Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 августа 2021 г. 06:39

237

5

Очень интересная и важная книга по бизнесу в целом и по маркетингу в частности. Важность книги состоит в том, что только в ней я прочёл о жизненной необходимости для бизнеса применять стратегию имитации. На сегодняшний день модно говорить об инновации, чтить Стива Джобса и приводить в пример Apple в качестве главного оплота инновационно-ориентированной компании. Другими словами, быть инновационной фирмой не только модно, но это и единственный способ создать успешный бизнес. Так ли это на самом деле? Для всех специалистов по маркетингу и для тех, кто хорошо разбирается в работе бизнеса, ответ будет отрицательным. На самом деле инновации могут лишь повысить шансы компании на успех, но это вовсе не гарантированный секрет успеха, как то хотят представить журналисты и простая публика. И вот эта книга детально объясняет, почему их точка зрения ошибочна.

Да, эта книга одной идеи. На всём протяжении книги автор будет приводить примеры и объяснять, почему успешные компании выбирают не что-то одно - инновации или имитация - а применяют в своей деятельности обе стратегии. Как пишет автор, «Такие фирмы можно назвать имоваторами. Они поняли, что имитация не противоречит инновации, а дополняет её». Мы можем вспомнить не только компьютерную программу «Windows» от Microsoft, которую, как говорят, компания скопировала у Apple. Но мы обнаружим, что и компания Apple не брезговала перенимать сторонние разработки. Вспомнить iPod или компьютерную мышь, которая была разработана, если я не ошибаюсь, компанией DEC. Главным является то, что имитация не является чем-то постыдным. Компаниям вовсе не обязательно заниматься только инновациями. Как пишет автор, многие компании после того как имитировали чей-то продукт, занимались его модификацией, т.е. занимались инновацией этого продукта. Да, изначально продукт мог быть создан совсем другой корпорацией, но ведь грамотное улучшение тоже требует и сил и времени. Имитация продукции, вовсе не гарантия успеха на рынке. Ведь не стоит забывать, что инновационные компании могут устанавливать разнообразные барьеры для тех компаний, что занимаются имитацией. Помимо существования правовой защиты у новаторов есть так же защита от копирования связанная со сложностью точного копирования всей организационной системы. Как пишет автор, «Southwest, Lincoln, Electric и McDonald’s используют тесные связи с поставщиками и другими партнерами в дополнение к уникальным системам операционной деятельности, чтобы создать модели, не поддающиеся копированию». На самом деле копировать чью-то бизнес-модель и/или продукцию не является лёгким делом. Ведь необходимо учитывать множество факторов, включая организационную среду. Необходимо учесть партнёров компании, её клиентов и пр. Один неучтённый фактор может похоронить попытку успешного копирования. И вот для прояснения этой идеи автор приводить множество примеров связанных с копированием Southwest. Т.е. как у многих известных и экономически сильных корпораций ничего из этого не вышло. Что опять же подчёркивает мысль, что копирование не всегда является простым делом.

В любом случаи, главным посылом книги является принятие стратегии и инновации и имитации. Как говорил Сэм Уолтон (основатель Walmart), «Почти всё, что я сделал, скопировано с других».