Больше рецензий
8 июля 2021 г. 11:47
1K
4 «Сегодня утром, выходя из родительского дома, я поклялась, что не вернусь туда, пока не добьюсь своего». (с)
Рецензия⠀⠀⠀Впервые об этой книге узнала благодаря рецензии Yulia96 , под которой произошла небольшая дискуссия по поводу посыла, о чём я напишу позже, так как на этом важно остановиться и акцентировать внимание на несколько важных моментах. Я люблю подобного рода книги — манифестирующие, исповедующие, приоткрывающие завесу тайны. Помню, как я хорошо приняла книги «Цветок пустыни» (Сомали) и «Я — Малала» (Пакистан), в которых были и качественный подход к миксу личной истории и фактических данных о странах. Примерно такого же уровня я ожидала от книги «Мне 10 лет, и я разведена». После прочтения у меня остались весьма противоречивые эмоции, но при этом возникли вопросы, на которых стоит подробнее остановиться. Сама история — жестокая, беспощадная и ужасающая, но при этом настолько идеализированная с одной стороны, что даже возникает вопрос: а зачем идеализировать одних, а демонизировать других? В чём смысл? Но обо всём по порядку.
«Если объединить вместе территории Греции, Сирии и Непала, добавить к этому ещё немного земли и самый краешек окунуть в Аденский залив, то получится Йемен».
⠀⠀⠀Йемен располагается в южной части Аравийского полуострова, который пережил множество бед — от вооружённых нападений эфиопов до британских колонизаторов. Сейчас эта страна, объединённая в 1990 году, печально известна продолжительными войнами, в особенности войной между хуситами и государственными войсками, которая длится с 2014 года. Полное прекращение огня имело бы важное значение для жителей страны, но, а пока война идёт, а жители страдают. Не только война является важной проблемой для страны; нужно учитывать проблему нехватки воды — и большая часть уходит на кат, с которым пытаются бороться на международном уровне. Также поднимается проблема рабского труда, когда люди за неимением лучшего уезжают в другие страны на заработки, и их используют для принудительной работы без прав и свобод. Или же проблема женских прав в стране, где девушек по самым непонятным традициям, якобы восходящих к пророку Мохаммеду, выдают насильно замуж в самом неподходящем возрасте. При этом проблема ранних браков осложняется тем, что это часть традиций. Пускай и кратко, Дельфин Минуи, специалистка по Ближнему Востоку и известная журналистка, пытается интегрировать печальный опыт Нуджуд Али, маленькой девочкой из Йемена, в общую историю страны, где её история окажется не единственной.
⠀⠀⠀История, раскрывающаяся в книге, представлена в виде небольших по размеру мемуарах девочки, которая перенесла многое за такую короткую жизнь. Нуджуд Али — десятилетняя девочка из Йемена, которая на деле не знает точного года рождения, что было нормой для тех, кто появлялся в очень больших семьях в деревнях. «В провинциях таких детей пруд пруди». История выполнена в виде смешивания флешбеков с настоящими событиями (на 2008 год). Кроме этого, тут представлена не просто личная история девочки, но и некоторые факты по поводу страны, которые явно дополняют историю. Также чувствуется особый подход к передаче воспоминаний, мыслей Нуджуд, потому что сразу создаётся впечатление, что повествование ведётся от лица ребёнка (в книге сразу понятно, где мысли ребёнка, а где — авторский подход). Не каждый умеет это делать, потому что сложно передать мысли ребёнка, при этом не гиперболизируя и не преувеличивая. Любая фальшь будет заметна сразу.
«Я простая девочка из деревни, живущая в городе, которая всегда подчинялась мужчинам нашей семьи. С самого рождения я училась отвечать «да» на все приказы. Но сегодня скажу «нет». Моя душа осквернена. Никто не имеет права помешать мне встретиться с правосудием».
⠀⠀⠀В книге показываются некоторые фактические данные о стране, например, важные понятия (например, Отта — это мать). Или о том, что семья Нуджуд жила, подчиняясь солнечному ритму. Всего лишь «простая, тихая жизнь, без электричества, без водопровода». Или о системе оплаты за невесту под названием «dot» — «имеющая исключительно социальное и экономическое значение в Йемене», похожая на торги между старшими мужчинами в семьях. Девочка была продана за 150 т риалов (675 евро). Как же дёшево продают людей в Йемене… Девочка, которая просто хотела иметь простое детство, учиться и узнавать новое. Стоит вспомнить, как она радовалась мылу в горячей воде! Благодаря книге можно узнать о Шаде Нассер, которая занимается подобными делами. Например, в 1999 году она помогла Амине Али Абдул Латифе, но та до сих пор скрывается от семьи бывшего мужа. Как ранее и говорилось, существует проблема, которая связана с детьми. Те, кто родился в деревне, скорее всего не имели официальных документов. Эта проблема возникла и у Нуджуд.
