выказала себя очень талантливым фотографом. Творческий путь Лени Рифеншталь не прекращался почти до самой ее смерти в возрасте 101 года не смотря ни на что.

Книга Одри Салкелд мне решительно не понравилась. Она представляет собой переработанные ранее написанные книги о Рифеншталь и воспоминания ее друзей, недругов и современников. Содержание и стиль тянет на статьи из "желтой прессы". У журналистки, специализирующейся на альпийской теме и скалолазании, на мой взгляд, не получилось выдержать нужный тон. Она пристрастна, и ей не слишком-то нравятся многие люди, о которых она пишет, чего Одри Салкелд не считает нужным скрывать. Создалось впечатление, что имя Рифеншталь было использовано как "жареный" материал. Как будто автор взобралась на плечи своей героини, чтобы выглядеть повыше.

К сожалению, я не нашла английский оригинал, русский перевод был на троечку. Я поставила 3 звезды книге исключительно из-за женщины, которую она описывает.

Рецензия написана в рамках игры "Спаси книгу - напиши рецензию".

Комментарии


Она представляет собой переработанные ранее написанные книги о Рифеншталь и воспоминания ее друзей, недругов и современников.

Интересно, насколько часто автор книги обращается к воспоминаниям самой Рифеншталь? Насколько я помню, там довольно много информации (про съёмки "Олимпии", попытку доказать свою невиновность, увлечение фотографией и поездки в Африку), пусть некоторые моменты Рифеншталь и пытается залакировать.

Спасибо Вам за рецензию.


В предисловии автор выражает "глубочайшую благодарность самой Лени Рифеншталь, охотно отвечавшей на мои вопросы." Главы про военные годы, съемки фильма "Долина" и первые послевоенные годы с денацификационными судами очень похожи на слегка переработанные дневники Рифеншталь. "Не была, не видела, не знала, не думала". Но ведь чтобы выпустьть в свет "Долину" ей пришлось вырезать сцены с циганами, которых она "позаимствовала" в концлагерях.
У меня сложилось впечатление, что Рифеншталь книга Салкелд казалась последним шансом оправдаться, что-то объяснить. Поэтому многие вещи показаны сглаженными или замалчиваются вовсе.
Очень много отсылок на фильм Рэя Мюллера.