Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 мая 2021 г. 15:55

507

4 Любовь и роботы

Появившись на свет почти тридцать лет спустя после знаменитой дилогии о детективе Элайдже Бейли и Р. Дэниеле Оливо, где Р – значит робот, третья книга о расследованиях этой парочки ожидаемо тоже рассказывает об убийстве, как для краткости предпочитает называть разрушение активности робота детектив Элайдж Бейли. Робот Джандер, копия Р. Дэниела, не был разрушен физически, кто-то необратимо повредил его позитронный мозг, на что, по словам его создателя доктора Фастольфа, не способен ни один человек на планете Аврора (она же Утренняя Заря), предки жителей которой в незапамятные времена покинули Землю с ее перенаселенными гигантскими мегаполисами.

Будучи ранее знаком с Бейли, доктор Фастольф просит земное правительство командировать того на Аврору, справедливо полагая, что ум и профессиональная хватка землянина, с отличным от аврориан взглядом на вещи, помогут разобраться в этом деле. Правительство, видя в этом единственный шанс продолжить сотрудничество с Авророй в области технологий межзвёздных перелетов, кнутом и пряником старается мотивировать инспектора разобраться в проблеме, оказавшейся не под силу космонитам.

Доктор категорически отрицает свою вину и на его планете это даже не преступление – за порчу собственного имущества, каковым являются его роботы, Фастольфа могут максимум покритиковать. Но дело осложняется противоборством двух политических партий, одна из которых сильно рассчитывает на роботов этого типа для дальнейшей колонизации космоса, выступая категорически против участия перенаселенной Земли в этом деле, а другая, к которой как раз и принадлежит доктор, считает этот путь непродуктивным. А поскольку оба робота являются собственностью доктора, он отказывается делиться технологиями, позволяющими воспроизводить их в промышленных масштабах. Дискредитация же доктора Фастольфа будет означать провал политики его партии и отказ космонитов поставлять Земле так необходимые ей технологии.

Мне в свое время очень нравились первые две книги цикла, поэтому читать третью я собиралась давным-давно. И политические расклады, и само детективное расследование, как всегда, у Азимова на высоте. А вот попытка автора в этой книге еще раз повторить краткое содержание предыдущих серий, да еще и обогатить повествование сравнительным анализом сексуальных практик на Земле, Солярии и Авроре с неоднократным повтором тезисов и их эмоциональной окраской действующими лицами, мне показалась здесь лишней, хотя и имеющей непосредственную связь с расследованием. Но, как говорится, в одну телегу…
Но в конце концов все-таки победил сыщицкий азарт – вопрос, отчего же инспектор Бейли, проваливаясь в сон, раз за разом вспоминал какой-то факт, и почему он никак не мог вспомнить его по пробуждению, был ключевым, а догадка, возникшая при этом, подтвердилась впоследствии.

Фантастический детектив у Мастера жанра обернулся здесь размышлением о глобальных процессах, происходящих в человеческих сообществах, которые доктор Фастольф называл психоисторией. О том, что необходимым условием к развитию человеческой популяции служат трудности и препятствия, а если исчезает это стремление «через тернии к звездам», то неминуема стагнация и деградация. В наше время об этом не рассуждает только ленивый, а вот в 80-х годах прошлого века это еще не было расхожей истиной.

А далее, хоть и не без помощи «бога из машины», Элайдж Бейли не только спасет землян от заточения в своем не самом комфортабельном мире, а аврориан от самих себя, но и найдет того, кто убил робота, нет, не убил, а в прямом смысле слова принес его в жертву во имя будущего всего человечества.

И все-таки, кажется мне, что время отцов-основателей уходит. Они «памятник себе воздвигли нерукотворный» в фантастическом жанре, их заслуги всячески признаны, а вот интерес к чтению их произведений снижается. И если даже мне, выросшей на этой фантастике, сейчас уже скучновато ее читать, то для молодежи, привыкшей к гораздо более быстрому темпу и сложной жанровой тематике, такое чтение скоро будет и вовсе не в тему. А то, что многие методы и базовые приемы этого жанра были придуманы как раз отцами-основателями, будущим читателям будет и вовсе невдомек.

картинка tatianadik

Прочитано в рамках флешмобов "Книжное путешествие",
Персона Грата 14-й тур. В составе команды "КЛУЭДО на выезде" и
на стройке Книжного государства в команде "Стройотряд КЛУЭДО" в составе Оли Penelopa2 , Вики SantelliBungeys , Наташи thali и Юли Uchilka

Комментарии


Азимов бы сильно расхохотался, увидев эту обложку! В который раз уже плююсь. Неужели в России перевелись художники?


Ну, это же издание 1992 года! Художники-то всегда были разные, но тогда издатели, в основном, только такие и требовали)) У этой книги есть и другие, более современные обложки, но у меня на полке ностальгически осталась книжка с этой))


Думаю, перевод под обложкой соответственный?


Не могу сказать, я в электронке в другом переводе читала, не сравнивала.