«— Как ты набралась мужества сбежать и направиться прямо в суд?
— Мужества? Я просто не могла больше выносить его жестокость. Больше не могла…».
⠀⠀⠀Как же печально видеть, когда родители говорят про своих детей как о «голодных ртах». И до этого упоминалось, что некогда к Отта приходила женщина из планирования семьи, которая прописала таблетки, которые нужно принимать, чтобы избежать беременности. «Так устроена жизнь и иногда мы ничего не можем сделать с природой». Показательный пример. Также страшно понимать, что родная мать может оправдывать все жестокие события тем, что «так устроен мир» или «все женщины должны через это пройти». Стокгольмский синдром, который передаётся из поколения в поколение. Затем, у меня возник закономерный вопрос: откуда в бедной семье, где очень много «голодных ртов» и где приказы старших имели закон, мог появиться ребёнок, который каждый день требовал у родителей деньги на конфеты? Это история про брата — Фареса, которая будет тесно связана с проблемой рабского труда. «Фарес с каждым разом просил всё больше и больше».
«Мы восхищаемся поступком Нуджуд, но в то же время приверженцы старых традиций продолжают воспринимать его как возмутительный акт неповиновения, а наиболее радикально настроенные граждане заявляют, что девочка совершила преступление против чести и должна понести наказание».
⠀⠀⠀В чём я вижу идеализацию? Не совсем понятно, как страна, которая находится в пучине конфликта, где нет полного исполнения прав человека, могут функционировать настолько «независимые» суды, о которых Нуджуд Али вспоминает с неким восхищением и восторгом. Затем она идеализирует семью (а точнее отца), но это неудивительно, потому что не хочется потерять хоть какую-то родственную связь, плюс она всё это время пыталась защитить сестру Хайфу от той же участи. «А я любила отца, несмотря на все его недостатки…» или «Но у него тоже есть причины быть недовольным своей дочерью…». Последнее было сказано уже после суда, когда девочка вернулась жить обратно к семье, так как нет специальных мест для жертв жестокого обращения. Как раз в мире глазами Нуджуд чувствуется детская гиперболизация, о которой я говорила в самом начале, но только это естественное явление, когда критическое мышление ещё не развито. Это всё же ребёнок, и это его видение мира. Судебная система представлена слишком идеализированной. Если шейхи на местах имеют значение до сих пор, странно, что они никак не повлияли на процесс, который явно мог навредить их образу как в стране, так и за рубежом. А так как в Йемене остаются сильными родоплеменные связи, удивительно, что судья не отправил девочку к родителям обратно. Это же вопрос чести, о котором будет позже говорить Нуджуд Али. «Если ты разведёшься с мужем, мои браться убьют меня! Sharaf, честь семьи прежде всего! Честь! Понимаешь?». Но скорее всего, ей просто повезло, и ей попались адекватные люди, которые чтят закон и права человека.
«Мы восхищаемся поступком Нуджуд, но в то же время приверженцы старых традиций продолжают воспринимать его как возмутительный акт неповиновения, а наиболее радикально настроенные граждане заявляют, что девочка совершила преступление против чести и должна понести наказание».
⠀⠀⠀История девочки из Йемена показательна, так как тут показаны несколько проблем, которые связаны с этой страной (на эту тему будет отличная выдержка из книги ниже). К примеру, она стала примером и вдохновением, она стала катализатором для показательных дел о ранних браках. Например, вот пример девочки из Саудовской Аравии. Но не всё так сладко, как кажется на первый взгляд. К сожалению, история девочки всё ещё продолжается, так как суд оправдал бывшего мужа, и вот вся идеализация слетает, потому что тот процесс скорее был показным для широкой общественности и СМИ, которые следили за ходом дела. Плюс её планы поменялись, и проблемы со семьёй, но это неудивительно, потому что уже в самой книге об этом говорилось. В 2013 году писали, что отец девочки растратил все деньги и что он выгнал её из дома. Кто-то обвиняет адвоката девочки в том, что она создаёт отрицательный образ женщины из Йемена. В то же время НПО стремятся добиться «безопасного возраста» для брака, а не «законного возраста для вступления в брак».
«На Западе считается хорошим тоном инстинктивно сочувствовать тяжелой судьбе мусульманских женщин. Хотя ранние браки и насилие со стороны мужей существуют и вне исламского общества. Стоит обратить внимание на Францию, Испанию, а также на Италию: разве прабабушки не рассказывали нам, что их отдали замуж совсем юными? Разве мало молодых женщин вокруг нас терпят жестокое обращение своих мужей? Не стоит забывать и о Соединенных Штатах, ведь именно там лидер секты мормонов, техасец Уоррен Джеффс, имел обыкновение наблюдать за брачными церемониями девочек, которым едва исполнилось четырнадцать лет. И это продолжалось до тех пор, пока в 2008 году его организация наконец не была разогнана».
