Больше рецензий
2 июня 2021 г. 15:49
348
4
РецензияОхх... на самом деле это было мучительное чтение. Страдал над книгой недели полторы, хотя думал прочесть за пару вечеров.
Роман я оценил довольно высоко. Но эта книга помогла мне понять тех людей, которые автора не любят. Раньше я действительно не понимал, как можно не восхищаться Г.Г. Кеем, ведь это один из лучших авторов современности. Как в здравом уме можно называть его романы скучными.
Теперь понимаю.
Наверное, во многом, дело в том, что книга обманывает ожидания. В одном отзыве мне встретились такие слова
(Сюжет романа) сделан по принципу детской пирамидки. Основной стержень, простой, как палка. Набег эрлингов-викингов на англсинов и сингаэлей-валлийцев. И на этот стержень насажено с десяток разноцветных слоев отдельных фабул, конфликтов, движений и устремлений персонажей.
Отчасти это верно. Но. Сама фабула мне показалась весьма неудачной. Роман начинается с линейной и простой завязки: молодой эрлинг Бёрн крадет коня и сбегает из своего острова, чтобы стать наемником. Казалось бы дальнейшая история будет сконцентрирована на этом персонаже, но нет. Автор забывает о нем на долгое время, вводит примерно сто тысяч новых персонажей (естественно, ни о какой нормальной интродукции для каждого и речи быть не может, хотите разобраться кто есть кто - смотрите в список действующих лиц перед романом (который в русском издании забыли добавить, ха-ха), в которых читатель очень быстро тонет. Всю середину романа я барахтался в этом океане пытаясь разобраться кто есть кто, и что все эти люди вообще забыли на страницах книги. А ведь Кей еще и любит часть вводить в повествование персонажей на одну сценну: показать какое-то событие глазами обывателя, который затем больше в книге никогда не появится. На самом деле, это прекрасно написанные эпизоды. Истории простых людей на фоне масштабных событий автору удаются превосходно. Но здесь они только сильнее меня запутывали.
В итоге, более-менее разобрался в происходящем я только к последней трети романа, когда громадье сюжетных линий худо бедно сводится друг с другом. Но проникнуться симпатией к действующим лицам у меня так и не удалось.
Да и с маштабностью и значимостью событий тоже как-то не вышло. Хоть роман и старается быть чем-то большим, чем историей про еще один поход викингов, но все в конечном счете сводится именно к ней. Многослойнойность и полисюжетность только излишне усложняет эту простую историю, но вряд ли дает ей много ценного. Автор сначала концентрируется на истории одного персонажа, заставляет читателя заинтересоваться его им, потом вводит десяток новых персонажей, о первом забывая напрочь, а потом вводит еще штук триста новых. А первоначальный персонаж если и появляется, то не на долго и чаще на второстепенных ролях, лишь ближе к развязке становясь полноправным действующим лицом. Такую структуру я при всем желании не могу считать удачной.
При этом литературный талант Кея никуда не делся. Сохранился и уникальный слог автора, который может быть одновременно скупым (надо читать в оригинале, чтобы это увидеть, переводы передают это весьма примерно) и возвышенным, а текст так и тянет расхватать на цитаты. Сохранилась способность подать поступки персонажей так, чтобы от них захватывало дух. Сохранилось (хотя и в меньшей степени, ох, куда меньшей) ощущение прикосновения к чему-то величественному, печаль об ушедших эпохах. За это автору можно простить очень многое.
Но магия в этот раз как-то не сработала и недостатки автора стали видны яснее. Впрочем, это один из самых низкооцененных романов автора, и надеюсь в следующих (а мне осталось прочесть их не так уж много) они будут не настолько ярковыраженными. Но даже при всех недостатках я не могу поставить роману низкую оценку. Все-таки Кей у нас такой один. Эта проза настолько разительно отличатся от остального фэнтези, что оценивать ее низко просто не поднимается рука.
Прочитано в рамках KillWish. Наконец-то выдавил из себя более-менее полноценную рецензию, а не обычную отписку.