⠀⠀⠀А теперь немного о посыле. Человек, который разбирается в данной теме (в частности, женские права в странах Востока), поймёт, что ситуации бывают разные. И нельзя оценивать всё по одному примеру, который даже кажется идеализированным, потому что, если почитать дальнейшую историю этой девочки, можно понять, что её кошмар, по сути, продолжается, хоть и в меньшей интенсивности. И её планы уже не такие радужные. Человек, который не разбирается, воспримет (осознанно или неосознанно) пример Нуджуд Али как за единственно верный пример женщины в Йемене. То есть образ страдающей девушки, которая испытывает горести из-за старших мужчин в семье. Кто-то может заметить тут мизандрию, но, если вчитаться в историю девочки, можно увидеть и положительные образы мужчин (например, судья, который вёл дело Нуджуд, затем «любимый дядя», который приютил её после того, как она сбежала из семьи). А также есть и негативные образы женщин (мать мужа, которая поздравляла её после ночи насилия). Но есть история её сестры, которая попросту возненавидела мужчин, но и её понять можно. Не каждый сможет пережить этот кошмар разлуки с ребёнком, все эти истязания в тюрьме. Неудивительно, что она стала такой. Помню, как Уорис Дири, модель из Сомали, скорее в шутку сказала «может, если отрезать половые органы мужчинам, её страна превратится в рай». Подобного в этой книге нет. Тут скорее совершенно понятные чувства девочки, которая ещё не понимает ничего в этом мире, но при этом пережила и насилие, и судебные разбирательства. Плюс, Дельфин Минуи как раз стремилась облегчить данную дилемму, когда по одному примеру оценивают всех (цитата сверху). Дельфин Минуи и Нуджуд Али взаимодополняют друг друга — первая с точки зрения эксперта дополняет книгу, а другая делится своей историей, пусть в некотором идеализированном виде. И, как мне кажется, таким образом они создают гармонию, поэтому нет чёткого посыла ненавидеть мужчин. А политизация такого явления неизбежна, если это выгодно. Но здесь есть другой чёткий посыл — бороться с ранними браками, полигамией, рабским трудом, войнами и нехваткой продовольствия.
⠀⠀⠀Какие сильные и слабые стороны я могу отметить? Сильные стороны (плюсы): экспертность переплетается с жизненной историей; простой стиль, который точно передаёт взгляд ребёнка; комплексный подход к проблемам (не просто проблема ранних браков, но и другие немаловажные ситуации в Йемене); посыл на продолжение борьбы с проблемами; краткость. Слабые стороны (минусы): идеализация судебной системы, которая в итоге начала топить девочку после всего информационного шума (но это ребёнок, надо понимать); как будто история вырвана из контекста (если сравнивать с указанными книгами выше, ощущение, будто стремились только суд показать, а не жизнь Нуджуд до и после, хотя тут есть описание семейных моментов, но этого мало, на мой взгляд).
⠀⠀⠀Как и истории с Малалой и Уорис Дири, мемуары Нуджуд Али не смогут оставить читателей равнодушными. Как бы мы ни относились к посылам в книге (чётким и неясным), ситуация с маленькой девочкой, которую выдали замуж за взрослого мужчину, только пугает и вызывает отвращение. И эта проблема действительно серьёзная, с которой и МПО, и НПО борются не первый день. Но традиции для многих важнее, чем простое уважение прав человека, особенно прав женщин. Гармоничная пара из Дельфин Минуи и Нуджуд Али показывает эту непростую историю, которая вызывала резонанс в обществе — не только в Йемене, но и во всём мире (особенно в США). Я вижу некоторую идеализацию событий в книге, но нужно понимать, что это передаётся видение ребёнка. И этой идеализации нет после книги, то есть спустя время, когда отец выгоняет из дома и не отдаёт деньги, когда мужа оправдывают в той же судебной системе, где защищалась девочка. Посоветовала бы эту книгу? Скорее да, чем нет. Для людей, кто разбирается в регионе Ближнего Востока, здесь не будет ничего нового, даже история девочки покажется очередным доказательством силы традиций и религии, отсутствия законных прав человека и так далее. Но в целом книга показательна — не всё так радужно, как это бывает на первый взгляд.
Комментарии
Мне в этой серии больше нравится история про девушку, которая в Индии свою семью искала, и другая история про монахиню, которая рассказывала как она попала в храм, как она помогает местному населению Непала (кажется там дело происходило) и что деньги от книги она на медицину отдаёт. Вот такие книги были мне очень интересны. Данная история тоже очень неплохая, само по себе вот эти дикие практики - ужасны, но минусом в них всегда идиализирование ситуации, недосказанность хотя иногда надо бы глубже копнуть
Полностью согласна! Надо будет ознакомиться с этой серией, спасибо.